Особенности подготовки к сочинению

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению разработаны по Государственному контракту от 28.05.2018 №РЯ-02-кс-2018 и актуализированы по Государственному контракту от 02.03.2019 № Ф-02-кс-2019.

Содержание

ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ 3

Особенности жанра сочинения 3

Особенности тем итогового сочинения 3

Особенности подготовки к сочинению 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ 12

Выполнение требования № 1 «Объем итогового сочинения» 12

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 1 14

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 1, и пути их преодоления 14

Выполнение требования № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» 18

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2 19

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2, и пути их преодоления 20

Выполнение условий критерия № 1 «Соответствие теме» 30

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 1 31

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 1, и пути их преодоления 60

Выполнение условий критерия № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» 81

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2 82

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2, и пути их преодоления 93

Выполнение условий критерия № 3 «Композиция и логика рассуждения» 122

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 3 122

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 3, и пути их преодоления 131

Выполнение условий критерия № 4 «Качество письменной речи» 150

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4 150

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4, и пути их преодоления 152

Выполнение условий критерия № 5 «Грамотность» 159

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 5 160

Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 5, и пути их преодоления 160

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ 172

ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ВЫБОРОЧНОГО СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ 191

Приложение 1. Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения 208

Приложение 2. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 209

Приложение 3. Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования 211

Приложение 4. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений) 215

Приложение 5. Рекомендательный список методической литературы по проблеме обучения итоговому сочинению 225

 



ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ

Особенности жанра сочинения

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, предполагающую изложение обучающимися своих мыслей на заданную тему, и уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и интеллектуального развития обучающихся. Умение писать сочинение формируется в первую очередь в процессе изучения русского языка и литературы и необходимо и для контроля уровня усвоения разных учебных предметов (прежде всего дисциплин гуманитарного цикла). Для создания развернутых письменных ответов на вопросы, написания текстов докладов и рефератов практически по всем предметам необходимо использовать общие метапредметные умения, связанные с пониманием темы (вопроса), аргументацией своих мыслей, логико-композиционными способами построения рассуждения, речевыми и грамматическими правилами оформления собственного текста.

Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а именно:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректироватьих;

2) готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;

3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;

4) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

 

Особенности тем итогового сочинения

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разрабатывает и утверждает открытые тематические направления для итогового сочинения. Открытые направления 2018/19 учебного года приводятся ниже с комментариями, разработанными специалистами ФГБНУ «ФИПИ».

Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

 

Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

 

Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

 

Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

 

Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

 

Каждое открытое тематическое направление включало два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволил создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширять возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организовал разработку закрытого перечня тем итоговых сочинений и провел их комплектацию по часовым поясам. Комплект включал пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

¾ соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

¾ соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

¾ соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);

¾ нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

¾ соответствовать возрастным особенностям выпускников и времени, отведенному на написание сочинения (3 часа 55 минут);

¾ быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Формулировки тем позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).

В качестве примера ниже приведены комплекты тем декабрьского этапа 2018/19 учебного года.

Комплект №1

106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?

202. Какую мечту можно назвать благородной?

312. Опасна ли месть для самого мстителя?

403. Почему нужно учиться понимать искусство?

502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?

Комплект №2

104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?

213. Что помогает мечтам сбываться?

303. Как связаны великодушие и сострадание?

412. Какова роль искусства в жизни общества?

507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?

Комплект №3

105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?

212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?

302. Важно ли уметь прощать?

404. Какое произведение искусства можно назвать великим?

501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?

Комплект №4

101. Когда родители могут гордиться детьми?

210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?

304. Какого человека называют великодушным?

405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?

508. Что значит быть добрым?

Комплект №5

112. Чем опасна «слепая» родительская любовь?

201. Почему человек нуждается в мечте?

311. С какими чертами характера в человеке сочетается мстительность?

402. Способно ли искусство воспитывать людей?

511. «Война… Жесточе нету слова» (А.Т. Твардовский).

Комплект №6

111. Что такое мудрая родительская любовь?

203. Всегда ли мечта возвышает человека?

301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?

406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?

503. В чём заключается сила доброты?

Комплект №7

102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?

205. Может ли мечта изменить реальность?

310. Почему желание мстить опустошает душу?

407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?

513. Какие времена можно назвать жестокими?

Комплект №8

113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?

204. Как характеризует человека его мечта?

308. Почему месть не помогает искоренить зло?

410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?

505. В каких поступках человека проявляется доброта?

Комплект №9

103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?

211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?

309. Месть – это уничтожение или умножение зла?

408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?

509. Почему жестокость разрушительна?

Комплект №10

109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?

207. Без чего любые мечты бесплодны?

313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

411. Что такое вечная тема в искусстве?

510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?

Комплект №11

110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

208. Всякая ли мечта достойна человека?

305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

409. Как искусство помогает понять действительность?

506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

Комплект №12

108. Какие ценности, с Вашей точки зрения, должны объединять «отцов» и «детей»?

206. Что значит «быть в плену иллюзий»?

307. Возможно ли великодушие по отношению к врагу?

401. Когда искусство пробуждает в людях «чувства добрые»?

512. Почему нужно спешить делать добро?

Комплект №13

107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?

209. Стоит ли мечтать о несбыточном?

306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?

413. Какое искусство называют настоящим?

504. Как связаны между собой любовь и доброта?

 

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для участников итогового сочинения.

 

Особенности подготовки к сочинению

При подготовке обучающегося к написанию сочинения особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Начинать нужно с многостороннего анализа готовых художественных и публицистических текстов, включающего в себя осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека.

При анализе готовых текстов существенное значение имеет выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению, а также определение коммуникативной задачи текста, т.е. вычленение главной информации, определение темы и микротем текста, его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.

Следует также регулярно практиковать выполнение письменных заданий на основе изучаемых литературных произведений (или их фрагментов). При этом необходима актуализация следующих важных предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС среднего общего образования:

1) применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике;

2) владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;

4) знание содержания произведений русской и мировой литературы;

5) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях;

6) владение навыками анализа художественных произведений в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Подготовку к сочинению следует начинать с 5 класса основной школы, ориентируя обучающихся на реализацию следующих важных метапредметных результатов ФГОС основного общего образования:

¾ умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

¾ осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

¾ владение устной и письменной речью.

В процессе подготовки к сочинению обучающиеся должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного письменного высказывания, строить логическое рассуждение и делать выводы, чему помогают такие универсальные учебные действия, как:

¾ составление плана и следование ему в процессе создания текста сочинения, формулирование и обоснование тезисов, связанных с темой;

¾ соблюдение соразмерности и логического порядка частей высказывания, логики перехода от одного смыслового фрагмента к другому;

¾ установление логических связей между вступлением и заключением.

Подготовка к итоговому сочинению способствует реализации главного метапредметного результата основного общего образования – умения смыслового чтения, сущность которого заключается в развитой способности понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного и умение его интерпретировать), самостоятельно выявлять его глубинные смыслы и смысловую роль его композиции
и структуры, логики изложения информации. При этом обучающийся должен не только понимать содержание информации (значение отдельных слов и целого высказывания), но и уметь переводить скрытый автором смысл высказывания, т.е. авторский код, на свой смысловой код (понимание подтекста).

Для этого при анализе текстов-образцов уже в основной школе следует предлагать обучающимся задания, связанные с развитием умений смыслового чтения, например:

1) определить адресата текста-образца и целевую установку автора;

2) выявить ключевые слова в заголовке текста-образца и в нем самом;

3) сформулировать цель анализа текста-образца в зависимости от коммуникативной задачи, указать его проблему и главную мысль;

4) дать оценку его логическому и композиционному замыслу (вступление, основная часть, заключение) и выявить смысловые связи между вступлением и заключением;

5) определить границы логико-смысловых фрагментов основной части (тезис – аргумент – примеры – вывод) и дать им оценку, найдя в тексте-образце основную и второстепенную информацию;

6) оценить отбор лексики, сочетаемость слов, роль риторических приемов.

 

Все же обучающиеся, как правило, не отказываются от использования дополнительных материалов при подготовке к итоговому сочинению.

Участники итогового сочинения отдают предпочтение заимствованию отдельных фрагментов «тематического конструктора», начиная от определений абстрактных понятий и заканчивая кратким содержанием непрочитанного, но используемого для аргументации литературного произведения. При этом выпускники стараются пересказывать материал своими словами и перекомпоновывать его, упрощая сложные формулировки и адаптируя их к особенностям своей речи. Они более избирательно стали подходить к выбору интернет–ресурсов для подготовки к сочинению и прямого заимствования готовых работ. 

Укажем некоторые из этих источников, пользующиеся у обучающихся особой популярностью:

https://урок.рф

https://sochinenie11.ru/

https://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/itogovoe/2018-11-26-230

https://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=5744

https://bingoschool.ru/news/itogovoe-sochinenie-ot-fipi/

https://4ege.ru/sochinenie/

Эти и другие подобные сайты содержат большой объем полезной информации об итоговом сочинении и могут использоваться в режиме индивидуального тренажера для самостоятельной подготовки обучающихся. На них представлены открытые тематические направления с комментариями, критерии оценивания, памятки и инструкции по написанию сочинения в целом и отдельных его частей, алгоритмы работы над рассуждением и аргументацией, обзор литературных источников для аргументов, анализ типичных ошибок, архивы тем прошлых лет, материалы для словарной работы (толкования понятий, синонимические ряды). В них выложены презентации и записи вебинаров, проведенных учителями, для пользователей предусмотрена онлайн-проверка тренировочных работ.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически.

1) Для мониторинга умений написания итогового сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года.

2) На уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.

3) Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии оценки.

4) При анализе сочинений необходимо цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.).

5) Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.

Для повышения профессионализма учителей в обучении написанию сочинения необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

- изучение современной методической литературы и ресурсов Интернета по проблемам подготовки к итоговому сочинению (см. Приложение 5);

- анализ формулировок тем, выявление ключевых слов и способов сужения темы;

- осмысление проблематики сочинения, формулирование его главной мысли;

- выбор способов включения литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал, способы аргументации;

- формулирование тезисов сочинения, построение доказательных рассуждений (тезис – доказательства – примеры – выводы);

- продумывание композиции сочинения, его вступления и заключения; установление логических связей между его частями;

- речевое оформление текста и использование оптимальных форм работы с черновиком.

Перед итоговым сочинением выпускники должны быть знакомы с инструкцией для участника итогового сочинения (см. Приложение 1) и критериями оценивания (см Приложения 2 и 3).

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: