Согласны ли психологи себя регулировать?

Об опыте создания Этического Кодекса российского психолога. Идея воссоздания Этического Кодекса российского психолога внезапно была поддержана оргкомитетом 3 Всероссийского съезда общества психологов, который проводился в Петербурге, в залах Смольного и факультета психологии СПбГУ. Тогда у многих появилось ощущение того, что психология без Этического Кодекса сбилась с научного и гуманистического пути, и перерождается во что такое, за что могут призвать к ответственности. Оргкомитет принял мое предложение, и поручил мне же подготовить текст проекта Этического Кодекса психолога РФ. Была создана рабочая групаа, которую я возглавил, и в которую вошли ведущие: профессора. Донцов А.И. (Москва), Забродин Ю.М. (Москва), Юрьев А.И. (Санкт-Петербург) и участники обсуждения текста ЭКП: профессора Аллахвердов В.М., Ананьев В.А., Аверин В.А., Платонов Ю.П. Обозов Н.Н. Грачев А.А. Кораблина Е.П. Решетников М.М. Рыбников В.Ю. Семенов В.Е., Шипицына Л.М., доценты: Балунов А.Б., Защиринская О.В., Маничев С.А., Чесноков В.Б., Семикин В.В., Волкова Н.А., Иванов Л.О., Наследов А.Д., Девятова Т.А., Цветкова Л.А., Ватулин А.И., Янковский Л., Гатанов Ю.Б. (все Санкт-Петербург). Привожу этот список полностью, чтобы показать, насколько серьезно тогда съезд подошел к подготовке текста ЭКП.

 

Здесь начались первые трудности. Часть членов рабочей группы ни разу не появилась на ее заседаниях. А вместо них стали приходить психологи, которые очень нервно воспринимали варианты текста ЭКП. Более того, я встретил организованное и осмысленное сопротивление даже идее принятия Этического Кодекса психолога. Было много очень эмоциональных и ярких выступлений категорически против Принятия Этического Кодекса. Много было выступлений, якобы, «за» принятие Этического Кодекса с очень хитроумными поправками, которые его начисто уничтожали.

 

Возражения были вызваны не плохим текстом Кодекса, потому что включал в себя положения европейских и американских этических кодексов, обязательные в этих странах. Большинству оппонентов эти положения были совершенно незнакомы, и они воспринимали их в российском проекте, как доморощенные и кощунственные. Не хочется повторять эпитеты, которыми награждались авторы проекта кодекса (обвинений в запрете на психологические исследования, разработке «запрета на работу» в качестве психолога, на уничтожении целого арсенала методов психологического воздействия и т.д. и т.п.). Тогда мне стало понятно, что в России выпустили психологию на волю, как джина из бутылки. Возражения против Кодекса были обусловлены тем, что психологи оказались соучастниками подтасовки результатов политических выборов, применения в политических кампаниях полукриминальных методов подавления политического противника, в выработке планов рейдерских захватов собственности, психологических методов манипулирования сознанием масс людей в рекламных и пропагандистских кампаниях и пр. Этические нормы деятельности психолога сразу «закрывали» эти виды работы психологов и источники их доходов. Кстати, среди психологов появились миллионеры, обогатившиеся отнюдь не на гуманитарных проектах.

 

Надо отдать должное членам Оргкомитета 3 Съезда Общества российских психологов, которые несмотря на сильнейшее сопротивление добились принятия Этического Кодекса, применив метод голосования, и приняли его большинством голосов делегатов съезда. Принятый Этический Кодекс не является совершенством, на каждом съезде его надо улучшать, корректировать, исключать одни положения и включать другие, более адекватные времени, а самое главное – гуманистической миссии психологической науки в обществе. В противном случае, российская психология может раствориться, вытекая из своих целей, задач, принципов, правил, как вода из разбитого стакана. Или ее постигнет судьба психологов 1937 года с формулировкой «об….. извращениях». Каких, нетрудно догадаться и об этом надо думать.

 

Итак, Этический Кодекс был принят, но текст его практически неизвестен большинству психологов, и тем более, не оказал никакого влияния на их работу. Формально он есть, а фактически его никто не принимает во внимание. Сегодня я твердо знаю, что несоблюдение Этического Кодекса в России кроется не в его ошибочности, а в самой российской психологии, которая не признает никаких норм и ограничений.

 

Продолжаться дальше так не может, и есть необходимость подумать, что происходит с российской психологией?

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ. Вторжение в психологию околопсихологов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: