Эпилог. Труд только начинается

 

Адам был создан стремящимся к жизни перед Богом. В этом была суть его жизни, главный, как сказали бы на языке современной психологии, мотив его существования. И пока он жил в этом, он был абсолютно свободен. Потом он это потерял, но природа, тяга к свободе, к следованию своему изначальному предназначению, к Богу – остались. Вот почему слово «свобода» – одно из самых важных и самых сладких для человека слов.

Грехопадение повредило нашу природу, и многие изначально прекрасные вещи превратились в нечто дурное, похожее на отражение в кривом зеркале. Так произошло с любовью. Так произошло со свободой. И человек чувствует, что есть в этом изначально заложенный Божественный смысл, но почему‑то нередко вместо любви довольствуется физиологией, а вместо свободы – желанием делать, что хочется.

Однако спрашивать о свободе и искать ее – в этом уже есть частица настоящей реальной свободы. И мы в этой книге пытались найти путь и ответить на вопрос: как душу свою потерять, чтобы спасти ее? Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16: 25). Иначе говоря: как стать собой, таким, как тебя любит Бог?

 

* * *

 

Давайте еще раз пройдем от свободы к свободе, точнее, от ее отсутствия к новому состоянию.

Что было в начале? Творение мира. Радость творения и покой. Тогда, в начале, человек был обнаженным, голым, но это его никак не беспокоило. Но дальше произошло падение, и в результате появляются страх и ложь. Человек начинает ощущать и переживать свою наготу как след былой, а теперь потерянной красоты.

Есть еще одна деталь, о которой я не упомянул вначале: у человека появились кожаные одежды. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт. 3: 21).

Что же это значит? В Древней Церкви было несколько различных интерпретаций этого события. Большинство из них сходились в следующем: кожаные одежды есть некое препятствие, которое не дает человеку напрямую говорить с Богом, слышать Его. Кожаные одежды согревают человека, защищая от земного холода и ветра, но и лишают его чувства дуновения живого Духа.

И еще одно, что важно, – строчкой выше, перед кожаными одеждами, в стихе 20, в Библии впервые появляется слово «жизнь». И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Ева – «жизнь»). А что же было до этого? Оказывается, там, в раю, была такая полнота бытия, что и слово «жизнь» оказалось недостаточным, чтобы эту полноту передать. Там была вечность, но не как остекленевшее время, а как вечная встреча с Богом. Жизнь – то есть то, что мы теперь называем жизнью, – появилась позднее, только после падения человека.

В нашей земной жизни одежды наши – кожаные. А попробуйте в кожаной перчатке пожать руку друга. Попробуйте в перчатке обнять любимого человека. Что получится? Получится плохо, неудобно. Нечувствительно. И это при том условии, что перчатка у нас обычная – кожаная или шерстяная. А ведь зачастую мы надеваем и боксерские перчатки – чуть что не так, так и в челюсть собеседнику можно дать: напомнить ему о своей свободе. Свободными не рождаются, но перчатки – кожаные одежды – можно постараться снять и в этой жизни. Чтобы почувствовать свободное движение ладони.

 

* * *

 

Итак, где проходит путь от потери свободы к ее воссозданию в новом человеке? В чем состоит наш труд человеческий?

Пережить встречу.

Прочувствовать в себе рабскую кровь.

Поверить, что в тебе есть «настоящий человек».

Отвязать несколько тыкв – это только имитация настоящего.

Войти в область «внимания к себе».

Выйти из области «к себе» и задать весьма неприятный вопрос: почему душу надо потерять?

Локализовать в себе внешнего и внутреннего человека.

Стать аскетом и познакомиться со страстями.

Побродить по лабиринту.

Испытать пребывание в настоящем моменте.

Отказать страху.

Выйти на волю.

Вот какой длинный путь получился! И на протяжении всего этого пути с нами – может быть, самое трудное, но и самое радостное – творчество.

 

* * *

 

Еще мы узнали, что на пути к радости и свободе важны два момента.

Первый – это момент встречи. Может показаться, что свершение этого момента не зависит от человека, не он властен, произойдет ли встреча или нет. Однако во власти человека – пройти свою долю пути. И главное – узнать Встреченного.

И второй момент: встреча состоялась. Но это означает, что работа только началась. Здесь и начинается труд по расширению души. В момент встречи душа получает новое рождение, но она должна вырасти, расшириться – обрести великодушие.

Потому что дальше предстоит новая встреча – со всеми другими, кто не похож на тебя. Мераб Мамардашвили говорит: «Что такое великодушие? Великодушие – это великая душа. А великая душа – это душа, способная вместить иное, не дрогнув».

Вот так. Душа, способная вместить иное, не дрогнув. Свободная душа. Такая, какой ее любит Бог.

 

Об авторе

 

Протоиерей Сергий Овсянников

 

 

Родился в Ленинграде в 1952 г. Учился на физическом факультете Ленинградского государственного университета в 1969–1976 гг. В 1971–1973 гг. проходил обязательную службу в армии, служил в артиллерийской разведке. После армейской службы работал в НИФИ – Научно‑исследовательском институте физики. В 1980 г. поступил в Ленинградскую семинарию и окончил ее за два года. В 1986 г. окончил Ленинградскую духовную академию со званием «кандидат богословия». В 1987 г. был рукоположен во дьякона митрополитом Алексием (впоследствии Патриарх Алексий II). Служил в деревне Вырица. В 1989 г. проходил стажировку по библеистике в Лондоне. В 1990 г. в Лондоне митрополитом Антонием Сурожским рукоположен во священника. Направлен на служение в Амстердам. С 1991 по 2004 г. работал в Объединенных библейских обществах консультантом по переводу Священного Писания. С 1994 г. является директором Русской школы в Амстердаме (в качестве волонтера). С 2004 по 2007 г. был безработным. С 2007 г. получает жалованье от амстердамского прихода (обычно православный священник в Голландии зарплаты от прихода не получает). С 1999 г. – настоятель Свято‑Никольского прихода Русской Православной Церкви г. Амстердама.

 

Об издательстве

 

Живи и верь

 

Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги.

В мире суеты и вечной погони за счастьем человек мечется в поисках чуда. А самое прекрасное, светлое чудо – это изменение человеческой души. От зла – к добру! От бессмысленности – к Смыслу и Истине! Это и есть настоящее счастье!

Мы работаем для того, чтобы помочь вам жить по вере в много сложном современном мире, ощущая достоинство и глубину собственной жизни.

Надеемся, что наши книги принесут вам пользу и радость, помогут найти главное в своей жизни!

 

Www.nikeabooks.ru

 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!

Интересные события, участие в жизни издательства, возможность личного общения, новые друзья!

 

www.facebook.com/nikeabooks

www.vk.com/nikeabooks

www.instagram.com/nikeabooks

 

Наши книги можно купить в интернет‑магазине:

www.nikeabooks.ru

 


[1] Знать как, или секрет производства (англ.).

 

[2] Великий покаянный канон Андрея Критского, песнь 6‑я, вторник 1‑й недели Великого поста.

 

[3] Из письма А. П. Чехова А. С. Суворину, 7 января 1889 года.

 

[4] Отрывок из поэмы Абдуррахмана Джами «Саламан и Абсаль» (пер. В. Державина). (А. Джами. Избранные произведения. Л., 1978. С. 205–206.)

 

[5]  Г. Р. Державин. Стихотворение «Бог» (1784).

 

[6] Свт. Феофан Затворник цитирует прп. Ефрема Сирина (Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ея делателей. Издание Валаамского монастыря, 1936. С. 108–109).

Цитата, которую я привел, взята из книги, которая принадлежала митрополиту Антонию Сурожскому. Этот экземпляр владыка подарил в 1970 году будущему основателю и первому настоятелю нашего прихода в Амстердаме о. Алексию Фоогду с такой надписью: «Дорогому Алексею на радость. М. Антоний. Р. Х. 1970», чтобы тот учился молиться – радоваться.

 

[7] Свт. Василий Великий. Беседа 3. На слова: внемли себе (Втор. 15, 9). Цит. по: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Василiя Великаго, Архiепископа Кесарi и Каппадокiйскiя. Т. II. СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. С. 91–99.

 

[8] Гностицизм (гнозис или гносис – от др‑греч. «познающий»), в отличие от христианства, не столько вера, сколько система религиозно‑умственных, рационалистических построений. Одна из отличительных черт таких построений – дуализм, то есть противопоставление двух начал: материального и духовного. Распространенный вариант такого умозрения: тело есть тюрьма для духа, а у гностика есть «тайное знание», как дух можно вызволить из темницы.

 

[9]  Митрополит Антоний Сурожский. Тело и материя в духовной жизни // Материя и Дух. Киев: Пролог, 2006. С. 134.

 

[10] Эта история – про вопрос некоего человека: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – излагается в трех Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки), но только в Евангелии от Луки подчеркнуто, что это был не простой юноша, а человек «из начальствующих» (Лк. 18: 18), то есть человек хорошо образованный, а возможно, и сам учитель Закона. Что касается «необходимости соблюдения Закона» для жизни вечной, то эта тема обсуждалась на специальном Соборе в Иерусалиме, см. 15 главу книги Деяний.

 

[11]  Мераб Константинович Мамардашвили (1930–1990) – один из наиболее интересных европейских философов второй половины XX века. Постоянно лишался работы в Советском Союзе за острые высказывания и свою внутреннюю свободу. Главный вопрос, который он задавал как философ, звучит так: «Как вообще возможно рождение мысли?»

 

[12]  Сёрен Обю Кьеркегор (Kierkegard) (1813–1855) – датский мыслитель, философ, поставивший вопрос о соотнесении веры и жизни. По образованию Кьеркегор был богослов. Он весьма критически относился к государственной церкви Дании и к церковным структурам вообще. Кьеркегор говорил: «Когда все становятся христианами, тогда истинное христианство исчезает» (цит. по: Kierkegard An hology, ed. Robert Bretall (New York: Modern Library, 1946). Р. 446).

 

[13] Кондак Пасхи, глас 8.

 

[14] Радение – усердие, старание, забота о чем‑либо. В некоторых религиозных сектах – христоверов, скопцов, молокан‑прыгунов и др. – форма коллективного богослужения. Сопровождается прыганием, кружением, иногда самоистязанием. Часто приводит верующих в состояние религиозного экстаза.

 

[15]  Этология – дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных.

 

[16] Подробное описание страстей дается, например, в работе: Зарин С. М. Аскетизм по православно‑христианскому учению. СПб., 1907 (репринт: М., 1996). С. 235 и далее.

 

[17] Не надо путать «ортодоксов» в западном понимании и православных на Западе, которых иногда называют «восточные ортодоксы». «Западные ортодоксы» (в Голландии их еще называют «церковь черных чулок» или фундаменталисты) придерживаются очень буквального толкования Писания (например, было решение Синода протестантской церкви в 1926 году, что под змеем, искушавшим Еву, надо понимать рептилию) и вводят множество запретов. Поселения таких ортодоксов даже образуют особые районы, которые получили на Западе названия Bible Belt («Библейские пояса»).

 

[18] См.: С. М. Зарин. Аскетизм по православно‑христианскому учению. С. 285.

 

[19] У пророка Исаии эти слова звучат как своеобразная формула. Сравните в другом месте: Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное – от горы Сион. Ревность Господа Саваофа совершит это (Ис. 37: 32).

 

[20]  Данте А. Ад / Пер. Бориса Зайцева. Париж: YMCA‑Press, 1961. С. 52–53.

 

[21] Там же.

 

[22]  Данте А. Ад / Пер. Бориса Зайцева. Париж: YMCA‑Press, 1961. С. 51.

 

[23] При написании этой главы использованы материалы эссе: Сергий Овсянников, прот. Путешествие из града Китеж в Амстердам // В зеркале. Голландцы о России, русские о Голландии: сб. [сост. Петер д’Амкур]. Изд‑во Conserve, 2013. С. 12–24. (Издание на двух языках: русском и нидерландском.)

 

[24]  Польдер – освобожденная от моря часть земли, защищенная дамбой для предохранения от затопления.

 

[25] Эмануэль де Витте. Интерьер с женщиной у клавесина. 1665.

 

[26] Эмануэль де Витте. Рыбный рынок вечером. 1672.

 

[27] 1672 год – rampjaar – «Год катастрофы и разрухи», как называют его сами жители Нижних земель. Одновременно три силы нападают на Нидерланды – французы, англичане и немецкие княжества – и быстро одерживают победу над войсками Объединенных провинций. Народ называет свою жизнь в тот момент тремя R: Redeloos (бессмысленной), Radeloos (отчаянной) и Reddeloos (безнадежной).

 

[28] См.: А. Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории. Т. I–III. М.: Паломник, 1995 (Переиздание: А. Алмазовъ. Тайная исповедь въ Православной Восточной Церкви. Исследование преимущественно по рукописям. Одесса, 1894). Особо см.: Глава 1. Краткий очерк внешней исторической судьбы исповеди в древней Восточной Церкви (I–IX вв.). С. 45 и далее.

 

[29]  Аврелий Августин Иппонийский (354–430) – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик.

 

[30]  В. Франкл. Сказать жизни «Да!». М.: Альпина Нонфикшн, 2017.

 

[31] См.: Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.

 

[32]  Авва Евагрий Понтийский. О помыслах. В кн.: У истоков святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности (переводы и комментарии профессора, доктора церковной истории А. И. Сидорова). М.: Паломникъ, 2002. С. 404 и далее.

 

[33]  Авва Евагрий Понтийский. О помыслах. С. 406–407.

 

[34]  С. Д. Кржижановский. Сказки для вундеркиндов: повести, рассказы. М.: Советский писатель, 1991. С. 200.

 

[35] Четыре лекции, прочитанные митрополитом Антонием Сурожским в 1982 году в Университете графства Кент на чтениях, посвященных памяти поэта Томаса Элиота. Изданы под названием «Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности». – М.: Никея, 2017.

 

[36]  А. С. Пушкин. Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» (1834).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: