Колядка «Христос Спаситель»

       

                 Христос Спаситель

       В полночь родился.

       В вертеле бедном

       Он поселился.

         

                 Вот над вертелом Звезда сияет.

       Христос Владыко,

       В Твой день рожденья

       Подай всем людям

       Мир просвещенья!

         

           Весело колядовать, но морозы уж очень крепкие, не простудились бы наши христославы! (Разыгрывается инсценировка.)

М е ш о к (в мешке спрятан взрослый). Вот-вот, сами мерзнут, и я замерзаю! Оставьте меня в избе!

К о л я д о в щ и к и (куклы). Ты оставайся, а нам не холодно! Мы дальше по деревне пойдем, а ты ребят угощай, теперь святки, все друг друга угощают и поздравляют!

Х о з я й к а. Ушли ребята, а мешок нам оставили. Спасибо вам, христославы! Мешочек, ты замерз? Садись возле печки.

М е ш о к. Вот спасибо! У вас в избушке так тепло, хорошо! Я у печки посижу, погреюсь!

Х о з я й к а. Мешочек, а ты не покажешь нам, что у тебя внутри лежит? Наверное, что-то вкусное!

М е ш о к. Не покажу!

Х о з я й к а. Почему?

М е ш о к. Сперва загадки отгадайте, а отгадки в мешке найдете.

Х о з я й к а. Загадывай! Мы загадки любим!

М е ш о к. Ну, слушайте! (Загадывает загадки (они могут быть и описательными, если нет соответствующих им народных), в зависимости от содержимого, про яблоки, сахар, конфеты… Отгадки достают из мешка, раскладывают на столе, угощаются. Яблоки могут быть сушеные, в связке.)

Х о з я й к а. Знаешь, мешочек, хоть ты теперь и пустой, но отпускать нам тебя не хочется. Повеселись с нами, поиграй, ведь сейчас Святки, праздничные дни!

М е ш о к. Давайте в «Зюзюку» играть!

Х о з я й к а. Как это? (Мешок объясняет игру «Зюзюка» и все играют.)

А теперь попляшем! Что Мешочек нам покажет, то и будем повторять! (Плясовая «Ходим кругом».)

Весело плясали! А с частушками плясать еще веселее.

М е ш о к. Я одну частушку знаю. Хотите, и вас научу плясать под нее.

Х о з я й к а. Научи, пожалуйста!

М е ш о к.

 

                 Эх, топну ногой

       Да притопну другой!

       Сколько я ни топочу,

       Все равно плясать хочу!

         

           (Разучивает частушку с детьми, поют ее, приплясывая, все вместе.)

Х о з я й к а. Хорошо плясали, весело играли. Веселое это время – Святки! Незаметно время пролетело, прощаться пора. До свидания, ребятки!

 

Занятие 20. Приданое Бабы Яги

       

Х о з я й к а. Здравствуйте, мои дорогие, заходите, в сундучок мой загляните (в открытом сундуке хозяйка перетряхивает вещи). Сундук – вещь очень нужная: на нем и посидеть, и полежать можно, а сколько внутри у него умещается, сами поглядите! Такой сундук в каждой деревенской избе есть. Отец дарит сундук своей дочке, чтобы она складывала туда свое приданое. Вы знаете, что такое приданое? (Ответы детей.) Приданое девушка готовила себе на свадьбу. Она должна была своими руками сшить и украсить много рубашек, сарафанов, полотенец, одеял, чтобы было и на чем спать, и что носить, и что жениху подарить.

Чтобы собрать себе приданое, девушке приходилось много трудиться. Рубашки, сарафаны, полотенца и скатерти украшали вышитыми узорами, кружевом, лентами. Каждая девушка старалась, чтобы ее приданое было самым красивым, чтобы посмотрели люди на ее рукоделие – и ахнули: «Ну и мастерица! Хорошая невеста, трудолюбивая!»

Совсем недавно прилетала ко мне сорока-белобока и на хвосте новость принесла, мол, у Бабы Яги тоже сундук с приданым имеется!

 

   Б а б а Я г а (игрушка би-ба-бо в руке хозяйки). А как же! Чем я, Ягулечка, не красотулечка? Ко мне, между прочим, Леший сватается, замуж зовет. А приданое себе я еще триста лет назад начала готовить. Все у меня есть: и рубахи, и сарафаны, и полотенца, и скатерти. Хотите посмотреть? Тогда держитесь за мою метлу – и полетели! (Делают круг по избе, садятся на лавки лицом к декорации «избушка на курьих ножках».) Вот она, избушечка моя, в ней и сундучок (выталкивает сундук из избушки). У-уф, запылился маленько… (сдувает муку с крышки). Вот и приданое мое: скатерочка, полотенце, рубашечка (каждое слово Баба Яга произносит все более растерянно, потому что все вещи испорчены, помяты, в дырках). Да что же это? А-а-а, видать, мыши в сундучок залезли да моль залетела, поели-погрызли мое приданое! Ой, беда, ой, беда! Что же мне делать? Какая я теперь невеста – без приданого! Не возьмет меня Леший замуж!

Х о з я й к а. Не огорчайся, Баба Яга! Может, мы с ребятами сумеем тебе помочь? Шить ребята, правда, еще не научились, а рисовать и клеить умеют.

Б а б а Я г а. Неужели умеют?

Х о з я й к а. Конечно! Они тебе и рубашки, и сарафаны, и скатерти, и полотенца украсят. Только ничего, если все это из бумаги будет?

Б а б а Я г а. Ничего, ничего! Это неважно, что все бумажно! Я метлой постучу, покручу и все в настоящее превращу. Мне бы только узоры понаряднее, покрасивее, чтобы я самой лучшей невестой была. Уж вы постарайтесь, ребятушки!

Х о з я й к а (с детьми). Постараемся, обязательно постараемся! (Для украшения приданого Бабе Яге используются готовые формы аппликации или узоры, выполненные квачиками, восковыми мелками и т. п. по выбору. Хозяйка обращает внимание детей на характерное расположение узора на скатерти, полотенце, а также на русской одежде: по вороту, по подолу, на рукавах у рубашки, по центральной линии у сарафана и т. п. Довольная Баба Яга прячет приданое в сундук, хвалит детей, благодарит их, прощается, провожает до двери, желая счастливого пути.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: