Лекция 3. Русская культура в ситуации монголо- татарского влияния

В русской историографии существует три точки зрения по вопросу влияния монголо- татар на русскую культуру. Основателем первой точки зрения считается ссторик Н. М. Карамзин, который считал, что монголо-татарское иго было, но оценивал положительно влияние власти хана на политическое развитие Руси, т. к. междоусобные войны пошли на спад, и верховная власть сосредоточилась в одних руках. Выразителем второй точки зрения считается Л. Н. Гумилев. По его мнению монголо-татарского ига на Руси не было. Нашествия Батыя были лишь военным рейдом. А в дальнейшем соседство Золотой Орды с русскими землями существенного влияния на них не оказало. Однако, большинство русских как дореволюцонных (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский), так и современных историков (в частности Б. А. Рыбаков) утверждают, что монголо-татарское иго на Руси было и оказало самое отрицательное влияние на ее развитие.

Н. М. Карамзин Л. Н. Гумилев Б. А. Рыбаков

 

Монголо- татарское нашествие имело катастрофические последствия как для экономики, так и для культуры. Оно сопровождалось истреблением и уводом в плен значительной части населения, уничтожением материальных ценностей городов и сел.

Увод в плен ремесленников привел к падению уровня ремесленного производства. Были утеряны многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли. Пострадало русское зодчество- многие памятники были разрушены, прекратилось каменное строительство из-за отсутствия средств и мастеров- строителей.

Диорама «Героическая оборона Старой Рязани от монголо-татарских войск в 1237г.». Фрагмент.  

Монголо- татары ничем не обогатили русскую культуру, кроме определенного количества заимствованных слов (врач- бариач(знахарь), палач- алаач, караул- хараул, еда- идэ, меч, жук, собака, топор, юг, ура- урай, телега, бомба, сундук, халат, кирпич, деньги). Не обнаруживается никаких заимствований на в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.

Влияние Золотой Орды привело к углублению политической раздробленности, т.к. ханы поощряли и разжигали междоусобицы. В результате на этот период приходится формирование трех народностей: русской, украинской и белорусской.

В период монгольского влияния можно выделить два этапа развития культуры: первый (до XIV в.) отмечен значительным упадком в различных сферах культуры; второй- после победы в Куликовской битве- подъем русской культуры, который объяснялся успехами хозяйственного развития и ослаблением Золотой Орды.

Фольклор. Главной темой устного народного творчества была борьба против золотоордынского ига. Это и Сказание о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате.

В этот период оформился новый жанр- исторической песни. В отличии от былин его герои изображаются более реалистичными, время действия не условно- эпическое, а конкретоно- историческое. Историческая песня- произведение не о прошлом, а о настоящем. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя. Одна из них- песня об Авдотье- Рязаночке. Она- простая горожанка, совершает подвиг, проявляя мужество, мудрость и стойкость, уводит из плена жителей Рязани и заново возрождает город. К историческим песням, связанным с Куликовской битвой относятся «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Ряд таких песен посвящен девушкам- полонянкам. Образ чистой и стойкой духом девушки, попавшей в плен воплощал образ страдающей под тяжким игом Руси.

Литература. В этот период летописание становится местным. Причем каждое местное летописание начинается с «Повести временных лет», а затем продолжает свое летоописание.

В произведениях, написанных в этот период постоянно подчеркивается мысль, что иго- это Божья кара, обрушившаяся на Русь за грехи людей. Только покаяние, нравственное самоусовершенствование могут спасти людей. Из житийной (поучительной) литературы наиболее известным является «Повесть о житие Александра Невского». Здесь описаны главные деяния Александра- разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей на Чудском озере. Став Великим князем владимирским Александр проявил себя умелым дипломатом, при нем монголы не нападали на русскую землю. В характеристике Александра Невского подчеркиваются его христианские добродетели: тих, приветлив, кроток, смирен. В то же время он величествен и прекрасен внешне, мужественный, непобедимый полководец. Соединение воинской доблести с христианскими добродетелями присутствует и в словах Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде», «Кто с мечом к нам пойдет, тот от меча и погибнет». Особой лиричностью проникнута последняя часть «Повести», в которой говорится о поездке Александра к хану с целью добиться освобождения русских от обязанности входить в монгольские войска. Александру удалось этого добиться, но возвращаясь из поездки в Орду, Александр умер, перед смертью приняв монашество. Далее идет рассказ о чуде во время погребения Александра, когда покойник простер длань и взял у митрополита духовную грамоту, которую тот хотел вложить в его руку.

 

Известно также, относящееся ко второй половине XIII века «Житие Михаила Черниговского». Оно посвящено трагической гибели в Орде черниговского князя, который по христианским убеждениям отказался совершить в Орде ритуальный обряд прохождения между горящими кострами и казненного за это. Смерть за веру стала основанием канонизации Михаила Черниговского.  

 

Наибольший интерес у читателей вызывал новый тип книг- «четьи» XV в., предназначенные для индивидуального чтения. Как правило, это были сборники разных статей в одной книге- там могли соседствовать религиозно- назидательные тексты, отрывки летописей, исторические повести, статьи естественно- научного характера. Так, в одном из сборников Кирилло- Белозерского монастыря помещены статьи «О широте и долготе земли», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей», «О земном устроении». Автор этих статей решительно порывал с фантастическими представлениями о строении Вселенной. Земля признавалась шаром, хотя по- прежнему ставилась в центр мироздания. В других статьях дано вполне реалистичное объяснение грома и молний (от столкновения туч).

В XIV веке на смену дорогому пергаменту пришла бумага, которую доставляли из других стран, преимущественно из Италии и Франции.

Архитектура. Живопись.   Одним из крупнейших центров развития искусства был Новгород, который избежал нашествия монголов. Помимо храмовых в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. В 1433г. была построена Грановитая палата, предназначенная для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые бояре строили себе каменные палаты. Были возведены крепостные укрепления на побережье Балтийского моря: Копорье, Ям, Орешек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: