Выполнение условий критерия № 4 «Качество письменной речи»

Критерий 4 нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4

Обращаясь к критерию, связанному с качеством речевого оформления сочинения-рассуждения, следует отметить, что работы, высоко оцененные с точки зрения уровня сформированности речевой культуры выпускников, получили положительную оценку и по другим критериям (содержательному, композиционному, критерию грамотности). Подобная закономерность не является случайной. В данном случае понятие культуры речи целесообразно рассматривать не в узком его значении (только как следование речевым и языковым нормам), а в достаточно широком – как «такой набор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения… позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Е.Н. Ширяев). Кроме того, по утверждению О.Б. Сиротининой «хорошая речь – речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, выражающая интенции ее автора и вызывающая адекватное понимание у адресата». Таким образом, коммуникативный замысел автора сочинения, намерение пишущего убедить читателя в справедливости высказываемых в сочинении суждений реализуется в полной мере только в том случае, если выпускник обладает высоким уровнем развития речевой культуры.

Приведем фрагменты сочинений, наиболее удачные как в речевом, так и в содержательном отношении:

- «Мечта – самое сокровенное человеческое желание. У каждого есть своя мечта. Она должна способствовать самореализации личности, обогащению духовного облика человека».

- «Невозможно однозначно определить, чем является месть – «уничтожением» или «умножением» зла. В некоторых случаях она оказывается единственным способом добиться справедливости, успокоить свою душу».

- «Именно великодушие способно показать всю красоту и могучую силу людского рода вне зависимости от всяких внешних и ментальных составляющих. Я считаю, что великодушие нужно проявлять при первой удобной возможности невзирая на последствия, ведь это выбор достойного человека. Многие известные писатели отображают это человеческое свойство в своих произведениях, а кинорежиссеры снимают о нем фильмы».

- «Какие неведомые силы помогают нам в осуществлении мечты? Что является катализатором реакции, в результате которой сбывается то, чего мы так желали? У каждого свой собственный мотив, ведущий к цели. Я считаю, что человеком движет то, о чем он мечтает, то невозможное и недостижимое, та картина, которую он представляет в своем воображении, то, что он хочет доказать миру и кем хочет стать».

- «Можно сказать, сама судьба дала родителями задание – воспитать детей добрыми и отзывчивыми. Страшно даже представить, что родители отнесутся к его выполнению безответственно».

- «Глава семьи Бодони мечтал полететь в космос, но денег хватало на то, чтобы отправить только одного человека. В семье Бодони все любят друг друга и не хотят никого обидеть. Поэтому когда отец принимает решение создать иллюзию полета для детей, дети в восторге от полета, а жена – от поступка своего мужа».

- «Нужно ли современному человеку классическое искусство? Нужно! Читая классику, слушая старинную музыку, ты остаешься один на один с собой, своей душой. Классика дает нам повод задуматься».

В ряде случаев свободное выражение мысли, разговорные фразы придают сочинению живость и непосредственность, хотя, конечно, и нарушают стилевое единство текста: Великодушие не чуждо персонажам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Писатель рассказывает, что Пугачев – разбойник, но и он, со своим диким жестоким нравом, иногда поступает великодушно. Например, спасает жизнь Гриневу, который когда-то по-доброму и с благодарностью отнесся к бунтовщику – подарил заячий тулуп со своего плеча, хотя правда бережливый дядька Савельич упирался и возражал против этого. Из великодушия и желания показать, что он защищает обиженных простых людей, Пугачев освобождает бедную сироту Машу Миронову из рук Швабрина и отпускает из крепости, хотя и узнает в последний момент, что она дочка казненного им же капитана Миронова. Гринев тоже способен на великодушный поступок, именно поэтому он после дуэли простил Швабрина за совершенные им подлости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: