Глава II. Организация социально-правовой защиты от насилия в семье

 

Статья 5. Виды социально-правовой защиты от насилия в семье

Социально-правовая защита от насилия в семье осуществляется посредством:

1) социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

2) предотвращения насилия в семье на основе судебного решения;

3) пресечения насилия в семье уполномоченными на то социальными службами по социально-правовой защите от насилия в семье с последующим уведомлением об этом в предусмотренных данным Федеральным законом случаях суда или органа опеки и попечительства;

4) курса социально-реабилитационных мероприятий, проводимого с осужденным, на которого суд возложил обязанность прохождения такого курса в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

 

Статья 6. Учреждения и предприятия социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье

1. Меры социально-правовой защиты от насилия в семье, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются учреждениями и предприятиями социального обслуживания и их отделениями вне зависимости от их формы собственности, а также отдельными гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, получившими в установленном законом порядке право на осуществление этой деятельности.

2. Меры социально-правовой защиты от насилия в семье, предусмотренные пунктами 2-4 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются государственными или муниципальными предприятиями социального обслуживания и их отделениями при наличии на это специального разрешения органа управления государственными или муниципальными социальными службами.

3. Государственный или муниципальный орган управления социальными службами имеет право заключить договор о социально-правовой защите от насилия в семье, с использованием мер, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, с предприятиями или учреждениями социального обслуживания, не входящими в систему государственных или муниципальных социальных служб.

4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право на создание социальных служб, осуществляющих социально-правовую защиту от насилия в семье с использованием мер, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 5 Федерального закона, в системе государственных органов социальной защиты и социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, специализированных государственных органах, осуществляющих контроль за поведением осужденных условно или условно-досрочно освобожденных от отбытия наказания, а также в иных государственных органах при предоставлении законом права на создание в них таких социальных служб.

 

Статья 7. Основания и порядок предоставления социально-правовой защиты от насилия в семье

1. Основанием для выявления социальной службой необходимости предоставления социально-правовой защиты от насилия в семье является обращение за помощью лица, пострадавшего от насилия в семье; высказанное им желание на получение такой помощи, при поступлении в социальную службу заявления или сообщения о насилии в семье не от него лично, или получения социальной службой информации о совершении насилия в семье в отношении зависимого члена семьи.

Основанием для предотвращения социальной службой социально-правовой защиты от насилия в семье является установление социальной службой факта насилия в семье или наличия в семье трудной жизненной ситуации, связанной с насилием над членом семьи или создающей опасность совершения над ним насилия.

Основанием для пресечения насилия в семье является получение социальной службой, уполномоченной на пресечение насилия в семье, информации, содержащей достаточные данные полагать, что пребывание в данный момент в семье какого-либо из ее членов сопряжено с непосредственной опасностью для его жизни и здоровья.

2. Социально-правовая защита от насилия в семье, не требующая применения мер, предусмотренных пунктами 2-4 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

3. Социальная служба, не имеющая возможности оказать в полном объеме социально-правовую защиту от насилия в семье в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", направляет заявление или сообщение о насилии в семье в территориальный орган управления государственной или муниципальной системой социальных служб, о чем уведомляет заявителя.

При устном обращении социальная служба, не имеющая возможности предоставить в полном объеме социально-правовую защиту от насилия в семье, направляет заявителя в территориальный орган управления государственной или муниципальной системой социальных служб.

4. Территориальные органы управления государственной или муниципальной системой социальных служб обеспечивают установление порядка, при котором по каждому заявлению и сообщению о насилии в семье выясняется наличие оснований для оказания социально-правовой защиты от насилия в семье, и она своевременно предоставляется пострадавшему члену семьи.

Решение об отказе в оказании социально-правовой защиты от насилия в семье государственной или муниципальной социальной службой может быть обжаловано в суде.

5. Решение об оказании социально-правовой защиты от насилия в семье или об отказе в ней принимается незамедлительно. Социальная служба или орган управления системы социальных служб имеют право в течение трех дней, а в исключительных случаях в течение десяти дней, произвести проверку обстоятельств, без выяснения которых невозможно принять решение о наличии или отсутствии оснований о предоставлении социально-правовой защиты от насилия в семье.

6. Территориальный орган управления системой социальных служб определяет конкретные социальные службы, имеющие право на пресечение насилия в семье и выдает им специальное разрешение на право пресечения насилия в семье.

7. Немуниципальные социальные службы обеспечивают социально-правовую защиту от насилия в семье несовершеннолетних членов семьи и членов семьи, находящихся под опекой и попечительством при наличии разрешения органа местного самоуправления (органа опеки и попечительства).

8. Социально-правовая защита от насилия в семье осуществляется вне зависимости от возбуждения по данному факту насилия в семье уголовного дела, проведения дознания, предварительного следствия, производства в суде, если в семье сохраняется трудная жизненная ситуация, вызвавшая совершение насилия над членом семьи.

 

Статья 8. Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о насилии в семье прокурором, следователем, органом дознания, судьей или органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях

Прокурор, следователь, орган дознания или судья, приняв по заявлению или сообщению о насилии в семье решение в порядке статьи 109 УПК РСФСР, а орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, в порядке статьи 227 или статьи 233 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, сообщает в территориальный орган управления системой социальных служб о принятом решении и направляет в этот орган копию заявления или сообщения для учета и принятия решения о необходимости осуществления мер социально-правовой защиты от насилия в семье пострадавших от него членов семьи.

 

Статья 9. Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о насилии в семье иными органами по защите прав несовершеннолетних

При выявлении факта совершения насилия в семье или поступлении заявления (сообщения) о насилии в семье в орган управления образованием, образовательное учреждение, орган или учреждение здравоохранения, комиссию по делам несовершеннолетних, иной государственный орган или орган местного самоуправления, этот орган, учреждение или комиссия незамедлительно сообщают о поступлении этого заявления в территориальный орган управления системой социальных служб по социально-правовой защите от насилия в семье или направляет заявление в этот орган для принятия решения о необходимости осуществления социально-правовой защиты от насилия в семье.

 

Глава III. Специальные средства социально-правовой защиты
от насилия в семье

 

Статья 10. Предоставление временного приюта

1. Орган управления системой социальных служб, при наличии непосредственной угрозы в семье жизни или здоровью члена семьи, обязан незамедлительно обеспечить предоставление этому лицу по его просьбе временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания с правом проживания до 10 суток. Несовершеннолетнему члену семьи без его просьбы временный приют может быть предоставлен по решению органа опеки и попечительства.

2. В течение срока, на который предоставлен временный приют члену семьи, подвергшемуся насилию в семье, орган управления системой социальных служб совместно с территориальным органом милиции обязан принять меры, обеспечивающие устранение угрозы жизни и здоровью этого лица в семье.

3. В случае сохранения опасности для жизни и здоровья члена семьи, пострадавшего от насилия в семье, по истечении срока пользования предоставленным ему временным приютом, орган управления системой социальных служб обязан незамедлительно сообщить об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по этому факту и применения меры пресечения в отношении лица, создающего эту опасность. Одновременно этот орган должен обеспечить продление пребывания в социальном убежище члена семьи, пострадавшего от насилия до устранения опасности его жизни и здоровью.

Продление предоставления временного приюта члену семьи, пострадавшему от насилия в семье, осуществляется на основе акта территориального органа управления системой социальных служб, а несовершеннолетнему - или лицу, находящемуся под опекой и попечительством - органа опеки и попечительства.

 

Статья 11. Предотвращение насилия в семье

1. Предотвращение насилия в семье проводится по решению суда в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

2. Предотвращение насилия в семье предусматривает осуществление следующих видов социального обслуживания, в дополнение к предусмотренным Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":

1) проведение первичного обследования семьи на предмет установления характера трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия;

2) проведение обследования условий жизни пострадавшего от насилия члена семьи, изучение причин возникновения трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия;

3) определение в пределах своей компетенции характера совершенного в семье насилия и обеспечение в необходимых случаях проведения комплексного социально-медико-психологического освидетельствования пострадавшего от насилия, а также лица, совершившего насилие, с их согласия;

4) направление на предварительное освидетельствование члена семьи, пострадавшего от насилия, а также лица, его совершившего, с их согласия;

5) беспрепятственное посещение социальным работником жилища семьи, где совершено насилие в дни и часы, определенные планом коррекционных мероприятий;

6) привлечение члена семьи, совершившего насилие в семье, или способствовавшего возникновению трудной жизненной ситуации в семье к занятиям в коррекционных, психотерапевтических группах, предоставление им иных социальных услуг по адаптации, реабилитации или ресоциализации;

7) направление пострадавшего от насилия члена семьи с его согласия на обследование в медицинское или иное специализированное учреждение, а также на лечение с контролем за ходом последнего.

3. В целях предотвращения насилия в семье социальный работник, ответственный за его осуществление, составляет план коррекционных мероприятий, утверждаемый руководителем социальной службы.

4. Разрешение на проведение мероприятий по предотвращению насилия в семье может быть дано на срок не более трех месяцев.

 

Статья 12. Пресечение насилия в семье

1. Пресечение насилия в семье проводится государственной или муниципальной социальной службой при обращении члена семьи за защитой от непосредственной опасности его жизни и здоровью, а также при получении информации, свидетельствующей о наличии достаточных данных полагать, что пребывание в семье сопряжено с непосредственной опасностью для жизни и здоровья члена семьи.

2. Социальное обслуживание при пресечении насилия в семье включает в себя:

1) незамедлительное предоставление временного приюта по просьбе члена семьи, пострадавшего от насилия в семье;

2) оказание срочных социальных услуг по разрешению на месте трудной жизненной ситуации, создающей непосредственную угрозу жизни или здоровью члена семьи;

3) направление члена семьи, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность, на освидетельствование с его согласия, а зависимого члена семьи и при отсутствии его согласия, но с последующим уведомлением об этом суда, в отношении совершеннолетнего члена семьи и органа опеки и попечительства - в отношении несовершеннолетнего или лица, находящегося под опекой или попечительством;

4) незамедлительное изъятие без его согласия из семьи и предоставление временного приюта зависимому члену семьи, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность или направление его в учреждение здравоохранения по состоянию здоровья, с последующим уведомлением об этом суда в отношении совершеннолетнего члена семьи, а в отношении несовершеннолетнего - или лица, находящегося под опекой или попечительством - органа опеки и попечительства;

5) предоставление неотложной психолого-социальной помощи пострадавшим членам семьи;

6) взрослому зависимому члену семьи предоставляется временный приют при отсутствии его согласия в случаях, когда осуществляющий предотвращение насилия в семье социальный работник придет к выводу о том, что зависимый член семьи в силу своего психического состояния в данный момент не может адекватно оценить угрозу его личной безопасности по месту пребывания, возникающую после ухода социального работника и сотрудника милиции.

По устранении психического состояния, препятствовавшего адекватной оценке угрозы личной безопасности, взрослый зависимый член семьи имеет право отказаться от предоставленного ему временного приюта.

3. Представитель государственной или муниципальной социальной службы по социально-правовой защите от насилия в семье имеет право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки при наличии достаточных данных полагать, что там находятся члены семьи, жизни и здоровью которых угрожает непосредственная опасность, или для оказания экстренных социальных услуг, позволяющих разрешить на месте трудную жизненную ситуацию, создавшую эту опасность.

4. При пресечении насилия в семье территориальный орган милиции обеспечивает социальному работнику личную безопасность и беспрепятственное вхождение в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, а также содействует в направлении пострадавших от насилия членов семьи в специализированное учреждение социального обслуживания, предоставляющего им временный приют.

5. Государственная и муниципальная социальная служба по социально-правовой защите от насилия в семье незамедлительно уведомляет суд о предоставлении временного приюта совершеннолетнему зависимому члену семьи, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность, при отсутствии его согласия, или о направлении его при отсутствии его согласия на освидетельствование. О случаях предоставления временного приюта или направлении на освидетельствование несовершеннолетнего члена семьи или члена семьи, находящегося под опекой и попечительством, уведомляется орган опеки и попечительства.

О случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан обязанность об уведомлении в соответствии с действующим законодательством возлагается на орган милиции, участвующий в пресечении насилия в семье.

 

Статья 13. Порядок направления и обслуживания жертв насилия в семье в стационарном специализированном учреждения социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье

1. Лицо, пострадавшее от насилия в семье, имеет право обратиться за помощью в специализированное учреждение (отделение) социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье или может быть направлено в него по ее просьбе органами управления системой социальных служб, управления образованием, здравоохранения, комиссией по делам несовершеннолетних, а также прокурором, следователем, органом дознания, судьей или органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке предупреждения, предотвращения, пресечения ими совершения преступления или административного правонарушения.

2. Порядок помещения жертв насилия в семье в специализированные стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания населения по социально-правовой защите от насилия в семье определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 4, 11 и 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

3. Срок пребывания жертвы насилия в семье в специализированных стационарных учреждениях социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье устанавливается до полного устранения угрозы их безопасности или до предоставления жертве насилия другого жилья (убежища).

 

Статья 14. Обязанности и права органа управления системой социальных служб по защите прав и интересов зависимого члена семьи, нарушенных насилием в семье

1. Социальная служба, осуществляющая социально-правовую защиту от насилия в семье, обязана выяснить наличие оснований для признания совершеннолетнего лица, пострадавшего от насилия в семье, и не находящегося под опекой и попечительством, зависимым членом семьи.

2. Орган управления системой социальных служб обеспечивает зависимому члену семьи бесплатные, социальные услуги по социально-правовой защите от насилия в семье и защиту его личных и материальных прав и интересов, нарушенных членами семьи, совершившими в отношении его насилие, а также при необходимости обеспечивает комиссионное и комплексное социально-медико-психологическое освидетельствование зависимого члена семьи. Основанием для предоставления бесплатных социальных услуг и осуществления дополнительной социально-правовой защиты совершеннолетнего является постановление органа управления системой социальных служб о признании зависимым членом семьи лица, пострадавшим от насилия в семье. В отношении несовершеннолетнего и лица, находящегося под опекой и попечительством, выносится постановление о признании его лицом, пострадавшим от насилия в семье.

3. Орган управления системой социальных служб имеет право обращаться в суд с исковым заявлением о защите прав и интересов зависимого члена семьи, нарушенных насилием в семье, и выделять своего уполномоченного для представительства в суде по данному делу в порядке, предусмотренным гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

4. Орган управления системой социальных служб имеет право представлять интересы зависимого члена семьи, признанного потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по факту совершения в отношении него насилия в семье, и участвовать при производстве по этому уголовному делу в порядке статьи 56 УПК РСФСР.

5. Орган управления системой социальных служб имеет право за счет собственных средств заключить договор с адвокатом для оказания помощи зависимому члену семьи по защите его прав и интересов при производстве по уголовному делу, гражданскому делу или рассмотрении дела об административном правонарушении.

6. Должностные лица государственных и муниципальных органов управления системой социальных служб и органов милиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении, выразившемся в совершении физического, психологического или сексуального насилия в отношении зависимого члена семьи.

В протоколе об административном правонарушении указываются основания признания пострадавшего от насилия в семье зависимым членом семьи.

 

Статья 15. Плата за социальное обслуживание по социально-правовой защите от насилия в семье

Оплата социальных услуг по предотвращению насилия в семье проводится на предусмотренных Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основаниях за исключением следующих случаев:

1) При предотвращении и пресечении насилия в семье, а так же при предоставлении в ходе пресечения насилия в семье временного приюта эти социальные услуги предоставляются в государственной системе социальных служб бесплатно.

2) Зависимым членам семьи эти социальные услуги предоставляются в государственной системе социальных служб бесплатно.

 

Статья 16. Получение конфиденциальной информации при социально-правовой защите от насилия в семье

1. Орган управления системой социальных служб имеет право на получение в органах и учреждениях здравоохранения конфиденциальной информации о здоровье, в том числе психического, членов семьи, в которой проводится работа по социально-правовой защите от насилия ее членов, а в органах милиции в отношении членов семьи, совершивших насилие над членами семьи, о совершенных ими преступлениях и административных правонарушениях, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан или нарушением общественного порядка.

2. Основанием для запроса конфиденциальной информации служит рапорт социальной службы по социально-правовой защите от насилия в семье о невозможности без сведений о здоровье, в том числе психическом, членов этой семьи или сведений о противоправном поведении лица, совершившего насилие в семье, выполнения работы по разрешению трудной жизненной ситуации в семье, связанной с насилием в ней.

3. Необходимая конфиденциальная информация запрашивается органом управления системой социальных служб в соответствии с требованиями и в порядке, установленными Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".

 

Статья 17. Конфиденциальность информации о семье, получаемой в ходе социально-правовой защиты членов семьи от насилия в ней

1. Право на ознакомление с конфиденциальной информацией имеют сотрудники социальной службы, осуществляющие в данной семье работу по предотвращению в ней насилия, руководители этих специальных служб, сотрудники органа управления системой социальных служб, осуществляющие этот запрос, руководители органа управления системой социальных служб и должностные лица, проверяющие в пределах своей компетенции законность и обоснованность запроса этой информации социальными службами по социально-правовой защите от насилия в семье.

2. Лица, которым в силу служебного положения стала известна конфиденциальная информация о семье, в которой произошло насилие, или об отдельных ее членах, полученная в ходе социально-правовой защиты членов семьи от насилия в ней, не имеют права распространять эту информацию, кроме случаев, предусмотренных законом.

3. За неправомерное разглашение конфиденциальной информации лица, которым в силу служебного положения стала известна конфиденциальная информация о семье, в которой произошло насилие, или об отдельных ее членах несут ответственность в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информанизации и защите информации".

 

Глава IV. Уголовно-правовые, административно-правовые
и гражданско-правовые средства социально-правовой
защиты от насилия в семье

 

Статья 18. Обязанность условно осужденного или лица, освобожденного условно-досрочно от наказания, пройти курс социальной реабилитации

1. Суд, назначая условное осуждение в порядке статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации или освобождая условно-досрочно от отбытия наказания в порядке статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет право возложить на лицо, осужденное за общественно-опасное деяние, являющееся в соответствии с настоящим Федеральным законом насилием в семье, обязанность пройти курс социальной реабилитации.

2. Обязанность по прохождению курса социальной реабилитации может быть возложена судом на осужденного при наличии по месту его проживания социальной службы по социально-правовой защите от насилия в семье и наличии заключения государственного или муниципального органа управления системой социальных служб о целесообразности возложения на осужденного этой обязанности.

3. При отказе осужденного от выполнения возлагаемой на него обязанности пройти курс социальной реабилитации суд вправе не применять к нему условное осуждение или условно-досрочное освобождение от наказания.

4. Добровольное прохождение обвиняемым или подсудимым в совершении преступления, являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом насилием в семье, курса социальной реабилитации в связи с совершением им этого насилия, может быть учтено судом как обстоятельство, смягчающее наказание.

 

Статья 19. Административная ответственность за совершение физического, психического или сексуального насилия в отношении зависимого члена семьи и за не исполнение Федерального закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье"

1. Совершение физического, психического или сексуального насилия членом семьи в отношении зависимого члена семьи, когда это насилие не содержит в себе признаков состава преступления, или при отсутствии жалобы потерпевшего, когда уголовное дело возбуждается не иначе, как по его жалобе, -

влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Отказ в приеме заявления или сообщения о насилии в семье, укрытие заявления или сообщения от регистрации или рассмотрения, а также несообщение лицом, которое в силу настоящего Федерального закона обязано сообщать в органы управления государствами или муниципальными системой социальных служб о ставшем ему известном факте совершения насилия в семье, в указанные органы,

влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Воспрепятствование членом семьи или иным лицом предотвращению или пресечению насилия в семье, - влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 20. Возмещение вреда, причиненного уклонением от принятия мер по социально-правовой защите от насилия в семье

1. Член семьи, пострадавший морально, физически или материально от насилия в семье вследствие уклонения государственного органа или органа местного самоуправления от возложенных на него законом обязанности по принятию своевременных надлежащих мер по пресечению или предотвращению насилия в семье, имеет право обратиться в суд с гражданским иском о возмещении вреда, причиненного ему по вине этого государственного органа или организации местного самоуправления в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. С гражданским иском по данному основанию может обращаться в суд в интересах зависимого члена семьи орган управления государственной или муниципальной системой социальных служб по месту совершения насилия в семье или по месту проживания пострадавшего члена семьи.

3. Уполномоченный орган управления государственной или муниципальной системой социальных служб не может представлять в суде интересы зависимого члена семьи, если гражданский иск о возмещении вреда предъявлен к этому органу.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: