В 2011 г. "Левада-Центр" опубликовал ежегодный доклад "Общественное мнение-2011", в котором затрагивались в том числе проблемы отношения граждан к законности, правопорядку, деятельности государственных органов, призванных бороться с преступностью*(43). Что показало исследование, проведенное социологами?
Обращает на себя внимание, что граждане страны весьма скептически оценивают возможность жить в России/СССР, не нарушая законы. Положительно на данный вопрос ответили лишь около трети опрошенных и более половины стабильно отвечали "нет" (табл. 15.1).
Таблица 15.1
Можно ли жить сейчас в (СССР) России, не нарушая закон? (% ответивших)
Вариант ответа | 1990 г., ноябрь | 1997 г., май | 2001 г., январь | 2007 г., июль | 2011 г., июль |
Да | 33 | 26 | 30 | 36 | 34 |
Нет | 48 | 59 | 60 | 54 | 59 |
Затрудняюсь ответить | 19 | 15 | 10 | 10 | 6 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 | 1000 | 1600 | 1600 |
В этих условиях вряд ли можно удивляться тому, что большинство граждан (стабильно более 50%) не чувствуют себя под защитой закона. То есть законность в ее нынешнем состоянии не выполняет главную свою функцию - не обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина (табл. 15.2).
|
|
Таблица 15.2
Чувствуете ли вы себя лично под защитой закона? (% ответивших)
Вариант ответа | 2006 г., декабрь | 2010 г., декабрь | 2011 г., январь |
Да | 25 | 33 | 44 |
Нет | 68 | 58 | 51 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 8 | 5 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 | 1600 |
В чем же дело? Почему граждане нашей страны не чувствуют себя защищенными законом? Частично объяснить ситуацию могут ответы граждан на вопрос, приведенный в табл. 15.3. Вместе с тем, конечно, проблема нуждается в более детальном и всестороннем анализе, поскольку сам вопрос и предлагаемые варианты ответов подталкивали респондентов на путь иждивенчества, предлагали "пожаловаться", поискать причину вовне и оставляли в тени то обстоятельство, что уровень защищенности зависит и от них самих.
Таблица 15.3
Почему вы не чувствуете себя под защитой закона? (% ответивших "нет")
Вариант ответа | 2006 г., декабрь | 2010 г., декабрь | 2011 г., январь |
Потому что законы постоянно меняются | 23 | 17 | 18 |
Потому что законы вольно трактуются теми, кто находится у власти | 37 | 32 | 33 |
Потому что законы писаны не для всех; появилось слишком много людей, которые ощущают себя над законом (представители власти, силовики и проч.) | 45 | 46 | 41 |
Потому что все коррумпированы и я не могу надеяться на честное и объективное рассмотрение моего дела в суде | 42 | 5 | 40 |
Потому что у людей нет средств воздействовать на власть | 20 | 16 | 26 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 5 | 1 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 | 1600 |
|
|
Важную деталь к проблеме правовой защищенности граждан добавляет вопрос, в котором граждане оценили роль властей, полиции, ГИБДД, налоговиков, судов, прочих государственных структур - тех, кто по должности обязан защищать права граждан. Выяснилось, что более половины опрошенных не чувствуют себя защищенными от произвола чиновников силовых и прочих "правоохранительных" структур (табл. 15.4).
Таблица 15.4
Чувствуете ли вы себя защищенным от возможного произвола со стороны государственных структур? (% ответивших)
Вариант ответа | 2008 г., июнь | 2010 г., июнь | 2011 г., октябрь |
Определенно да | 4 | 5 | 4 |
Скорее, да | 18 | 19 | 24 |
Скорее, нет | 44 | 43 | 4 |
Определенно нет | 29 | 28 | 23 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 6 | 5 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 | 1600 |
Достаточно позитивно, как показал опрос, граждане относятся к Конституции страны, понимают и высоко оценивают ее роль как основы закона и порядка в нашей стране (табл. 15.5).
Таблица 15.5
С каким из следующих мнений по поводу роли Конституции в жизни страны вы скорее согласились бы? (% ответивших)
Вариант ответа | 1997 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2005 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Конституция гарантирует права и свободы граждан | 12 | 21 | 14 | 21 | 31 | 22 | 38 | 44 |
Конституция поддерживает какой-то порядок в деятельности государства | 20 | 22 | 25 | 22 | 30 | 30 | 22 | 21 |
Конституция является для президента России средством, позволяющим держать под контролем все прочие органы власти | 11 | 7 | 11 | 15 | 10 | 11 | 8 | 6 |
Конституция не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с ней считается | 45 | 41 | 42 | 35 | 21 | 28 | 25 | 20 |
Затрудняюсь ответить | 12 | 10 | 8 | 7 | 9 | 10 | 6 | 9 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 | 1600 | 1600 | 1600 | 1600 | 1600 | 1600 |
Но вот задан уточняющий вопрос, и что мы видим? Значительная часть опрошенных полагают, что законы можно не соблюдать, если они, по их мнению, противоречат Конституции РФ (табл. 15.6).
Таблица 15.6
С каким из следующих мнений о законах России, правах личности и Конституции РФ вы скорее согласились бы? (% ответивших)
Вариант ответа | 2010 г., ноябрь | 2011 г., ноябрь |
Бывает, что законы страны входят в противоречие с Конституцией РФ, но их надо соблюдать | 21 | 30 |
Если законы страны входят в противоречие с правами личности и Конституцией, нужно бороться за их отмену или исправление | 65 | 57 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 13 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 |
Завершающий вопрос в этой серии в очередной раз подтвердил "карательный" настрой общественного мнения в России: более половины опрошенных стабильно считают, что задачу борьбы с уголовной преступностью следует решать путем ужесточения уголовных наказаний. Впрочем, просматривается и обнадеживающая тенденция: такое же, а временами даже большее число граждан полагают, что проблему борьбы с преступностью следует решать путем беспристрастного расследования и справедливого рассмотрения уголовных дел (табл. 15.7).
Таблица 15.7
Какими средствами, на ваш взгляд, следовало бы сейчас решать задачу борьбы с преступностью? (% ответивших)
Вариант ответа | 1999 г., октябрь | 2011 г., июль |
Ужесточить наказания за уголовные преступления | 51 | 51 |
Обеспечить справедливое и беспристрастное судебное расследование уголовных преступлений | 57 | 47 |
Усилить работу полиции и спецслужб, придать им дополнительные полномочия | 26 | 27 |
Разрешить всем гражданам ношение и использование огнестрельного оружия для защиты своей жизни и имущества | 12 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 4 |
Число опрошенных | 1600 | 1600 |
Основной материал
Понятие законности. Законность и правопорядок являются одними из важнейших категорий правоведения (юриспруденции), в реальной правовой системе степень достижения которых отражает уровень эффективности правового регулирования общественных отношений.
|
|
Законность и правопорядок выступают как взаимосвязанные явления: прежде всего законность - это важнейшее условие правопорядка, а правопорядок - реализованная законность.
Законность в правоведении рассматривают в разных ипостасях: как общественно-политический режим, основанный на праве; общеправовой принцип; метод государственного руководства; принцип эффективного функционирования демократического государства и др.
Понимание законности как общественно-политического режима наиболее полно характеризует ее содержание, охватывая отдельные аспекты. В учебной литературе приводятся различные определения, одно из них следующее: "Законность - это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц"*(44).
Энциклопедическое определение законности выражено иначе: "Законность - совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы: соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов"*(45).
Содержание и принципы законности. Законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы две стороны: наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона); их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Законность как общественно-политический режим не является публичной данностью, а выступает как необходимость, выражающаяся в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам права: и гражданам, и организациям, и государству (см. интеллектуальную карту 15-01). В перечень этих требований входят следующие:
|
|
неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права действующих законов и подзаконных актов, что непосредственно вытекает из признака (свойства) права - общеобязательности. Причем данное требование опирается на идею всеобщности права, которая означает господство права (правового закона) в жизни демократического общества. Законность в деспотических, тоталитарных государствах не является правовой, поскольку сами законы в них выступают выражением произвола. Правовые же законы соответствуют "правовой природе вещей", самой сущности права, выраженной в формально равной мере свободы и справедливости для каждого субъекта;
верховенство правового закона (при полном соответствии ему подзаконных актов), выражающего волю народа. В современных демократических государствах иерархию нормативных правовых актов (и других источников права) возглавляет конституция;
гарантированность прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе. Недостаточно декларировать права и свободы, необходимо создать соответствующую систему экономических, политических, идеологических и юридических гарантий;
последовательная борьба с правонарушениями. Это значит, что любые отступления от предписаний формально-юридических источников должны своевременно вскрываться, их последствия устраняться, виновные в их совершении привлекаться к юридической ответственности, а осуществление последней должно вести к восстановлению нарушенных прав;
недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Принятие властных предписаний последними должно быть обусловлено и обосновано не субъективными личными и групповыми интересами, а соответствующими правовыми основаниями.
Реализация данных требований и обеспечивает режим правовой законности.
Реальная, а не формальная законность должна быть основана на определенных началах, или принципах, обеспечивающих ее содержание и место в общественной жизни (см. интеллектуальную карту 15-02). К числу основных принципов законности относят следующие:
единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым (единообразным) на всей территории страны). Недопустимо создание отдельного режима законности в локальном пространстве, обособленном от всей территории государства. Органы, осуществляющие надзор за законностью, не должны иметь двойного подчинения (по вертикали - соответствующего вышестоящего, а по горизонтали - административного органа), что имело место в истории Российской Империи в период с 1775 по 1864 г. в качестве негативного опыта;
целесообразность законности (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона). Целесообразность законности обоснована ценностями права, выражающими его сущностные свойства: свободу, справедливость, ответственность и т.д., обеспечивающими порядок, организованность, дисциплину, решение задач социального прогресса;
всеобщность законности. Данный принцип означает пределы действия законности по кругу лиц. Всеобщность или обязательность законности означает, что никто не может быть выведен из-под действия закона (в широком понимании данного источника права). Требования законности обращены ко всем субъектам права: отдельным гражданам и их объединениям, должностным лицам, государственным органам и др. Все они несут юридическую ответственность в случае совершения правонарушений (нарушений законов и подзаконных актов). В демократическом правовом государстве законность выступает как правозаконность, поскольку характеризуется наличием правового законодательства.
Гарантии законности. Это специальные средства и объективные условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства, т.е. гарантирующие режим законности (см. интеллектуальную карту 15-03). Гарантии законности принято подразделять на общие и специальные.
Выделяют следующие виды общих гарантий законности:
экономические - степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.;
политические - степень демократизации конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и др.;
организационные - профилактическая, агитационная организующая деятельность государственных органов и учреждений, специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов (прокуратуры, суда, полиции и т.д.);
социальные - уровень развития социальной сферы, высокий жизненный уровень населения, сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства;
идеологические - уровень политической, правовой и общей культуры населения, степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственности в обществе.
К специальным гарантиям законности относят способы и средства, которые установлены в действующем законодательстве для предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований (например, презумпцию невиновности, институт возбуждения уголовного дела, меры поощрения и наказания).
Важнейшим средством обеспечения законности является юридическая ответственность, эффективность которой основана на принципе неотвратимости наказания. К важным гарантиям законности относится и надлежащее осуществление судебной власти в государстве.
Понятие правопорядка. С законностью тесно связано такое правовое явление, как правопорядок, определяемый как состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате реализации правовых норм.
Только при демократических и гуманных режимах, когда право проявляет себя как искусство добра и справедливости, порождаются правовые порядки. При недемократических формах это правовая оболочка произвола. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действующей конституции.
Правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В учебной и научной литературе правопорядок определяется как система общественных отношений, складывающаяся на основе права и законности, основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений или состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.
В юридической науке различаются понятия "правопорядок" и "общественный порядок". Второе понятие шире первого, включает первое в качестве ядра. Общественный порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Правопорядок как часть общественного порядка отличают следующие особенности: он основывается на нормах права; возникает в результате реализации юридических норм; обеспечивается государством; создает условия для организованности всей системы общественных отношений; делает человека более свободным: облегчает жизнь; выступает итогом законности.
Выделяют следующие принципы правопорядка:
определенность - воплощение формальных правовых предписаний в общественных отношениях;
системность - правоотношения, складывающиеся в реальной жизни общества логично взаимосвязаны;
организованность - обязательное организующее начало со стороны прежде всего органов государства;
государственная гарантированность, которая осуществляется в рамках одной из основных функций государства - правоохранительной, или функции охраны правопорядка;
устойчивость, выражающая стабильность правового порядка в обществе;
единство - недопущение правового партикуляризма в государстве, партикуляризма законности как формы правопорядка.
Законность и правопорядок самым тесным образом связаны с демократией. С одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, создает возможность возникновения различных злоупотреблений; с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок способствуют развитию и укреплению демократии.
В последние годы в юридической науке принято различать правопорядок как результат деятельности государства и правопорядок как результат массовой стихийной социальной деятельности людей по установлению действительных правовых взаимоотношений. Каждый из них устанавливается и поддерживается разными способами и средствами. Официальный, намеренно организованный, узаконенный правопорядок опирается на действующее позитивное право, закрепляющее интересы власти как государственные интересы и представляющее их в качестве общей воли. Общественный, спонтанный, неофициальный правопорядок складывается вследствие общественной реакции на официальный правопорядок, как результат законопослушной деятельности множества людей.
Правопорядок - не только и не столько установленный режим правовой жизни, сколько основа общественной жизнедеятельности людей; правомерное поведение - не только ответ на правовые предписания, но и, преимущественно, способ проявления социальной активности человека. Правопорядок и правомерное поведение - конечный результат, итог действия права и всей системы социальных условий, факторов, причин, закономерностей. В условиях модернизации общества осмыслить проблему правопорядка вне проблемы массового правомерного поведения невозможно. Правомерное поведение должно пониматься не просто как законопослушное, соответствующее правовым нормам, а как самостоятельное проявление гражданами и должностными лицами своей социальной активности. Вследствие этого проблема совершенствования правопорядка должна рассматриваться и решаться в контексте социальной свободы.
Понятие и виды дисциплины. Наряду с законностью и правопорядком на практике широко используется понятие дисциплины, связанное прежде всего с деятельностью, поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требования общества к индивидам и, во-вторых, оценка человеческого поведения с точки зрения его соответствия социальным нормам, интересам общества, интересам коллективов, нормам, принятым в организациях, а также внутренней культуре. Дисциплина выступает необходимым средством против дезорганизации в ее различных формах и проявлениях. Выделяются следующие виды дисциплины (см. интеллектуальную карту 15-04):
государственная - выполнение требований, предъявляемых к государственным служащим;
финансовая - соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;
трудовая - форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников определенному распорядку;
воинская - соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами;
договорная - соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных договорах;
технологическая - соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих технических норм и т.д.
"Законность" - более узкое понятие, чем "дисциплина", ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе - соблюдение всех социальных норм, включая правовые, нравственные, технические и др.; результатом реализации законности выступает правопорядок, а результатом соблюдения дисциплины - порядок общественный.
В заключение следует подчеркнуть, что правопорядок - явление, развивающееся вместе с правом. Уровень его развитости определяется реальным признанием, соблюдением и защитой естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, ростом правовой культуры общества, признанием и соблюдением всеми субъектами права равной свободы и справедливости в отношениях.
Вопросы для контроля (самоконтроля)
1. Раскройте понятие законности.
2. Каковы требования и принципы законности?
3. Как соотносятся законность и целесообразность?
4. Каково соотношение законности и культуры?
5. Раскройте гарантии законности: понятие и виды.
6. Раскройте понятие и содержание правопорядка. Как соотносятся правопорядок и общественный порядок?
7. Раскройте понятие и виды дисциплины.
8. Каковы причины и формы деформации законности и правопорядка в современных условиях?
9. Каковы основные пути укрепления законности, правопорядка, дисциплины?
10. Как соотносятся между собой правопорядок формальный и правопорядок неформальный?
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Понятие законности.
2. Требования и принципы законности.
3. Гарантии законности: понятие и виды.
4. Понятие и содержание правопорядка. Правопорядок и общественный порядок.
5. Понятие и виды дисциплины.
6. Причины и формы деформации законности и правопорядка в современных условиях.
7. Основные пути укрепления законности, правопорядка, дисциплины.