Централизация государственной власти

По-прежнему во главе Русского государства стоял великий князь.  Но это был уже не первый среди равных князей Северо-Восточной Руси, а монарх, глава государства, руководитель мощного государственного аппарата. Власть монарха распространялась на все русские земли. Правда, еще существовали уделы, но права удельных князей были ограничены: им запрещалось чеканить свою монету, были сокращены их судебные права и отменены многие льготы.

Рядом с государем всея Руси встал новый центральный орган управления — Боярская дума. Это был совет при великом князе. В его ведение входило рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики страны. Одновременно члены Боярской думы выполняли отдельные поручения великого князя — командовали войсками, были наместниками в городах, управляли отдельными отраслями государственного хозяйства.

Дума создавала временные комиссии для решения наиболее важных дел. Появилась великокняжеская канцелярия — Казна и Дворец. Они контролировали поступление денежных и натуральных налогов, обороты земель, несение дворянами военной службы.

 Приказы ведали различными областями управления страной. Их возглавляли бояре и дьяки; именно им великий князь приказывал вести те или иные дела.

Поместный церковный собор объединил виднейших представителей Русской Православной Церкви. Собор не только обсуждал насущные проблемы жизни Церкви, избирал и назначал московских митрополитов и епископов, но и являлся совещательным органом при государе. Не посоветовавшись с Церковью, великий князь не предпринимал ни одного крупного шага ни во внутренней, ни во внешней политике страны.

Была введена система местного управления. Как и прежде, уездами (районами) от имени великого князя управляли кормленщики, т. е. представители знати, для которых платой за их службу были кормления — сборы с населения в свою пользу. Теперь их поставили под строгий контроль центральных органов власти. Более мелкими территориальными единицами, волостями, управляли волостели, которые также подчинялись центру.

Центральная власть сократила льготы и привилегии крупных землевладельцев и Церкви. Новой становилась и русская армия. Уходили в прошлое княжеские и боярские дружины. Их место занимала великокняжеская армия, состоявшая в основном из дворян-помещиков. Они обязаны были являться на службу к великому князю, людно и оружно, т. е. самому быть хорошо вооруженным конным воином да еще привести с собой вооруженных крестьян или холопов для пехотных полков.

Создание централизованного управления страной было завершено принятием в 1497 г. нового «Судебника». Он стал первым кодексом законов единой России. «Судебник» не только устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления, вводил порядок судопроизводства, но и защищал жизнь и имущество всех жителей страны, жестоко наказывая за преступления против личности и собственности. Таким образом, создание сильного государства и введение его основного закона шли рядом.

В первой же статье «Судебника» подчеркивалось, что суд должен быть объективным и справедливым. Судьям, боярам и дьякам, запрещалось брать посулы (взятки), при вынесении судебных решений они Должны были сохранять бесстрастность. За совершение тяжких преступлений против личности и собственности — татьбу (воровстве), разбой, душегубство (преднамеренное убийство) — «Судебник» устанавливал смертную казнь. Таким же образом карались многие другие лихие дела. Наместникам-кормленщикам и волостелям, которые имели право на местах судить людей, вменялось в обязанность проводить судебное разбирательство только в присутствии местных лучших людей. Тем самым ограничивался их произвол. Защищая всех без исключения жителей страны, новый закон одновременно ввел ограничения для основной массы населения страны — крестьян. Было стеснено их право перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли. Отныне крестьяне имели такое право только раз в году — в течение двух недель: недели до Юрьева дня (24 ноября) и недели после Юрьева дня, т. е. после окончания всех полевых работ, которые они совершали для землевладельца. Пои этом они должны были платить земле-владельцу пожилое — деньги за двор и постройки, которые были возведены при материальной помощи хозяина. И чем дольше они жили на данных землях, тем пожилое оказывалось выше. Таким образом, ограничение прав и свобод людей делало первые шаги.

Вопросы к лекции:

1. Как изменилась политическая карта Северо-Восточной и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III? Какими были пути вхождения новых территорий в состав единого Русского государства?

1. Поразмышляйте — Новгород признал Ивана III государем или господином? Как вы оцениваете его стремление приостановить усиление Москвы?

2. Какие события в Европе благоприятствовали превращению Руси в надежду и опору всего православного мира? В чем состоял религиозный смысл карательного похода на Новгород?

3. Чем завершилось противостояние Руси и Орды в 1480 г.? При каких обстоятельствах Московское княжество стало полностью независимым государством?

4. Охарактеризуйте роль «Судебника» 1497 г. в политической истории страны.

5. Существует точка зрения, что «Судебник» 1497 г. обозначил этап закрепощения крестьян, и мнение оппонентов, что, пока есть право ухода крестьянина от господина в двухнедельный срок, о закрепощении не может быть и речи. Выскажите свое суждение.

6. Для какой довольно значительной части крестьян статьи «Судебника» о праве выхода хотя бы раз в году были благом?

7. Многоэтнический состав населения нашего государства — это общее явление той эпохи или специфика России? В чем заключаются плюсы и минусы этого явления?

8. В XV в. Русское государство было изолировано от Запада или открыто ему? Свой ответ подтвердите конкретными фактами.

9. Каким образом Государственный герб России характеризует ее как евразийскую державу? Когда он был принят?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: