Для заучивания наизусть

 

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр.

С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень‑очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой…»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка…»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

 

Для чтения в лицах

 

К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

 

Дополнительная литература

 

Поэзия. «Вот пришло и лето красное…», русская народная песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном».

Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; Д. Хармс. «Веселый старичок».

Проза. Д. Мамин‑Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».

Литературные сказки. Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (главы), пер. с нем. Л. Цывьяна.

 

К концу года дети могут

 

• Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что…»).

• Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1–2 любимых стихотворения, 2–3 считалки; вспомнить 2–3 загадки.

• Называть двух‑трех авторов и двух‑трех иллюстраторов детских книг.

• Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.

 

Методические рекомендации

 

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно‑образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

• произведения устного творчества русского народа и народов мира;

• классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

• современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество – величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям младшего и среднего дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В природе этих сказок – резкое разграничение положительного и отрицательного. Порожденные народной мудростью, фантазией сказочные образы неподвластны времени. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато‑глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя‑увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. В волшебных сказках не бывает непоправимых жизненных бед, а тяжелые людские страдания кончаются благодаря чуду и человеческому упорству.

На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок. В настоящее время литературные сказки популярны во всем мире, выбор их достаточно велик и в программе.

Приобщение детей к поэзии начинается рано, с колыбельных песенок, потешек, незатейливых по содержанию, но высокохудожественных стихов К. Чуковского, С. Маршака, С. Черного, А. Барто и многих других поэтов. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высокой поэзии – стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майкова, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В число программных вошли также игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной.

В программных списках широко представлены различные по тематике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, в других – экологические, в третьих – «подвиги» детей, выдумщиков и фантазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: