Билет № 17
1. Франчайзинг как форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса, его содержание и виды.
Франчайзинговая система – это взаимовыгодное партнерство, так как малый бизнес решает проблему финансирования в период своего становления, а крупный бизнес получает возможность снизить издержки и риск
франчайзер - это владелец франшизы, то есть владелец бизнеса, который он развивает в виде множества одинаковых по форме и содержанию малых бизнесов, или как их часто называют "точек". Под точкой понимается, например, магазин, кафе, прачечную, салон красоты и другие подобные предприятия.7
В современных экономических реалиях франчайзинг является одной из наиболее прогрессивных и эффективных моделей взаимодействия крупного и малого предпринимательства, что объясняется пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, достаточно эффективно адаптироваться к меняющимся условиям рынка.
Следует отметить, что франчайзинговая система отношений, между крупными и малыми предприятиями, обладает рядом преимуществ:
-повышается степень выживаемости малых предприятий, работающих на основе франчайзинга, так как они опираются на опыт и поддержку крупного бизнеса и работают на уже освоенных им сегментах рынка, а крупные компании могут достичь своих поставленных целей путем снижения риска и своих издержек;
- возможность быстрого создания широкой сети малых предприятий, действующих в сфере торговли и услуг, что ведет к таким положительным эффектам, как снижение безработицы, максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, пополнение госбюджета, франчайзинг процветает и потому, что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз. Таким образом, франчайзинг представляет собой наиболее благоприятную форму для начинающих предпринимателей.
Оценка количества франшизных систем в России нарастающим итогом9
В настоящее время больше половины российских франчайзинговых систем можно отнести к небольшим (по классификации журнала Economist к таковым относятся системы с менее чем 30 точками). 28% франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом наблюдается тенденция к укрупнению франчайзинговых систем. На диаграмме 1 представлена отраслевая структура распространения франчайзинга в России.
Существует четыре разновидности франчайзинга:
- франчайзинг товара;
- производственный франчайзинг;
- сервисный франчайзинг;
- франчайзинг бизнес-формата
Франчайзинг товара
Представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание.
Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга обычно выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.
Производственный франчайзинг
Является наиболее эффективной организацией производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает право на использование этой технологии.
Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания Кoca-Кola.
Сервисный франчайзинг
Получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки.
Франчайзинг бизнес-формата
Этот вид франчайзинга является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.
2. Международное движение капитала.
Международная миграция капитала — это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование за рубежом.
Международное движение капитала занимает ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику:
· способствует росту мировой экономики;
· углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество;
· увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными товарами, между филиалами международной корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.
Основными субъектами мирового рынка капиталов являются частный бизнес, государства, а также международные финансовые организации (Мировой банк, Международный Валютный Фонд).
Причины вывоза капитала
Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране. Возникает несовпадение между спросом на капитал и его предложением в различных отраслях мирового хозяйства и в целях получения большей предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу.
Причинами вывоза капитала также могут быть:
· наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны;
· наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;
· стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте;
· более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты;
· наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;
· Миграция капитала может осуществляться в форме предпринимательского и ссудного капитала.
· Ссудный капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита из государственных или частных источников.
· Предпринимательский капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж.
· По источникам происхождения капитал делится на официальный и частный капитал.
· Официальный (государственный) капитал — это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи.
· Частный (негосударственный) капитал - это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.
3. Акцизы. Налоговый период. Налоговые ставки. Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза.
Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенныйобщегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется
Налогоплательщиками акцизов в соответствии со статьей 179 НК РФ являются:
· организации;
· индивидуальные предприниматели;
· лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза
Подакцизными товарами (статья 181 НК РФ) признаются:
· спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный);
· спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции.
· алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента;
· табачная продукция;
· автомобили легковые (мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.));
· автомобильный бензин;
· дизельное топливо;
· моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
· прямогонный бензин;
· cо второго полугодия 2013 года к подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое.
Нало́говый перио́д (нало́говый пери́од) – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на еди ницу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налого вой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по ак цизам и др.
ОБЩАЯ НАЛОГОВАЯ СТАВКА 13%
НАЛОГОВАЯ СТАВКА 9%
(ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ, ПРОЦЕНТОВ ПО ОБЛИГАЦИЯМ И ДР.)
НАЛОГОВАЯ СТАВКА 15%
(ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ)
НАЛОГОВАЯ СТАВКА 30%
(ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ)
НАЛОГОВАЯ СТАВКА 35%
(ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВЫИГРЫШЕЙ И ПРИЗОВ, ПРОЦЕНТОВ ПО БАНКОВСКИМ ВКЛАДАМ, МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ И ДР.)
В целях настоящей главы под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) спирта этилового (в том числе спирта-сырца), произведенного на территории Российской Федерации, или до совершения операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182
настоящего Кодекса. При этом в целях настоящей статьи дата приобретения (закупки) этилового спирта определяется как дата его отгрузки продавцом.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ)
Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза, установленной пунктом 1 статьи 193
настоящего Кодекса в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. При этом размер авансового платежа акциза определяется в целом за налоговый период исходя из общего объема этилового спирта, закупаемого у каждого продавца, и (или) при совершении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182
настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ)
Уплата авансового платежа акциза осуществляется в порядке и сроки, которые установлены статьей 204 настоящего Кодекса.
4. Задача:
300 000 * 0, 1 %= 300 руб.
Ответ: налог уплачивает Васельков и Копейкин 300 рублей, а Ромашкин освобожден так как он пенсионер.






