По-прежнему во главе Русского государства стоял великий князь. Но это был уже не первый среди равных князей Северо-Восточной Руси, а монарх, глава государства, руководитель мощного государственного аппарата. Власть монарха распространялась на все русские земли. Правда, еще существовали уделы, но права удельных князей были ограничены: им запрещалось чеканить свою монету, были сокращены их судебные права и отменены многие льготы.
Рядом с государем всея Руси встал новый центральный орган управления — Боярская дума. Это был совет при великом князе. В его ведение входило рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики страны. Одновременно члены Боярской думы выполняли отдельные поручения великого князя — командовали войсками, были наместниками в городах, управляли отдельными отраслями государственного хозяйства.
Дума создавала временные комиссии для решения наиболее важных дел. Появилась великокняжеская канцелярия — Казна и Дворец. Они контролировали поступление денежных и натуральных налогов, обороты земель, несение дворянами военной службы.
|
|
Приказы ведали различными областями управления страной. Их возглавляли бояре и дьяки; именно им великий князь приказывал вести те или иные дела.
Поместный церковный собор объединил виднейших представителей Русской Православной Церкви. Собор не только обсуждал насущные проблемы жизни Церкви, избирал и назначал московских митрополитов и епископов, но и являлся совещательным органом при государе. Не посоветовавшись с Церковью, великий князь не предпринимал ни одного крупного шага ни во внутренней, ни во внешней политике страны.
Была введена система местного управления. Как и прежде, уездами (районами) от имени великого князя управляли кормленщики, т. е. представители знати, для которых платой за их службу были кормления — сборы с населения в свою пользу. Теперь их поставили под строгий контроль центральных органов власти. Более мелкими территориальными единицами, волостями, управляли волостели, которые также подчинялись центру.
Центральная власть сократила льготы и привилегии крупных землевладельцев и Церкви. Новой становилась и русская армия. Уходили в прошлое княжеские и боярские дружины. Их место занимала великокняжеская армия, состоявшая в основном из дворян-помещиков. Они обязаны были являться на службу к великому князю, людно и оружно, т. е. самому быть хорошо вооруженным конным воином да еще привести с собой вооруженных крестьян или холопов для пехотных полков.
Создание централизованного управления страной было завершено принятием в 1497 г. нового «Судебника». Он стал первым кодексом законов единой России. «Судебник» не только устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления, вводил порядок судопроизводства, но и защищал жизнь и имущество всех жителей страны, жестоко наказывая за преступления против личности и собственности. Таким образом, создание сильного государства и введение его основного закона шли рядом.
|
|
В первой же статье «Судебника» подчеркивалось, что суд должен быть объективным и справедливым. Судьям, боярам и дьякам, запрещалось брать посулы (взятки), при вынесении судебных решений они Должны были сохранять бесстрастность. За совершение тяжких преступлений против личности и собственности — татьбу (воровстве), разбой, душегубство (преднамеренное убийство) — «Судебник» устанавливал смертную казнь. Таким же образом карались многие другие лихие дела. Наместникам-кормленщикам и волостелям, которые имели право на местах судить людей, вменялось в обязанность проводить судебное разбирательство только в присутствии местных лучших людей. Тем самым ограничивался их произвол. Защищая всех без исключения жителей страны, новый закон одновременно ввел ограничения для основной массы населения страны — крестьян. Было стеснено их право перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли. Отныне крестьяне имели такое право только раз в году — в течение двух недель: недели до Юрьева дня (24 ноября) и недели после Юрьева дня, т. е. после окончания всех полевых работ, которые они совершали для землевладельца. Пои этом они должны были платить земле-владельцу пожилое — деньги за двор и постройки, которые были возведены при материальной помощи хозяина. И чем дольше они жили на данных землях, тем пожилое оказывалось выше. Таким образом, ограничение прав и свобод людей делало первые шаги.
Вопросы к лекции:
1. Как изменилась политическая карта Северо-Восточной и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III? Какими были пути вхождения новых территорий в состав единого Русского государства?
1. Поразмышляйте — Новгород признал Ивана III государем или господином? Как вы оцениваете его стремление приостановить усиление Москвы?
2. Какие события в Европе благоприятствовали превращению Руси в надежду и опору всего православного мира? В чем состоял религиозный смысл карательного похода на Новгород?
3. Чем завершилось противостояние Руси и Орды в 1480 г.? При каких обстоятельствах Московское княжество стало полностью независимым государством?
4. Охарактеризуйте роль «Судебника» 1497 г. в политической истории страны.
5. Существует точка зрения, что «Судебник» 1497 г. обозначил этап закрепощения крестьян, и мнение оппонентов, что, пока есть право ухода крестьянина от господина в двухнедельный срок, о закрепощении не может быть и речи. Выскажите свое суждение.
6. Для какой довольно значительной части крестьян статьи «Судебника» о праве выхода хотя бы раз в году были благом?
7. Многоэтнический состав населения нашего государства — это общее явление той эпохи или специфика России? В чем заключаются плюсы и минусы этого явления?
8. В XV в. Русское государство было изолировано от Запада или открыто ему? Свой ответ подтвердите конкретными фактами.
9. Каким образом Государственный герб России характеризует ее как евразийскую державу? Когда он был принят?