| Муниципальное образование | |||||||
Всего | В том числе по типам | |||||||
Административный район | город | Городские Районы и Округа
| Поселки городского типа
| Сельские администрации | Сельские населенные пункты | |||
Всего | В том числе республиканского, краевого, областного, окружного подчинения | |||||||
всего | 11 576 | 1 596 | 581 | 426
88
42 | 305 | 446 | 8 377 | 269 |
В том числе по федеральным округам | ||||||||
центральный | 2 520 | 379 | 122 | 129 | 98 | 1 787 | 5 | |
Северо-западный | 352 | 156 | 49 | 115 | 9 | 21 | 0 | |
Южный | 1 162 | 188 | 90 | 55 | 6 | 26 | 20 | 232 |
Приволжский | 3 818 | 351 | 95 | 57 | 55 | 151 | 315 | 1 |
Уральский | 907 | 107 | 98 | 77 | 0 | 35 | 667 | 0 |
Сибирский | 2 061 | 273 | 97 | 96 | 0 | 66 | 1 602 | 23 |
Дальневосточный | 756 | 142 | 30 | 28 | 0 | 61 | 515 | 8 |
Федеральная служба государственной статистики ежегодно ведет мониторинг социально-экономической и политической ситуации в субъектах РФ, который формируется территориальными органами государственной статистики по данным годовой статистической отчетности, характеризующей социально-экономическое положение городов и районов РФ.
|
|
Кроме того, в системе государственной статистики ведется «Паспорт городов РФ», формируемый по всем городам РФ (более 1000 городов) на основании годовых форм государственного статистического наблюдения.
В рамках проведения Минэкономразвития России ежегодных прогнозных оценок государственной статистики, начиная с 2002г.2 раза в год (апрель-май, август-сентябрь) предоставляют информацию по основным показателям развития муниципального сектора экономики РФ:
· Институционная структура муниципальных образований4
· Бюджет муниципальных образований;
· Эффективность использования муниципальной собственности;
· Производственная сфера муниципальных образований;
· Денежные доходы и расходы населения муниципальных образований;
· Потребительский рынок муниципальных образований;
· Рынок труда муниципальных образований;
· Социальная сфера муниципальных образований (жилищный фонд и коммунальной хозяйство);
· Закупки продукции для муниципальных нужд.
Сбор указанной информации не предусмотрен Федеральной программой статистических работ; эти данные разрабатываются территориальными органами статистики в рамках договорных отношений с местными органами власти.
Следует отметить, что Федеральная служба государственной статистики в настоящее время не может обеспечить каждое муниципальное образование статистической информацией, которая бы в полном объеме удовлетворяла потребности органов самоуправления. Данных, разрабатываемых централизовано органами государственной статистики, недостаточно для управления муниципальными образованиями и принятия конкретных управленческих решений муниципальными органами. Так, на пример, в рамках Федеральной программы статистических работ Федеральной службой государственной статистики разрабатывается примерно 30% статистической информации, необходимой органам местного самоуправления для анализа информации (70%), как показала практика, многие территориальные статкомитеты собирают по заказам местных администраций и осуществляют их разработку за счет местных бюджетов.
|
|
Для обеспечения полноты анализируемой информации и повышения качества принятия управленческих решений возникает необходимость в проведении дополнительных статистических наблюдений на муниципальном уровне, которые могут проводить территориальные органы государственной статистики за счет средств местных бюджетов.
В октябре 2003г. Был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2006г. В ст. 17 Закона закреплены полномочия органов местного самоуправления по решению «вопросов местного значения».
В соответствии с конституцией РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным образованием, органы самоуправления не входят в систему государственной власти.
По новому закону структура местной власти из одноуровневой становится двухуровневой. Первый уровень будут представлять городские и сельские поселения, второй- муниципальный район или городской округ.
В целях решения вопросов местного значения в соответствии с п. 6 Федерального закона органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
· Принятие и организация выполнения планов и программ коллективного социально-экономического развития муниципального образования;
· Организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования;
· Предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
В настоящее время разработан план мероприятий по реализации закона, согласно которому Федеральная служба государственной статистики, наряду с другими федеральными органами, с2004 участвует в разработке ряда нормативных документов, регламентирующих порядок сбора, разработки и представления информации о социально-экономическом положении муниципального образования. Среди этих документов:
· Постановление Правительства РФ о перечне субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, а также перечень субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения;
· Постановление Правительством РФ о порядке преставления статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, органами государственной власти;
·
Постановление Правительством РФ «О внесении изменений и дополнений в постановлении правительства РФ от 28января 2002г. №65 «О федеральной целой программе»: «Электронная Россия (2002-2010гг.)», предусматривающая создание аппаратно-программного комплекса по:
- оценке комплексного социально-экономического развития муниципальных образований и без данных;
-составу и территории муниципальных образований;
-структуре органов местного самоуправления муниципальных образований;
-обеспеченности кадрами органов местного самоуправления;
-бюджетам муниципальных образований;
-жилищно-коммунальному хозяйству;
-образованию;
-здравоохранению;
|
|
-дистанционному обучению кадров для органов муниципального управления, а также обеспечивающих:
· Разработку типовых автоматизированных систем (АМС) для муниципальных образований;
· Реализацию опытных проектов АИС в целях их дальнейшего тиражирования;
· Сопряжение без данных с программно-техническими средствами Государственной автоматизированной системы РФ «выборы» при формирование сведений, необходимых для подготовки и проведения выборов.
Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» требует налаживания системы учета т статистики на местном уровне, что должно способствовать качественному и эффективному осуществлению функций органами местного самоуправления.
В связи с этим, органам государственной статистики необходимо отработать порядок информационного воздействия с органами местного самоуправления, согласно Федерального закона.
Дальнейшая деятельность государственной статистики в России увязывается с организацией и развитием системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий.
Практикум
Знать:
· Становление земских статистических органов и их роль в развитии государственной статистики.
· Возникновение и организационную структуру статистической деятельности в России.
Уметь:
· Пользоваться литературными источниками, нормативными актами и другими материалами по проблемам статистики.
Вопросы для самопроверки
1. Чем обусловлено возникновение и развитие муниципальной статистики?
2. Основные задачи муниципальной статистки.
3. Система показателей муниципальных образований.
Глава 2