Внимание,направленность внимания.Виды и свойства внимания.Развитие внимания

Внимание-это направленность и сосредоточенность песих.деятельности человека,выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях.Это организация форм псих.отражения,включающая в себя их реализацию и контроль.

 Направленность внимания носит избирательный характер,касающийся выбора объекта сохранения и поддержание этого выбора.

Выделяют критерии внимания:

-внешние реакции(моторные реакции)

-сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.

-увеличение продуктивности исполнительной деятельности

-избирательность информации

-ясность и отчетливость

 

Виды внимания:

1) непроизвольное (сосредоточенность на объекте в силу свойств самого объекта)

факторы привлечения внимания:

* характер раздражителя: сила,новизна,контраст

*структурная организация деятельности: объединенные предметы превлекают нас целостно

*отношение раздражителя к потребностям

2) произвольное внимание

3) послепроизвольное внимание

Свойства внимания:

1) Концентрация (интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего,что не входит в поле внимание)

2)Распределение (организация психологической деятельности при которой одновременно выполняется 2 или более действия)

3) Объем внимания (кол-во связанных объектов,которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо 7 +- 2)

4) Устойчивость (длительность в тенчении которой возрастает концентрация,регулируется характером самого человека)

Развитие внимания:

 Развивать внимание важно в любом возрасте.Внимание является отражением интереса к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. У ребенка сосредотиоченность внимания имеет временный характер, и он привязан к предмету до тех пор,пока не появится новый.

 Если человек не развивает свое внимание,он становится рассеянным.

 Упражнения по развитию внимания:

1) Игра в "съедобное несъедобное"

2) Найди отличие

3)Акцентирование внимания на ярких образах.

4)выявление новых деталей в предметах (интерьере например,или одежде)

Ответ на вопрос номер 9.

Общее понятие о памяти. Представления. Основные мнемические процессы.Классификация видов памяти.

Память -это процесс организации и сохранения прошлого опыта,делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания.Это важнейшая психическая функция являющаяся объединяющим звеном в организации психики.она обеспечивает целостность и единство личности.

 

Представление -это образ предмета,основанный на прошлом восприятии.Этот психический пироцесс тесно связан с памятью. образы представлений значительно богаче

по содержанию наглядных образов восприятий,т.к.они:

1) Предполагают интеллектуальную разработку,выделение в предмете наиболее существенных признаков,отнесение его к определенной категории;

2) являются следствием не только восприятия,а результатом сложной практической деятельности.

образы представлений являются основой памяти.

Основные мнемические процессы:

1)Запоминание -псих.деятельность,направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с приобретенными ранне знаниями.

2)Сохранение- динамический процесс,совершающийся в условиях определенным образом организованного усвоения,включающего переработку материала.

3) Воспроизведение-актуализация закрепленного раннее содержания психики.Может быть произвольным и непроизвольным.

4) Забывание- процесс,приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала.

 Классификация видов памяти:

1) По времени сохранения материала:

а) сенсорная (чувствительная) от 3/10 до 1 секунды:

-эконическая (зрительная)

-эхоическая (слуховая)

б) кратковременная (20 секунд)

в) долговременная (не зависит от объема материала и времени)

г)оперативная (сохранение материала в течении заранее отведенного времени)

2) По характеру цели деятельности:

а) непроизвольное

б) произвольное

3) По использованным для запоминания средствам:

1) непосредственная,натуральная память.

2) внешне опосредованная память

3) внутренне опосредованная память

4) По характеру психической активности:

а) двигательная

б)механическая

в) когнитивная (процесс сохранения знаний)

г) личностная (сохранение образа самого себя)

д)эмоциональная

е)словесно-логическая

ж)образная:

*зрительная

*слуховая

*обонятельная

*осязательная

*вкусовая

Ответ на вопрос номер 10.

Характеристика воображения как познавательного процесса.Определение и виды воображения. Функции воображения,его развитие.

Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Функции воображения

Выделяют следующие функции воображения:

представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;

формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;

участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);

регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);

основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);

создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);

продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, что они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинации относятся к типу пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы, в отличие от галлюцинаций, являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична, в большей степени осуществима и относится к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Среди особенностей мечты выделяют следующие:

□ мечтая, человек всегда создает образ желаемого;

□ она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов;

□ мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым;

□ образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером и в то же время — отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивност

Вид воображения Его характеристики

По степени активности и волевых усилий

Активное воображение (преднамеренное) Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.)
Пассивное воображение (непреднамеренное) При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя)

По степени преобразования действительности

Продуктивное (творческое) воображение Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается
Репродуктивное (воссоздающее) воображение Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть

 

Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Однако эти особенности представлений могут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений.

Важную роль в развитии воображения играют следующие приемы:

а) всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности малый запас представлений приводит к бедности воображения. Наоборот, богатство представлений открывает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения;

б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют: «воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти», — говорит Станиславский;

в) развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов — где, как, когда, почему, для чего и т. д.;

г) активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.

д) систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (художники, писатели, конструкторы и др.), показывает, как крепнет и развивается способность воображения в процессе активного его применения в той или другой практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: