I. ДОГОВОР
| г. Саратов | "21" апреля 2018 г. |
ООО "Трио", в лице Генерального директора Новикова Николая Николаевича, действующего на основании Устава (в дальнейшем - ЗАКАЗЧИК), с одной стороны и ООО "Ремонт", в лице Генерального директора Иванова Алексея Александровича, действующего на основании Устава (в дальнейшем - ИСПОЛНИТЕЛЬ), с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем:
Предмет договора
Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по проведению ремонтных работ в ООО "Трио", в кабинетах N 33, 34, 35.
Стоимость услуг и порядок оплаты
Общая стоимость договора согласно прилагаемой смете составляет 295 005 (двести девяносто пять тысяч пять) руб. Все работы производятся из материалов исполнителя. Затраты на транспортировку исполнитель принимает на себя.
Оплата производится по безналичному расчету, путем перечисления на расчетный счет исполнителя, в размере 50%-ной предоплаты. Окончательный расчет производится после представления акта выполненных работ.
Заключительные положения
Настоящий договор может быть изменен, расторгнут, признан недействительным в соответствии с действующим законодательством.
Любые изменения, дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.
Срок действия договора
Настоящий договор вступает в силу со дня подписания договора. Действует по 31 июля 2018 г.
Юридические адреса сторон
ИСПОЛНИТЕЛЬ: ЗАКАЗЧИК:
ИНН 6452029671 ИНН 6455476226
г. Саратов, ул. Пугачевская, 145 г. Саратов, ул. Соколовая, 245
ООО "Ремонт" ООО "Трио"
р/с 40702810300000006638 р/с 40702810600000003841
В ЗАО "Экономбанк" ОАО "НВК банк"
к/с 30101810100000000722 к/с 30101810100000000751
БИК 046311722 БИК 046311751
Генеральный директор Генеральный директор
А.А. Иванов Н.Н. Новиков
II. СМЕТА
Смета составляется организацией, осуществляющей ремонт объекта основного средства, в соответствии с существующими нормативными документами по строительству.
В смете указываются ремонтируемый объект, его местонахождение, описание работ, срок выполнения, затраты. После составления смета подписывается руководителем ИСПОЛНИТЕЛЯ, а также лицом, составившим эту смету. После составления смета утверждается руководителем организации- заказчика.
III. АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ
Заказчик - ООО "Трио"
Подрядчик - ООО "Ремонт"
Договор N 3 от 21 апреля 2018 г.
АКТ ПРИЕМКИ И СДАЧИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ.
За июнь 2018 г. (см. табл.).
Наименование видов работ, выполненных в июне 2018 г.
| N п/п | Наименование видов работ | Основание | Ед. изм. | Выполнено в июне 2018 г. | ||
| кол-во | цена, руб. | сумма, руб. | ||||
| Кабинеты 33, 34, 35 | ||||||
| 1 | Приготовление цементного раствора в построечных условиях | ЕЗЕР 6-339 | м3 | 8,5 | 26,9 | 229 |
| 2 | Срубка неровностей поверхности стен после разборки старого слоя штукатурки | 3р-57 | 100 м2 | 1,1 | 205 | 226 |
| 3 | Заделка трещин поверхности стен | 3р-56 | 100 м | 1,505 | 937 | 1 410 |
| 4 | Штукатурка потолков цементным раствором | ЕЗЕР 15-301 | 100 м2 | 0,558 | 427 | 238 |
| 5 | Штукатурка стен | 15-298 | 100 м2 | 1,10 | 383 | 421 |
| 6 | Нейтрализация штукатурки стен, полов купоросом | 14р-445 | 100 м2 | 1,69 | 2,25 | 4 |
| 7 | Шпатлевка поверхности потолков | 15-600 | 100 м2 | 0,59 | 12,9 | 8 |
| 8 | Шпатлевка поверхности стен | ЕЗЕР 15-599 | 100 м2 | 1,10 | 9,96 | 11 |
| 9 | Покраска потолков меловая на казеиновом клее | 15-506 | 100 м2 | 0,268 | 48,7 | 13 |
| 10 | Масляная покраска потолков | ЕЗЕР 15-675 | 100 м2 | 0,29 | 414 | 120 |
| 11 | Масляная покраска стен | 15-674 | 100 м2 | 1,10 | 324 | 356 |
| 12 | Снятие оконных створок | 7р-19 | 100 м2 | 0,13 | 16,7 | 2 |
| 13 | Снятие дверных полотен | 7р-20 | 100 м2 | 0,084 | 14,4 | 1 |
| 14 | Ремонт оконных створок | 7р-25 | 100 отв. | 0,24 | 302 | 73 |
| 15 | Ремонт дверных полотен | 7р-30 | 100 шт. | 0,04 | 841 | 34 |
| 16 | Установка оконных переплетов | 7р-21 | 100 м2 | 0,13 | 790 | 103 |
| 17 | Установка дверных блоков | ЕЗЕР 10-105 | м2 | 8,4 | 1,46 | 12 |
| 18 | Замена треснувших стекол в окнах | 12р-31 | 100 м2 | 0,13 | 374 | 49 |
| 19 | Шпатлевка оконных переплетов 2,5x15,3 | ЕЗЕР 15-602 | 100 м2 | 0,33 | 20,1 | 7 |
| 20 | Шпатлевка дверных блоков 2,4x8,4 | ЕЗЕР 15-601 | 100 м2 | 0,20 | 16 | 3 |
| 21 | Масляная покраска оконных блоков | ЕЗЕР 15-594 | 100 м2 | 0,33 | 173 | 57 |
| 22 | Масляная покраска дверных блоков | ЕЗЕР 15-593 | 100 м2 | 0,20 | 132 | 26 |
| 23 | Разборка облицовки стен | 13р-5 | 100 м2 | 0,253 | 30,4 | 8 |
| 24 | Облицовка стен кафелем | 15-104 | 100 м | 0,253 | 723 | 181 |
| 25 | Снятие старого линолеума ((43,6 + 0,75) x 0,8) | 11-209 К = 0,8 | м2 | 0,12 | 35,48 | 4 |
| 26 | Разборка старой стяжки | 46-109, прим. | 100 м2 | 0,12 | 20,8 | 3 |
| 27 | Устройство новой цементной стяжки толщиной 4 см | 11-55 11-56 | 100 м2 | 0,12 | 122 | 15 |
| 28 | Покрытие пола линолеумом | ЕЗЕР 11-209 | 100 м2 | 0,12 | 664 | 80 |
| 29 | Установка нового плинтуса | Доп. П 11-273 | 100 м | 0,13 | 29,7 | 4 |
| 30 | Перестилка сгнившей обрешетки паркетных полов | 5р-32 | 100 м2 | 0,431 | 695 | 304 |
| 31 | Ремонт паркетных полов | 5р-31 | 100 м2 | 0,438 | 2 032 | 890 |
| 32 | Ремонт филенок паркетного пола | 5р-33 | 100 шт. | 272 | 1 312 | 3 569 |
| 33 | Очистка помещений от мусора | 17р-66 | 100 м | 0,08 | 82,4 | 7 |
| ИТОГО | 8 468 | |||||
| Итого с накладными расходами 14,2% (К = 1,142) | 9 670 | |||||
| С плановыми накоплениями 2,5% (К = 1,025) | 9 912 | |||||
| С индексом удорожания сметных цен 21,1 | 209 143 | |||||
| 1 | Олифа (48 - 0,86 x 21,1) | Часть 1 п. 280 | кг | 22,49 | 29,84 | 671 |
| 2 | Шпатлевка (18 - 0,18 x 21,1) | Часть 1 п. 629 | кг | 171,85 | 14,2 | 2 440 |
| 3 | Краска масляная (89,6 - 0,56 x 21,1) | Часть 1 п. 202 | кг | 59,71 | 77,77 | 4 644 |
| 4 | Песок горный (70 - 0,43 x 21,1) | СЗСЦ, п. 394 | м3 | 9,55 | 60,92 | 582 |
| 5 | Цемент 9,8 x 0,520 (1 240 - 10 x 21,1) | Часть 1 п. 698 | Т | 4,42 | 1 028,8 | 4 547 |
| 6 | Линолеум (287 - 2,3 x 21,1) | Часть 1 п. 239 | м2 | 12,24 | 238,42 | 2 918 |
| 7 | Облицовочная плитка (420 - 2,6 x 21,1) | Часть 1 п. 104 | м2 | 25,3 | 365,14 | 9 238 |
| 8 | Плинтус (60 - 0,106 x 21,1) | Часть 1 п. 120 | м | 34 | 57,76 | 1 964 |
| 9 | Стекло оконное (150 - 0,55 x 21,1) | Часть 1 п. 574 | м2 | 20,41 | 138,395 | 2 825 |
| 10 | Медный купорос (78 - 0,41 x 21,1) | Часть 1 п. 221 | кг | 6,5 | 63,349 | 451 |
| 11 | Брус (2 800 - 28 x 21,1) | Часть 1 п. 118 | м3 | 1,3 | 2 198,65 | 2 858 |
| 12 | Гвозди строительные (16 - 0,234 x 21,1) | Часть 1 п. 73 | кг | 26 | 11,86 | 308 |
| 13 | Паркет (400 - 6,4 x 21,1) | Часть 1 п. 191 | м2 | 28 | 264,83 | 7 415 |
| ИТОГО компенсация: | 40 861 | |||||
| ИТОГО с компенсацией: | 250 004 | |||||
| НДС - 18% | 45 001 | |||||
| ИТОГО: | 295 005 | |||||
Заказчик Подрядчик
Н.Н. Новиков А.А. Иванов
IV. Подтверждение Территориального управления Главгосэкспертизы об изменении индекса сметной стоимости
Управление экспертизы рассмотрело представленный расчет индекса изменения сметной стоимости строительства для ООО "Ремонт" и согласовывает индекс в размере 26,84.
Индекс учитывает:
1) фактическую заработную плату;
2) свободные цены на материалы, коэффициент к оптовым ценам на материалы - 18,56;
3) с транспортными и заготовительно-складскими расходами - 20,51;
4) наценки к свободным ценам на материалы: 6% x 0,5;
5) стоимость эксплуатации механизмов с индексом 25,56;
6) накладные расходы 95% по нормативам от фонда оплаты труда;
7) плановые накопления в размере 50% от фонда оплаты труда;
8) удержание затрат на транспортные расходы.
Сумма премии за ввод объектов в эксплуатацию в ФОТ не вошла, но оплачивается заказчиком дополнительно. Расчеты за выполненные ремонтные работы осуществляются по фактически произведенным затратам с учетом выхода последующих законодательных и нормативных актов, регулирующих ценообразующие факторы.
После того как все первичные документы оформлены и утверждены руководителем заказчика, они передаются в бухгалтерию для отнесения на счета бухгалтерского учета.
1. На основании п. 2 договора сумма аванса составляет 50% от общей стоимости, отражается по субсчету счета 60 "Авансы выданные":
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета"
- 147 502 руб. 50 коп.
2. По акту выполненных работ отражена полная стоимость выполненных работ без НДС:
Дебет 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 250 004 руб. 17 коп.
3. По счету-фактуре НДС подлежит уплате подрядчику:
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 45 000 руб. 75 коп.
4. Субсчет "Авансы выданные" переносится на субсчет "Задолженность перед подрядчиком за выполненные работы":
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 147 502 руб. 50 коп.
5. НДС к зачету с суммы аванса:
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
- 26 550 руб. 45 коп.
6. Оплата подрядчику оставшейся суммы за ремонтные работы:
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета"
- 147 502 руб. 50 коп.
7. Отражена сумма НДС к зачету:
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
- 26 550 руб. 45 коп.
Учет затрат на ремонт объектов основных средств при подрядном способе осуществляется в следующем порядке:
1) учитываются затраты на обслуживание основных средств - ведется по группам в сумме уплаченных средств;
2) учитываются затраты при среднем и текущем видах ремонта;
3) учитываются затраты на капитальный ремонт основных средств по каждой группе с использованием по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" с кредитом разных счетов или со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
5.1.2. Ремонт объектов основных средств
собственными силами организации (хозяйственным способом)
Общие положения по ремонту объектов основных средств
хозяйственным способом
Производственная деятельность организации и ее производственно-хозяйственных подразделений представляет собой производственную систему, выполняющую операционные функции. Операционная система включает в себя в качестве компоненты подсистему обеспечения производственного процесса. К ней относится ремонтно-эксплуатационная служба организации. В производственную структуру организации, кроме основных, входят вспомогательные цехи, к которым относится и ремонтный цех. В производственной структуре организации могут быть вспомогательные производственные участки, к которым относятся, к примеру, участки по текущему ремонту и обслуживанию металлообрабатывающего и энергетического оборудования; участок по ремонту и поддержанию в рабочем состоянии технологического оснащения организации. При централизованной системе организации обслуживания и текущего ремонта в организации вспомогательные участки в цехах не создаются.
Одним из важнейших факторов, определяющих производственную структуру организации, является система организации обслуживания оборудования и его текущего ремонта (централизованная или децентрализованная).
При планировании производственного процесса в организации в числе многих решаются и такие вопросы, как тип используемого ремонта (профилактический или восстановительный), потребности в ремонте и др.
При хозяйственном способе учет затрат осуществляется по элементам. При этом, если в организации создано специальное подразделение для проведения работ по ремонту основных средств, фактически произведенные затраты предварительно учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства" по элементам затрат (стоимость израсходованных материалов, заработанная плата работников подразделения, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, часть общепроизводственных и общехозяйственных расходов) с последующим включением в расходы по обычным видам деятельности.
Если ремонтное подразделение не создано, то фактические расходы на основании первичных документов списываются без использования счета 23 "Вспомогательные производства" на соответствующие счета в предусмотренном учетной политикой порядке. При этом номенклатура расходов на ремонт будет гораздо уже: стоимость израсходованных материалов, заработная плата работников, производивших ремонт, отчисления из заработной платы.
Пример. Организация отремонтировала административный корпус хозяйственным способом. Ремонт здания осуществлен силами специального подразделения. Затраты на ремонт составили:
- стоимость израсходованных материалов - 30 000 руб.;
- заработная плата работников ремонтного подразделения - 25 000 руб.;
- расходы на страховые взносы - 7 500 руб.;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 100 руб.;
- амортизация основных средств ремонтного подразделения - 5 000 руб.
В конце месяца на затраты вспомогательного производства отнесена часть общепроизводственных расходов (2 500 руб.) и часть общехозяйственных расходов (4 000 руб.).
В соответствии с учетной политикой затраты на ремонт основных средств включаются в расходы по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, к которому они относятся. В течение месяца затраты на ремонт учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства".
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 23 "Вспомогательные производства" Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
- 25 000 руб. - начислена заработная плата работникам ремонтного подразделения;
Дебет 23 "Вспомогательные производства" Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
- 7 600 руб. (7 500 руб. + 100 руб.) - начислены страховые взносы, в том числе взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет 23 "Вспомогательные производства" Кредит 02 "Амортизация основных средств"
- 5 000 руб. - начислены амортизационные отчисления по основным средствам ремонтного подразделения.
В конце месяца общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределены по видам производств и соответствующая их доля включена в затраты на ремонт:
Дебет 23 "Вспомогательные производства" Кредит 25 "Общепроизводственные расходы"
- 2 500 руб. - списаны общепроизводственные расходы;
Дебет 23 "Вспомогательные производства" Кредит 26 "Общехозяйственные расходы"
- 4 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы;
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 23 "Вспомогательные производства"
- 74 100 руб. (30 000 руб. + 25 000 руб. + 7 600 руб. + 5 000 руб. + 2 500 руб. + 4 000 руб.) - затраты по ремонту административного корпуса включены в расходы по обычным видам деятельности.
Пример. Ремонт токарного станка осуществляется сотрудником организации, так как в организации отсутствует специальная ремонтная служба.
В этом случае затраты по ремонту объекта основных средств относят на основании соответствующих первичных учетных документов на расходы того подразделения, которому данный объект (в нашем случае токарный станок) принадлежит. В нашем примере станок принадлежит цеху N 1, подразделению основного производства, поэтому затраты списываются на счет 25 "Общепроизводственные расходы":
Дебет 25 "Общепроизводственные расходы" Кредит 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.
- 5 000 руб.
Следует учесть, что ремонт устаревших объектов основных средств, полностью амортизированных, если на деле они могут еще приносить доход, возможен. При этом учет ремонтных расходов будет таким же, как если бы организация ремонтировала объекты основных средств, по которым амортизация еще начисляется. При этом расходы по ремонту амортизированных объектов учитываются при расчете налога на прибыль, т.е. при наличии документально подтвержденных расходов на ремонт их можно отнести к расходам текущего периода.
5.1.3. Ремонт арендованных основных средств
Основные средства, находящиеся в аренде, подвергаются физическому и моральному износу, нуждаются в ремонте и восстановлении. В соответствии со ст. 616 ГК РФ, если иное не установлено договором, капитальный ремонт основных средств, сданных (полученных) в аренду, производится за счет арендодателя, другие виды ремонта производятся за счет арендатора. Однако условиями договора могут быть предусмотрены иные варианты. Порядок отражения затрат на ремонт основных средств, сданных (полученных) в аренду, в бухгалтерском учете зависит от того, на кого возложены обязанности по проведению ремонта.
Для примера можно рассмотреть несколько вариантов.
Пример. Вариант 1.
Ремонт помещения, сданного в аренду, производится арендодателем за свой счет.
Учет у арендодателя:
Дебет 10 "Материалы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- на сумму материалов, которые приобретены для ремонта сданных в аренду помещений;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- на сумму НДС, подлежащую уплате поставщику материалов, которые приобретены для ремонта;
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 10 "Материалы"
- на стоимость материалов, использованных для ремонта сданного в аренду помещения;
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- на стоимость услуг сторонней организации, выполнившей работы по ремонту помещений, сданных в аренду;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- на сумму НДС, подлежащую уплате сторонней организации, осуществившей ремонт;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 51 "Расчетные счета"
- на стоимость услуг подрядчика по ремонту помещений, сданных в аренду;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета"
- оплачены материалы, приобретенные для ремонта;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- принята к вычету сумма НДС с суммы, уплаченной поставщику за материалы и подрядчику за осуществление ремонта помещений, сданных в аренду.
На сумму арендной платы будут сделаны следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы"
- начислена сумма арендной платы за текущий месяц (в том числе НДС);
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"
- начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет с суммы арендной платы;
Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- зачислена на расчетный счет сумма арендной платы.
Учет у арендатора.
В нашем варианте у арендатора отражается сумма арендной платы, начисленной в соответствии с договором:
Дебет 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" (выбор счета зависит от назначения арендуемого помещения) Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- начислена арендная плата за текущий месяц (без НДС);
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- отражена сумма НДС, подлежащая уплате арендодателю в составе арендной платы за текущий месяц;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 51 "Расчетные счета"
- перечислена сумма арендной платы (с НДС);
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- принята к вычету сумма НДС, уплаченная в составе арендной платы арендодателю.
Вариант 2.
Ремонт арендованного автомобиля производится в соответствии с условиями договора арендатором за свой счет.
Учет у арендодателя.
В связи с тем что арендатор осуществляет ремонт за свой счет, арендодатель затраты по текущему ремонту автомобиля в бухгалтерском учете не отражает. В текущем месяце у арендодателя отражается только начисление арендной платы:
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы"
- начислена арендная плата (с НДС);
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"
- начисление НДС с арендной платы, подлежащей уплате в бюджет.
Учет у арендатора:
Дебет 10 "Материалы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- оприходованы запасные части, которые будут использованы для ремонта арендованного автомобиля;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- отражена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику за запасные части, которые будут использованы для ремонта арендованного автомобиля;
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" Кредит 10 "Материалы"
- списаны запасные части для ремонта арендованного автомобиля;
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" (издержки обращения) Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- списаны расходы по услугам ремонта автомобиля, выполненным предприятием автосервиса;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- отражена сумма НДС, подлежащая уплате организации, осуществившей ремонт автомобиля;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 51 "Расчетные счета"
- оплачены услуги автосервиса (с НДС);
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета"
- оплачены поставщику запасные части, которые использованы для ремонта автомобиля;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- принята к вычету сумма НДС, уплаченная поставщику за запасные части и авторемонтному предприятию за услуги по ремонту арендованного автомобиля.
Также в текущем месяце в соответствии с договором начисляется арендная плата:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- на сумму арендной платы за арендованный автомобиль;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- сумма НДС, подлежащая уплате арендодателю за аренду автомобиля;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 51 "Расчетные счета"
- оплачена арендодателю сумма арендной платы (с НДС);
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- принята к вычету сумма НДС, уплаченная арендодателю в составе арендной платы.
Вариант 3.
Текущий ремонт арендованного офисного помещения производится арендодателем за счет арендатора (в соответствии с условиями договора).
Учет у арендодателя.
Расходы, связанные с ремонтом помещения, сданного в аренду, собираются на счетах затрат, где в конечном итоге и формируется себестоимость этих работ:
Дебет 10 "Материалы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- оприходованы материалы для ремонта помещения, сданного в аренду (без НДС);
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- на сумму НДС, подлежащую уплате поставщику материалов;
Дебет 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" Кредит 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.
Списаны материалы и другие расходы на ремонт помещения, сданного в аренду, собственными силами организации:
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета"
- оплачены поставщику материалы, использованные для ремонта помещения, сданного в аренду;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- принята к вычету сумма НДС, уплаченная поставщику материалов.
В связи с тем, что в нашем примере имеет место факт оказания арендодателем арендатору услуг по ремонту арендованного имущества, по факту подписания акта выполненных работ делаются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 90/1 "Выручка"
- отражена договорная стоимость текущего ремонта, выполненного арендодателем;
Дебет 90/3 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"
- начислен НДС за выполненный ремонт помещения, сданного в аренду;
Дебет 90/2 "Себестоимость продаж" Кредит 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства"
- отражена сумма фактических затрат арендодателя на текущий ремонт помещения, сданного в аренду.
Дебет 90/9 "Прибыль (убыток) от продаж" Кредит 99 "Прибыль и убыток"
- отражен финансовый результат от оказания услуг по ремонту помещения арендодателя;
Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- оплата арендатором услуг по ремонту помещения, сданного в аренду;
Также в обычном порядке отражается арендная плата за текущий месяц, в соответствии с условиями договора аренды.
Учет у арендатора.
В бухгалтерском учете арендатора расходы на текущий ремонт учитываются как затраты, связанные с содержанием арендованных основных средств, и включаются в расходы по обычным видам деятельности.
Ремонт офисного помещения будет отражаться следующими бухгалтерскими проводками:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- на основании акта выполненных работ отражены затраты на проведение текущего ремонта арендованного офисного помещения по договорной стоимости (без НДС);
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- сумма НДС, подлежащая уплате за проведение ремонта офисного помещения;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 51 "Расчетные счета"
- оплачены услуги арендодателя по ремонту офисного помещения (с НДС);
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- принята к вычету сумма НДС, уплаченная за услуги по ремонту.
Также в обычном порядке отражается арендная плата за текущий месяц, в соответствии с условиями договора аренды.
Вариант 4.
Текущий ремонт магазина производится арендатором за счет арендодателя в соответствии с договором аренды.
Учет у арендодателя.
Расходы, связанные с осуществлением текущего ремонта основных средств, сданных в аренду, признаются у арендодателя операционными расходами. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- отражены расходы по текущему ремонту сданного в аренду магазина по договорной стоимости (без НДС);
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- на сумму НДС, подлежащую уплате арендатору за ремонт магазина;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- начислена арендная плата за аренду магазина за текущий месяц (в том числе НДС);
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"
- отражена сумма НДС в составе арендной платы;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- принята к зачету сумма НДС, уплаченная за текущий ремонт сданного в аренду магазина.
Учет у арендатора.
В нашем примере арендатор занимается розничной торговлей, поэтому затраты по ремонту арендованного магазина подлежат включению в издержки обращения по соответствующим статьям:
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и пр.;
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- отражены расходы организации на проведение ремонта, выполненного сторонней организацией;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- отражена сумма НДС, подлежащая уплате сторонней организации за проведение ремонта магазина;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 51 "Расчетные счета"
- оплачены услуги подрядчика по ремонту арендованного магазина (НДС);
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям"
- принята к вычету сумма НДС, уплаченная подрядчику за ремонт арендованного магазина.
В нашем примере арендатор оказывает услуги арендодателю по ремонту объекта основных средств, следовательно, в бухгалтерском учете арендатора ремонт магазина отражается как оказание услуг сторонним организациям:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90/1 "Выручка"
- отражена задолженность арендодателя по услугам ремонта арендованного магазина (по договорной стоимости, с НДС);
Дебет 90/3 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"
- начислен НДС по выполненным услугам;
Дебет 90/2 "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу"
- списана сумма фактических затрат арендатора на ремонт магазина;
Дебет 90 "Продажи" Кредит 99 "Прибыль и убытки"
- отражен финансовый результат от оказания арендатором арендодателю услуг по ремонту арендованного магазина.
5.2. Отражение в налоговом учете расходов
на ремонт основных средств
Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете могут включаться в расходы при расчете налога на прибыль либо сразу, либо посредством резерва.
Отчисления в резерв на ремонт основных средств, создаваемый по правилам бухгалтерского учета, не принимаются для целей налогообложения, поэтому возникает необходимость налогового учета расходов на ремонт основных средств. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Такой порядок признания расходов на ремонт для целей налогообложения применяется также в отношении арендуемых основных средств, если договором не предусмотрено возмещение указанных расходов арендодателем (ст. 260 Налогового кодекса РФ).
В течение налогового периода, которым признается 1 календарный год, состав амортизируемого имущества и его стоимость могут изменяться, поэтому организации должны вести учет движения (поступления, выбытия, изменения первоначальной стоимости в результате переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и частичной ликвидации) объектов амортизируемого имущества.
Согласно ст. 313 Налогового кодекса РФ порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. В соответствии со ст. 314 Налогового кодекса РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения.
Также ст. 324 Налогового кодекса РФ определен порядок ведения аналитических данных (при разработке форм регистров) налогового учета по расходам на ремонт, который осуществляется таким образом, чтобы с его помощью можно было формировать следующие показатели:
1) дату возникновения расходов;
2) совокупную первоначальную стоимость амортизируемых основных средств на конец отчетного (налогового) периода;
3) сумму фактических затрат на ремонт основных средств, произведенных налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.
Налоговый учет резервов предстоящих расходов
на ремонт основных средств
Формирование резерва на ремонт основных средств для целей налогообложения регулируется п. 2 ст. 324 Налогового кодекса РФ. Величина резерва определяется исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, рассчитываемых самой организацией.
Норматив отчислений в резерв определяется через:
1) расчет предельной суммы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в зависимости от периодичности осуществления ремонта объектов основных средств, частоты замены отдельных элементов основных средств (узлов, агрегатов, деталей, конструкций), сметной стоимости ремонта, которая может быть определена с помощью актов дефектации, актов технического обследования, докладов о техническом состоянии объектов основных средств, планов проведения ремонтных работ, сметы расходов на ремонт (при их проведении хозяйственным способом), договоров со сторонними организациями (при подрядном способе);
2) определение средней величины фактических расходов на ремонт за три года, предшествующие налоговому периоду, в котором создается резерв;
3) расчет норматива отчислений в резерв на ремонт основных средств, который производится путем деления:
а) предельной суммы отчислений в резерв на совокупную первоначальную стоимость основных средств (если предельная сумма отчислений в резерв не больше средней величины расходов на ремонт за последние три года);
б) средней величины расходов, фактически произведенных, на ремонт за последние три года на совокупную первоначальную стоимость основных средств (если предельная сумма отчислений в резерв больше средней величины расходов на ремонт за последние три года).
Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств прилагается к учетной политике для целей налогообложения.
Величина резерва определяется на весь налоговый период как произведение исчисленного норматива на совокупную стоимость основных средств на начало года (налогового периода).
Если капитальный ремонт организация планирует осуществлять в течение нескольких налоговых периодов, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование такого ремонта, приходящуюся на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения ремонта, но при условии, что в предыдущих налоговых периодах аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
В течение отчетного года все фактически произведенные расходы на ремонт основных средств относятся в уменьшение резерва независимо от величины созданного резерва на момент проведения ремонтных работ. Если фактические затраты превышают величину созданного резерва, то разница включается в прочие расходы на дату окончания налогового периода. Если сумма затрат меньше резерва, то остаток резерва относится к прочим доходам на последнюю дату текущего налогового периода.
Резерв на покрытие затрат по капитальному ремонту может иметь остаток на конец налогового периода, если согласно плану проведения капитального ремонта работы не начаты или не завершены.
При организации налогового учета расходов на ремонт основных средств необходимо вести раздельный учет формирования и использования резерва на ремонтные работы, осуществляемые в течение налогового периода, а также резерва на финансирование капитального ремонта, накопление средств на проведение которого производится более одного налогового периода, обеспечить группировку фактических расходов на ремонт по элементам затрат в зависимости от способа его проведения.
В аналитическом учете расходы на ремонт основных средств (п. 1 ст. 324 Налогового кодекса РФ), произведенные хозяйственным способом, состоят из:
1) стоимости запасных частей и других расходных материалов, использованных для ремонта;
2) расходов на оплату труда (включая суммы платежей работодателей по договорам обязательного страхования и суммы платежей по договорам добровольного страхования, договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с соответствующими страховыми организациями);
3) прочих расходов, связанных с ведением ремонта.
Если ремонтные работы осуществлялись подрядным способом, то затраты на оплату работ сторонних организаций отражаются общей суммой, без группировки по элементам.
Пример. В ЗАО "Мира" учетной политикой для целей налогообложения на 2018 г. предусмотрено формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, совокупная стоимость которых на 1 января составила 6 000 000 руб.
По данным бухгалтерского учета фактические затраты на проведение ремонтов за последние три года составили:
в 2015 г. - 180 000 руб.;
в 2016 г. - 135 000 руб.;
в 2017 г. - 165 000 руб.
Стоимость ремонтных работ, планируемых к проведению в 2018 г., составляет 200 000 руб.
В указанный период дорогостоящие, капитальные ремонты не осуществлялись. Налог на прибыль уплачивается поквартально.
Произведем расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, который должен быть утвержден в учетной политике на 2018 г.:
- среднегодовая сумма фактических затрат на ремонт за последние три года равна 160 000 руб. ((180 000 руб. + 135 000 руб. + 165 000 руб.) / 3);
- сумма резерва расходов на капитальный ремонт, планируемый к проведению в 2019 г., приходящаяся на 2018 г., по общему правилу формирования резерва для целей налогообложения не разбивается по месяцам проведения ремонтных работ. Поэтому величина резерва на ремонт, средства на который накапливаются более одного налогового периода, распределяется по налоговым периодам путем деления сметной стоимости ремонта на количество налоговых периодов, в течение которых формируется резерв. В 2018 г. резерв на капитальный ремонт здания составит 300 000 руб. при условии, что ЗАО "Мира" производит формирование резерва на капитальный ремонт в сумме 600 000 руб. в течение двух налоговых периодов;
- предельная сумма отчислений в резерв на ремонт основных средств. Поскольку стоимость ремонтных работ, планируемых к проведению в 2018 г. (200 000 руб.), превышает среднегодовую стоимость фактических затрат на ремонт за последние три года (160 000 руб.), то при определении предельного размера отчислений в резерв используется средняя стоимость затрат на ремонт за последние три года. Предельный размер отчислений увеличивается на сумму резерва расходов на капитальный ремонт, планируемый к проведению в 2018 г., приходящуюся на 2018 г., - 300 000 руб. Таким образом, предельная сумма отчислений в резерв на ремонт основных средств составит 460 000 руб. (160 000 руб. + 300 000 руб.);
- норматив отчислений в резерв будет составлять 7,7% (460 000 руб. / 6 000 000 руб. x 100).
Резерв на ремонт здания, планируемый к проведению в 2019 г., не может использоваться в 2018 г. и должен иметь переходящий остаток на конец года. Поэтому необходимо вести раздельный аналитический учет резервов по их видам. В этом случае из общего норматива отчислений в резерв расходов следует выделять норматив отчислений на ремонтные работы, формирование которых осуществляется в нескольких налоговых периодах, и норматив отчислений в резерв на ремонтные работы, производимые в налоговом периоде, когда формируется резерв. Наличие таких нормативов позволяет определить величину резерва и сумму ежеквартальных отчислений по видам резервов.
Расчет можно привести в таблице следующей формы и приложить его к приказу по учетной политике для целей налогообложения в качестве обоснования утверждаемого норматива отчислений в резерв на ремонт основных средств.
Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов
на ремонт основных средств в 2018 г.
| N | Наименование показателя | Сумма, руб. |
| 1 | Совокупная стоимость основных средств на 1 января 2018 г. | 6 000 000 |
| 2 | Сметная стоимость ремонтов, проводимых согласно графику в 2018 году | 180 000 |
| 3 | Стоимость фактических затрат на ремонт за три года, предшествующие году создания резерва: (180 000 руб. + 135 000 руб. + 165 000 руб. = 480 000 руб.) | 480 000 |
| 4 | Средняя величина фактических затрат на ремонт за три года, предшествующие году создания резерва (п. 3 / 3) | 160 000 |
| 5 | Сметная стоимость дорогостоящего капитального ремонта, приходящаяся на 2018 год | 300 000 |
| 6 | Предельная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, в том числе: | 460 000 |
| 6.1 | Если сметная стоимость расходов на ремонт (за исключением дорогостоящего капитального ремонта) не превышает среднюю величину фактических расходов на ремонт за три года (п. 2 + п. 5) | - |
| 6.2 | Если сметная стоимость расходов на ремонт (за исключением дорогостоящего капитального ремонта) больше средней величины фактических расходов на ремонт за три года (п. 4 + п. 5) | 460 000 |
| 7 | Норматив отчислений в резерв (п. 6 / п. 1 x 100%), в том числе: | 7,7% |
| 7.1 | На капитальный ремонт основных средств, планируемый к проведению в следующих налоговых периодах (п. 5 / п. 1 x 100%) | 5% |
| 7.2 | На другие виды ремонтов основных средств, планируемых к проведению в отчетном (налоговом) периоде ((п. 6 - п. 5) / п. 1 x 100%) | 2,7% |
Отчисления в резерв производятся равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода, поэтому сумма ежеквартальных отчислений определяется путем деления годовой суммы резерва на 4 (табл. 1).
Таблица 1
Расчет величины резерва расходов на ремонт основных средств
на 2018 г.
| N | Наименование показателя | Сумма, руб. |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | Совокупная стоимость основных средств на 01.01.2018 | 6 000 000 |
| 2 | Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, в том числе: | 7,7% |
| 2.1 | На капитальный ремонт основных средств, планируемый к проведению в следующих налоговых периодах | 5% |
| 2.2 | На другие виды ремонтов основных средств, планируемых к проведению в отчетном (налоговом) периоде | 2,7% |
| 3 | Величина резерва предстоящих расходов (п. 1 x п. 2 / 100%), в том числе: | 460 000 |
| 3.1 | На капитальный ремонт основных средств, планируемый к проведению в следующих налоговых периодах (п. 1 x п. 2.1 / 100%) | 300 000 |
| 3.2 | На ремонты основных средств, планируемые к проведению в отчетном (налоговом) периоде (п. 1 x п. 2.2 / 100%) | 160 000 |
| 4 | Сумма ежеквартальных отчислений в резерв (п. 3 / 4) | 115 000 |
В течение налогового периода при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитываются расходы на ремонт основных средств в сумме резерва, приходящейся на данный отчетный период, независимо от величины фактически произведенных затрат на ремонт основных средств. В конце года на последнюю отчетную дату налогового периода фактически произведенные затраты на ремонт сравниваются с величиной резерва. Если фактические расходы превышают начисленный за год резерв, то разница включается в прочие расходы. В противном случае сумма превышения начисленного резерва над величиной фактических затрат включается в доходы.
Таким образом, организации не нужно вести учет использования резерва на покрытие расходов в течение налогового периода. Однако этот факт не дает организации права не вести налоговый учет фактических затрат на ремонт основных средств. При этом согласно п. 1 ст. 324 Налогового кодекса РФ затраты на ремонт должны группироваться как по ремонтируемым объектам, так и по элементам затрат.
Пример. В августе 2018 г. ООО "Пальмира" произвело ремонт оборудования:
а) подрядным способом на сумму 14 750 руб., в том числе НДС - 2 250 руб. Фактические расходы на ремонт отражаются в регистре налогового учета расходов на ремонт. В октябре был проведен ремонт оборудования;
б) на сумму фактических затрат 190 100 руб. хозяйственным способом. Все затраты по элементам отражены в таблице 2.
Таблица 2
Ведомость налогового учета фактических затрат на ремонт
основных средств за 2018 г.
| Наименование объекта основных средств, элементов затрат | Инвентарный номер | Способ выполнения ремонтных работ | Сумма фактических затрат на ремонт на начало отчетного периода, руб. | Сумма фактических затрат на ремонт за отчетный период, руб. | Итого затрат на конец отчетного периода, руб. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1. Оборудование A, в том числе затраты по элементам: | 0107 | Подрядный | 12 500 | - | 12 500 |
| 1.1. Прочие расходы | 12 500 | - | 12 500 | ||
| 2. Оборудование B, в том числе затраты по элементам: | 0110 | Хозяйственный | - | 190 100 | 190 100 |
| 2.1. Стоимость запасных частей | - | 147 000 | 147 000 | ||
| 2.2. Расходы на оплату труда | - | 42 000 | 42 000 | ||
| 2.3. Прочие расходы | - | 1 100 | 1 100 | ||
| Всего расходов на ремонт (п. 1 + п. 2) | 12 500 | 190 100 | 202 600 |
В конце года производится сравнение фактических затрат на ремонт основных средств с величиной начисленного резерва (табл. 3).
Таблица 3
Ведомость налогового учета резерва расходов на ремонт
основных средств за 2018 г.
| N | Наименование показателя | Сумма, руб. |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | Величина начисленного резерва, в том числе: | 460 000 |
| 1.1 | На капитальный ремонт, планируемый к проведению в следующих налоговых периодах | 300 000 |
| 1.2 | На ремонты отчетного (налогового) периода | 160 000 |
| 2 | Фактические расходы на ремонт основных средств отчетного (налогового) периода | 202 600 |
| 3 | Сумма резерва, подлежащая включению в доходы (п. 1.2 - п. 2) | - |
| 4 | Сумма фактических расходов на ремонт, подлежащая включению в прочие расходы (п. 2 - п. 1.2) | 42 600 |
| 5 | Общая сумма расходов, включаемая в расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период (п. 1 + п. 4) | 502 600 |
| 6 | Остаток неиспользованного резерва на конец налогового периода (п. 1.1) | 300 000 |
При формировании налоговой базы по налогу на прибыль за 2018 г. в качестве прочих расходов будет учтена сумма начисленного за год резерва - 460 000 руб., увеличенная на сумму превышения фактических затрат по проведенным ремонтным работам над величиной начисленного для этих ремонтов резерва - 42 600 руб.
Расходы на проведение ремонтных работ и техническое обслуживание основных средств отражаются в регистре-расчете расходов на ремонт, в котором отдельно нужно выделить сумму резерва на осуществление ремонтных работ, если такой создается.
Записи в регистре формируются по окончании каждого отчетного периода по всем объектам основных средств, по которым в отчетном периоде были произведены затраты на ремонт.
Источником для формирования регистра являются документы, подтверждающие факт совершения расходов, связанных с ремонтом основного средства (сметы, акты сдачи-приемки ремонтных работ, договоры подряда и т.п.).
Форму регистра-расчета расходов на ремонт объектов основных средств можно представить в следующем виде (табл. 4).
Таблица 4
Регистр-расчет расходов на ремонт
| Наименование объекта | Использование в производстве | Наименование операции | Способ проведения ремонта | Сумма | Документ | Источник финансирования | Величина созданного резерва на начало ремонтных работ, руб. | Величина созданного резерва на конец ремонтных работ |
| Оборудование | Участвуют в производстве продукции | Текущий ремонт | Подрядный | 12 500 | Акт выполненных работ | Прочие расходы | 160 000 | - |
Итого расходы на ремонт - 12 500 руб., в том числе за счет созданного резерва.
Глава 6. ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
6.1. Методика оценки и переоценки объектов основных средств
В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств приведением первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.
Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.
При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы данные, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной стоимости, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
Решение организации о проведении переоценки по состоянию на конец отчетного года оформляется соответствующим распорядительным документом, обязательным для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств, и сопровождается подготовкой перечня объектов основных средств, подлежащих переоценке.
Также в организации для проведения переоценки должна быть проведена проверка наличия объектов основных средств, подлежащих переоценке.
При принятии решения о переоценке объектов основных средств, входящих в однородную группу объектов (здания, сооружения, транспортные средства и т.п.), организации следует учитывать, что в последующем объекты основных средств однородной группы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость указанных объектов основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Основными данными для переоценки объектов основных средств являются:
1) первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если данный объект переоценивался ранее), по которой они учитываются в бухгалтерском учете на дату переоценки;
2) сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на указанную дату;
3) документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Увеличение стоимости объекта основных средств в результате переоценки отражается проводкой:
Дебет 01 "Основные средства"
Кредит 83 "Добавочный капитал", субсчет "Прирост стоимости основных средств в результате переоценки".
Уменьшение стоимости объекта основных ср






