Декабрь – январь – февраль

 

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи‑качи‑качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики‑чики‑чикалочки…», «Кисонька‑мурысенька…», «Заря‑заряница…».

Сказки. «Гуси‑лебеди», «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля.

Фольклор народов мира

Песенки. «Маленькие феи», англ., обр. С. Маршака; «Танцуй, моя кукла», пер. с норв. Ю. Вронского; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Две фасольки, три боба», пер. с литов. Е. Юдина.

Сказки. «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса‑нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец‑молодец», пер. с болг. Л. Грибовой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Гродецкий. «Кто это?»; А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!…», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; С. Маршак. «Тихая сказка»;

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; К. Чуковский. «Муха‑цокотуха», «Ежики смеются», «Елка».

Проза. Д. Мамин‑Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша‑растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; А. Н.Толстой. «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Проза. Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти‑Тух‑ти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешек. Г. Лукина.

 

Март – апрель – май

 

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Травка‑муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка‑рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга‑дуга…».

Сказки. «Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира Песенки. «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака; «Ой в зеленом бору…», укр., обр. Р. Заславского.

Сказки. «Пых», белор., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Воронковой; «Коза‑дереза», укр., обр. Е. Балагининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной‑Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России Поэзия. К. Бальмонт. «Комарики‑макарики»; И. Косяков. «Все она»;

А. Майков «Ласточка примчалась…» (из новогреческих песен); А. Плещеев. «Сельская песня», «Весна» (в сокращ.); А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница – то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь»; К. Чуковский. «Айболит», «Чудо‑дерево», «Черепаха».

Проза. В. Даль. «Ворона»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»; К. Ушинский. «Васька», «Лиса‑Патрикеевна»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса».

Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; С. Капутикян. «Маша не плачет», пер. с ap‑м. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой. Проза. О. Альфаро. «Козлик‑герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; А. Каралийчев. «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой; О. Панку‑Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

 

Для заучивания наизусть

 

«Пальчик‑мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…» – русские народные песенки; А. Барто.

«Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).

 

К концу года дети могут

 

• Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

• Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

• Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

 

 

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

 

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации. Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

 

Для чтения детям

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: