Формирование и развитие личности

По ковалеву,Платонову, Рубинштейну.

Личность-это субъект познания и активного преобразования мира,общества и самого себя.

 Личностью становится чел. развивающийся в обществе,осуществляющий совместную деятельность с другими людьми.

 Традиционно разделяют понятия личность,индивид и индивидуальность.

 Индивид- отдельное живое существо,представитель биологического мира.

 Индивидуальность- сочетание психологических особенностей человека,составляющих его своеобразие и отличие от других людей.

 

Структура личности по Рубинштейну:

1) Направленность (потребности,интересы убеждение,мировоззрение и мотивы)

2) Умения Знания,Навыки.

3) Индивидуально-типологические особенности.(темперамент,характер)

 

По Платонову:

1) Моральные черты

2) социальный опыт (ЗУМ + привычкти)

3) формы отражения (индивидуальные особенности познавательных процессов)

4) биологические (половые,возрастные особенности)

 

По Ковалеву:

 

1) Направленность (отношение человека к действительности)

2) Возможности

3) Характер

4) Система упражнений(самоконтроль,саморегуляция)

 

Ответ на вопрос номер 16.

Активность и направленность личности. Самосознание личности.

Активность личности — это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего в общении, совместной деятельности, творчестве. Основным источником активности являются потребности, которые но своему происхождению делятся на естественные и культурные.

Потребности выражаются в мотивах, непосредственных побуждениях к деятельности. Осознанные мотивы характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные мотивы характеризуются влечениями И установками (неосознанным состоянием готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим объектам и людям).

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, независимо от конкретных условий, определяющая поведение личности, ее отношение к себе и к окружающим, характеризующаяся доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением.

Мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

беждения — система устойчивых принципов, осознанный мотив поведения личности, придающий ее деятельности значимость и направленность.

Идеал — это осознанный мотив, образ, которым руководствуется личность в настоящее время, определяющий план самовоспитания.

Самосознание личности. Включаясь в систему общественных отношений. Взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических н психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я» — относительно устойчивая, в той Или иной степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности — наиболее существенной и изученной в психологии стороны самосознания. С помощью самооценки происходит регуляция поведения человека, постоянно сверяющего себя с неким эталоном. При завышенной самооценке человек начинает переоценивать себя. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности — желаемым уровнем самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющимся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, при неуспехе, соответственно, — снижается. Исследование уровня притязаний личности позволяет лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:
1) развитие личности, его процесс и результат;
2) целенаправленное воспитание личности.

 



Ответ на вопрос номер 17.

Понятие о способностях. Способности,задатки и индивидуальные различия людей.

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII — XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Вся­кие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже доста­точно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отноше­нию к более высокому уровню развития выступает в виде своеобраз­ного задатка.

Ответ на вопрос номер 18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: