Статистико-социологическое введение

 

В последнее время много говорят и пишут о вреде взяточничества, коррупции. Судя по газетам, радио, телевидению, люди осуждают коррупционеров, требуют применять к ним самые строгие меры ответственности. Казалось бы, в российском обществе сложилось твердое и определенное отношение граждан к взяточничеству. Но не будем торопиться. В 2005 г. организацией "Ромир Мониторинг" по заказу фонда "Индем" было проведено обширное социологическое исследование, посвященное диагностике взяточничества и коррупции в России (3,2 тыс. опрошенных). Среди прочих был задан следующий вопрос: "Предположим, вам рассказали про одного человека, который, узнав, что его начальник берет взятки, написал про него в прокуратуру. Выберите одно из слов, которое, с вашей точки зрения, наиболее точно характеризует этого человека". Полученные результаты указаны в табл. 4.1.

 

Таблица 4.1

 

Ответы респондентов на вопрос о взятках

 

Вариант ответа Процент выбравших данный вариант ответа
Затрудняюсь ответить 10,1
Герой 6,2
Честный человек 43,6
Чудак 15,4
Завистник 8,8
Мстительный человек 4,7
Предатель 4,4
Другое 6,8
Всего 100,0

 

Как видим из таблицы, количество положительных оценок данного поступка не дотянуло и до 50%.

Далее исследователи спросили напрямую: "Случалось ли так, что в сложной ситуации обстоятельства заставили вас дать взятку, или вы решили не делать этого?" Распределение ответов показано в табл. 4.2.

 

Таблица 4.2

 

Ответы респондентов на вопрос о даче взятки

 

Вариант ответа Процент выбравших данный вариант ответа
Ответили 54,9
Из них:  
Да, все-таки пришлось дать 29,2
Нет, обошлось без взятки 25,7
Не ответили 45,1
Всего 100

 

Неплохим комментарием к результатам социологического исследования могут сложить результаты интернет-опроса, проведенного порталом mail.ru. Вопрос был таким: "Ваше отношение к взяткам? Что лучше: брать их или давать?" На вопрос было получено 6327 ответов. Наиболее интересными признаны следующие.

1. Обожаю взятки: жалко, что мне никто их не дает.

2. Лучше и то и другое, но в разумных пределах, и чтоб тихо!!!

3. Смотря с какой вы стороны стола.

4. А лучше ни то и ни другое, если возможно.

5. Отвечать обоим.

6. Негативное, но без этого часто сложно, особенно в универе.

7. Думаю, лучше брать, а безопаснее - давать.

8. Если не берешь взяток, то и дать трудно! По себе знаю.

9. Давать куда приятнее. Во-первых, не так сильно рискуешь, а во-вторых, это значит, что у тебя бабло водится в отличие от того побирушки.

10. Брать выгоднее, чем давать. Дайте мне взяточку, ну хоть маленькую!

11. Лучше соблюдать правила и быть ответственным!

12. Смотря за что даешь. Если вымогательство, то мерзко, а когда с чувством благодарности, то от души.

13. Ни то ни другое. Это порочный круг: когда кто-то дает кому-то, а тот дает далее. На взятки уходят миллиарды рублей, и сколько бы дорожка ни вилась, но в один день этому придет конец, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

14. Проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу невинную.

15. Лучше как в Австрии: всем до одного подчиняться законам, уважать законы страны и себя! Взятки потеряют смысл, легко и просто!

Да, пожалуй, мы несколько поторопились, посчитав негативное отношение к взяточничеству сложившейся нормой жизни в нашем обществе. В лучшем случае, эта норма находится в процессе становления.

 

Основной материал

 

Социальное регулирование: индивидуальное и нормативное. Всякое общество нуждается в механизмах регулирования поведения индивидов, т.е. в социальных регуляторах. Термин "регулирование" употребляется как в научной, так и в обыденной жизни.

Социальные регуляторы принято делить на индивидуальные (ненормативные) и нормативные (см. интеллектуальную карту 04-01). К числу индивидуальных (ненормативных) относятся личные предписания, стереотипы поведения, ценностные предпочтения и т.д. Нормативные - это разного рода социальные нормы, регулирующие самые разнообразные общественные отношения (например, семейные, межгосударственные). К методам, которые используются в процессе регулирования поведения, можно отнести убеждение (форма воздействия, основанного на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке), принуждение (форма влияния, характеризующаяся высоким уровнем оказываемого психического или физического давления на субъекта), стимулирование (форма воздействия на поведение индивида через его мотивацию).

Следует подчеркнуть, что социальное регулирование малоэффективно или вообще невозможно, если нельзя обеспечить контроль за поведением людей.

Признаки социальных норм. Необходимым элементом социального нормативного регулирования являются социальные нормы. Всем социальным нормам присущи общие черты (см. интеллектуальную карту 04-02).

1. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества.

2. Социальные нормы создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, однако соотносятся с волей и сознанием людей по-разному. Одни нормы создаются в процессе целевой деятельности человека, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы, третьи формируются в виде основополагающих начал, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д.

3. Социальные нормы действуют как типовые регуляторы поведения, имеют предписывающий характер. Их обязательность проявляется в неоднократности действия. В качестве общей модели поведения социальные нормы всегда по содержанию определенны.

4. Социальные нормы выступают мерой свободы индивида, устанавливающей пределы его активного поведения, способы удовлетворения интересов и потребностей.

5. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Они соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащих разным культурным традициям, например континентальной Европы и Ближнего Востока.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила поведения, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества.

Виды социальных норм. Необходимо обратить внимание на разнообразие социальных норм, которое сложилось исторически. Система социально-нормативных регуляторов в юридической литературе получила достаточное освещение. Поэтому, не вдаваясь в анализ существующих классификаций, дадим характеристику основным видам социальных норм (см. интеллектуальную карту 04-03).

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения*(13).

С обычаев начинается история человеческой культуры. Вот почему обычаи имеют очень широкий спектр действия и влияют почти на все сферы общества. Об этом свидетельствуют не только различные африканские системы*(14), но и практика европейских правовых семей. В частности, в Великобритании социальные обычаи могут служить непосредственным источником правотворчества - конституционный обычай, торговый и местный обычай*(15).

Обычаям как социальным регуляторам присущи некоторые признаки.

1. Обычаями выступают сложившиеся на протяжении длительного периода времени единообразно применяемые на практике правила поведения. В качестве примера рассмотрим казахский обычай аменгерлик.

Аменгерлик - акт наследственного права казахов, согласно которому по отношению к вдове родственник мужа считался аменгером - наследником. Вдова выходила замуж по собственному выбору за одного из родственников умершего мужа. В этом древнем обычае выражалось отношение казахов к браку как явлению незыблемому, охраняемому. Развод считался недопустимым. Брак оберегался, во-первых, для того, чтобы не прервался род, во-вторых, так как уход вдовы считался позором. В случае выхода замуж вдовы не за аменгера, а за другого, она не имела права на владение имуществом покойного мужа и уходила только с имуществом из своего приданого. Это называлось "иргеден шыгару", т.е. "выселение"*(16).

2. Обычаи становятся всеобщими в силу неоднократного их применения людьми, проживающими в разные исторические эпохи. В связи с этим обычаи становятся привычками, иначе говоря, стереотипами поведения.

В качестве примера можно привести свадебный обычай у всех групп ненцев*(17).

Приобретение жены у ненцев во второй половине XVIII - начале XX в. имело форму выкупа ее первоначально у рода, затем у ближайших родственников, наконец, у ее отца. Позднее указанная традиция приняла форму взаимных подарков*(18).

3. Обычаи выражают жизненную закономерность, воспринимаемую в качестве обязательных для регулирования определенных групп отношений. Обычаи в отличие от ритуалов непосредственно затрагивают содержание общественных отношений и поэтому включаются в систему практической деятельности людей. В качестве иллюстрации возьмем казахский обычай ат майын сурау.

Обычаями казахского народа учтены все моменты жизни людей, каждого члена общества. Особенно обращается внимание на социально незащищенные слои. Например, сиротам, вдовам, малообеспеченным постоянно оказывается та или иная помощь. Одна из них называется "ат майын". Человек, который не имеет собственной лошади, может нанять лошадь у состоятельных людей или соседей, родственников, т.е. ат майын сурайды. Это означает, что человек просит лошадь на время. Ат - лошадь, май - жир. Просящий намекает, что лошадь после использования теряет упитанность, но, несмотря на намек, просьбу всегда удовлетворяют. Это один из показателей благотворительности казахского народа*(19).

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания.

Первую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально. Здесь речь идет о привычной для членов общества форме социальной регуляции (свадьба, день рождение, похороны и т.д.). Соблюдаются соответствующие обычаи или нет - для права безразлично.

Вторая группа представлена обычаями, которые могут быть санкционированы государством. Такие обычаи называются правовыми. Подробнее о правовых обычаях см. ниже, в теме 5 "Формы (источники) права". Примером одобрения обычаев в российском законодательстве могут служить ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Религиозные нормы - это правила поведения, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих, которые регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов и т.п.

В качестве примера можно привести религиозную норму, содержащуюся в священной книге мусульман, закрепляющую воздержание от употребления некоторых продуктов питания.

"Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленная, и убитая ударом, и убитая при падении, и забоданная, и то, что ел дикий зверь, - кроме того, что убьете по обряду, - и то, что заколото на жертвенниках, и чтобы вы делили по стрелам..."*(20).

Религиозные нормы имеют ряд характерных признаков.

1. Религиозная норма выступает как образец поведения верующих в той или иной ситуации, как модель отношений в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.

2. Действие религиозной нормы распространяется не на конкретного человека, а на группу индивидов, последователей этой религии.

3. Религиозные нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных религиозных правил. Например, в гл. 6 Евангелия от Матфея примечательно следующее положение: "...иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного".

4. Любая религия, следовательно, и ее нормы ссылаются на волю сверхъестественных сил.

Степень и характер взаимодействия права и религии на различных этапах развития общества и в разных правовых системах были неодинаковы. В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, относящихся к системам религиозного и традиционного права. Посредством этих норм регулируются, например, брачно-семейные отношения. Однако в современных светских государствах религиозные нормы составляют особый вид социальных норм и регулируют отношения между представителями той или иной религии.

Корпоративные нормы - это правила поведения, устанавливаемые внутри корпорации, обязательные для ее участников и охраняемые силой корпоративного принуждения, а в ряде случаев, при ее недостаточности, - силой государственного принуждения.

Основные признаки корпоративных норм следующие.

1. Они обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, менеджеров, наемных работников).

2. Корпоративные нормы имеют письменное закрепление в корпоративных актах (акты общих собраний, акты советов директоров, правлений, советов предприятий, акты руководителей структурных подразделений и т.д.).

3. Корпоративные нормы издаются органами управления корпорации и выражают волю ее коллектива как определенного автономного образования.

4. Корпоративные нормы обеспечиваются принуждением в случае их нарушения. Прежде всего на нарушителя воздействует сама организация, используя санкции, предусмотренные в корпоративных актах. При недостаточности средств воздействия возможно обращение за защитой к судебным органам.

Сейчас, как справедливо отмечает Т.В. Кашанина, корпоративное право начало быстро развиваться, а все, что ранее считалось сферой общих интересов (сферой публичного права) и регулировалось с помощью законодательных норм, постепенно сужается. Корпоративными нормами в определенной мере уже регулируются такие сферы, как использование предприятиями финансов, их управленческие и организационные отношения, применение наемного труда, движение принадлежащего им имущества и т.д.*(21) И конечно, усложняется система корпоративных норм (учредительные, финансовые, регулирующие все, что связано с ценными корпоративными бумагами; административные (управленческие); трудовые; обеспечивающие социальную работу в корпорации; регулирующие заключение и исполнение договоров).

В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные отношения на предприятии (например, нормативные положения, касающиеся обеспечения конфиденциальности информации, коммерческой тайны). Наметились и контуры блока корпоративных норм процессуального характера*(22).

Нормы общественных объединений - правила поведения, создаваемые в общественных объединениях и регулирующие отношения между их членами.

Нормы общественных объединений закрепляют права и обязанности членов общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, органов общественной самодеятельности, общественных учреждений, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Это преимущественно правила организационного характера.

Политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти. Эти нормы регулируют отношения участников политического процесса: социальных общностей (наций, классов, слоев и др.); политической элиты; отдельных граждан, в том числе политических лидеров.

Политические нормы различны по содержанию, сфере действия, предмету регулирования. Эти правила поведения могут быть закреплены в политических декларациях, манифестах, программных документах политических партий, конституциях государств.

Политические нормы, которые находят выражение в государственных юридических актах, приобретают значение политико-правовых норм (или становятся правовой нормой политического содержания).

Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной правовой нормы. Политическая норма может быть закреплена как в нормативном правовом акте государства, так и в политических документах непосредственно.

Эстетические нормы - правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному в обществе и человеке. Например, считается признаком хорошего тона украшать жилище. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенные модели поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны. Тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от такого идеала бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личности. Общепринято, например, что аксессуары женщины должны быть правильно подобраны к одежде. И задача женских украшений - не столько привлекать к себе внимание, сколько подчеркивать внешность. Например, не принято надевать одновременно золотые и серебряные украшения.

То, что эстетические нормы различаются в зависимости от образа жизни и изменяются под воздействием моды и даже являются частью самого механизма моды, не подлежит сомнению. Мода же есть движение эстетической ценности во времени. Образ жизни влияет на здоровье, через образ жизни влияет и мода (например, мода на курение, разного типа отклоняющееся поведение или, напротив, на здоровый образ жизни, на спортивные занятия, увлечение боевыми искусствами).

Таким образом, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность глубоко чувствовать и понимать искусство - все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных эмоций и переживаний. Развитые эстетические потребности делают более высокой общую культуру чувств, повышая тем самым и правовую культуру индивида.

Нормы этикета - правила, касающиеся внешнего поведения людей в их традиционных межличностных отношениях. Основное значение соблюдения норм этикета состоит в выявлении и закреплении социальных статусов общающихся друг с другом индивидов. От правильной оценки статуса зависит выбор варианта поведения, соответствующего данной ситуации. В качестве критериев могут выступать такие признаки, как пол, возраст, общественное положение, национальная и (или) конфессиональная принадлежность, степень знакомства и некоторые другие.

Указанные признаки имеют разное значение и символическое воплощение в различных этнических и культурных традициях. Они базируются на общечеловеческих ценностях, но имеют некоторые особенности. Например, почитание старших у одних народов реализуется в действиях, подчеркивающих возраст, у других выражается в том, что возраст пожилого человека якобы не замечают.

Согласимся с мнением Е.М. Богучарского, что каждый гражданин РФ - участник международного политического, экономического, научного и культурного сотрудничества - представляет не только себя, собственную организацию, фирму и компанию, но и свою страну. С кем бы он ни вел бизнес или вступал в переговоры - всюду он рассматривается как российский бизнесмен, и все его промахи и оплошности, в том числе в вопросах этикета, оставляют черное пятно не только на нем, но и на репутации всего российского делового мира, России в целом. Правил делового этикета должны придерживаться все участники международного бизнеса, что и составляет основу международного экономического сотрудничества. Поэтому хорошее знание норм этикета - не прихоть, а объективная реальность*(23).

Таким образом, наличие политических, социальных и экономических связей между государствами предполагает признание всеми субъектами международных деловых отношений критериев деловой этики, этики международного политического и экономического сотрудничества.

Соотношение норм права и морали. Право и мораль всегда выступают в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено тем, что право и мораль являются социальными регуляторами единых сфер общественных отношений.

 

По вопросу о соотношении права и морали, их взаимодействии в научной литературе изложены различные концепции, взгляды, мнения и т.д.*(24)

Соотношение норм права и морали необходимо начать с рассмотрения аспектов возможного совпадения права и морали, а также причин, которые заставляют на современном этапе развития общества отвергать идею полного тождества между этими двумя явлениями.

Как справедливо отмечает Д. Ллойд, отношение права к морали иногда описывается в виде двух окружностей, частично наложенных друг на друга (рис. 4.1), причем именно общая часть внутри обеих окружностей и составляет сферу полного совпадения права и морали, являясь их единым фундаментом, а внешние части окружностей представляют собой четко разграниченные области, в которых безраздельно царствует каждая из этих категорий. Но такая картина тем не менее обманчива, так как предполагает, что, поскольку имеется сфера совпадения обеих понятий, существует и некое тождество между ними. А это не всегда так*(25).

Этой же точки зрения придерживается О.Э. Лейст. При обосновании своей позиции по этому вопросу он отмечает: о совпадении части права и морали (пересекающиеся окружности) трудно говорить по той причине, что в содержании права слишком много того, к чему мораль безразлична. Почти все отрасли права содержат нормы, которые не оцениваются моралью*(26).

Мораль, как и право (в цивилизованном обществе), не вторгается в нравственное сознание общества и индивида, оставляя без юридических оценок почти все области моральных отношений. Там, где действительно необходима юридическая регламентация каких-либо нравственных отношений, мораль воздействует на право через категорию правосознание. Следовательно, моральные нормы не тождественны правовым ни по содержанию, ни по логической структуре. Главное отличие их состоит в критериях оценки действий, поведения людей и их отношений. Праву свойственны оценки: "правомерно", "неправомерно", "имеет юридическое значение", "юридического значения не имеет", "влечет юридические последствия", "не влечет юридические последствия" и т.п. Иные критерии оценок свойственны моральным нормам: "хорошо", "плохо", "добро", "зло".

Таким образом, различие права и морали проявляется в том, что:

нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей;

нормы права регулируют отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку;

нормы права представляют собой более или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил;

нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали "живут" в сознании людей;

право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения;

право представляет собой систему норм, мораль же таковой не является.

Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.

Технико-юридические нормы, их особенности. Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой, техникой. Они не имеют социального содержания, но их соблюдение важно для функционирования и гармоничного развития общества.

К техническим нормам относятся санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др.

Особенности технических норм состоят в том, что их содержание определяется законами природы и техники; они регламентируют поведение человека, связанное с объектами природы и техники.

Интересна позиция В.Н. Протасова по этому вопросу. Он считает, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм, так как главным объектом регулирования всех социальных норм является поведение людей. На тот же объект направлены технические нормы. Они имеют социальное значение, возрастающее с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека*(27).

Наиболее значимые технические нормы обеспечиваются санкцией государства, закрепляются в нормативных правовых актах, приобретают название "технико-юридические нормы". За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Примером технико-юридических норм могут служить правила дорожного движения, правила ведения строительных работ, различные стандарты и т.д.

 

Вопросы для контроля (самоконтроля)

 

1. Социальное регулирование, его виды.

2. Нормативное и индивидуальное регулирование.

3. Понятие социальной нормы.

4. Множественность и разнообразие социальных норм.

5. Общее и особенное в социальных нормах.

6. Право и мораль.

7. Моральные основы права.

8. Правовые и моральные регуляторы: их единство и специфика.

9. Формы и средства воздействия права на моральное состояние общества.

10. Право и политические регуляторы.

11. Специфика политических норм, их отличие от норм права.

12. Сочетание средств правового и политического регулирования.

13. Право и религия.

14. Исторические связи религии и права.

15. Специфические свойства и особенности религиозной регуляции поведения.

16. Регулятивный потенциал религии.

17. Понятие этикета.

18. Право и этикет.

19. Правовое значение соблюдения и нарушения норм этикета.

20. Технические нормы.

21. Значение технического регулирования в современном обществе, его взаимодействие с правовым регулированием.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

 

1. Понятие социального регулирования. Регулирование нормативное и индивидуальное.

2. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм.

3. Соотношение права и морали.

4. Право и технические нормы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: