Система представлений о едином Мироздании

Мировое дерево.

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь-то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях — тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в числе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и в виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот — мифологический символ всей вселенной, который всё же привязан к центру-столбу или древу.

Образ Мирового Древа имитировался при похоронных обрядах. В далёкой древности людей хоронили в ветвях деревьев. Позже этот обряд видоизменился и теперь уже после кремации прах людей оставляли на так называемых Домовинах — столбах с избушками, которые тоже являются прообразом Мирового Дерева и помогают умершему как подниматься в Мир Богов, так и спускаться по этому дереву в Мир Людей, чтобы навещать своих потомков.

Древние племена строили избы и храмы таким образом, чтобы внутри оказывалось живое дерево, то есть строили жилище вокруг дерева — дуб, ясень, берёза и другие. Как и идолы, представлявшие богов, дерево внутри дома было воплощением Мирового Древа, которое также могло соединять все три мира и быть главным местом при проведении каких-то домашних ритуалов. Эта традиция была жива вплоть до начала XX века практически на всей территории России, и далее, но уже в упрощённом своём виде.

И дуальность организации мира, и тройственная его структура. — представления, обнаруживаемые в самых разнообразных и удаленных культурах и, несомненно, стадиальные. Можно спорить о том, в какой степени представление о мире как целом, состоящем из «своей» и «чужой» части, обусловлено архаичнейшей дуально-родовой организацией общества, в какой степени мыслить мир именно так вынуждает человека его биологическая организация (работа нейронов по принципу «все или ничего», асимметрия левой и правой половины мозга и т. п.), но представления о дуальности мира являются системообразующими в разных культурах. Они связаны, несомненно, и с общечеловеческим характером- оппозиции сакрального и мирского, неизбежного в каждой культуре.

Подобным образом членение мира на «высокий», «средний» и «низкий», ассоциируемое с классификацией на будущее, настоящее и прошлое и связываемое с миром будущих людей, миром животных и миром мертвых, не родилось в индоевропейском обществе на основе тройственной социальной организации. Скорее наоборот — живучесть древнего образа, «суверенность, сила, производительность» объясняются устойчивостью архаичнейшего представления о тройственной структуре мира, доживающей до нашего времени в фольклоре. Это представление символизировано в большинстве культур образом мирового дерева, который мы встречаем и в индоевропейских культурах, и в Библии («древо жизни» в Эдеме), и в рукописях майя, и в культурах охотников Сибири. Иной символ с тем же содержанием (алломорфом мирового дерева) — мировая гора, мировой столб и т. д. (о мировом дереве см.: Топоров, 1971, 1972).

Специфику индоевропейской культуры можно усматривать в том, что традиционное, связанное с идеей мирового дерева трехчастное членение мира связано в ней с функциями жреческого, воинского и материально-производственного кругов общества и соответственно с их идеалами — верховенства (духовной санкции власти), силы и производительности. С этими оговорками гипотеза Дюмезиля может считаться по крайней мере хорошо обоснованной, если не доказанной.

Система представлений о едином Мироздании.

В комплексе славянских языческих представлений особое место занимают идеи об устройстве Мироздания и о единстве мира в многообразии, при этом особенно важно выделить то, что единство мироздания достигается через идею духа-материи, а разнообразие, как многомерное и многоуровневое сосуществование, через временные развертывания различных миров в бесконечном и вневременном изначалии.

Обоготворение природы - характерная черта славянского язычества, оно вытекает из представлений об оживляющей и обожествляющей силе духа, как тончайшей материи, пронизывающей все собой и существующей во всех проявлениях и градациях материального мироздания. В этой особо понимаемой материальности мироздания скрыта идея единства, а его многообразие выражается в представлении о совокупности миров. Особенность языческого мировоззрения в том и проявляется, что между материей и духом не признается резкой границы. В понимании славян, это как бы разные уровни единой субстанции, многообразие которой включает и плотную материю земли, и тонкую материю света, духа и божества.

Условно можно выделить следующую систему миров.

К мирам невидимым - духовным или, иначе, тонкоматериальным - относятся мир богов и соприкасающийся с ним мир духов.

К мирам видимой Вселенной можно отнести;

- мир природы: животные, растения, минералы;

- мир космоса: звезды, солнце и месяц;

- мир стихий: огонь, воздух и небо, вода, земля;

- мир рода человеческого, к которому относятся:

- общество и жрецы - выразители социума, несущие мировоззренческое начало;

- род, племя, семья - жизнедействующие, жизнепродолжающие и жизнеразвивающие начала человеческого рода;

- дом-жилище и предметы быта людей - жизнеобеспечивающее начало.

В связи с условностью классифицирования деления можно проводить по разным основаниям для более внимательного рассмотрения различных аспектов единого, органичного языческого мировоззрения. Но всегда необходимо принимать во внимание неразрывную слитность, взаимосвязанность и взаимообусловленность всех языческих понятий и представлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: