Юридическое и фактическое содержание налоговых правоотношений

Характеризуя правоотношение как единство содержания и формы, следует отметить:

- что материальное содержание связывает правоотношение с объективной реальностью,

- а юридическое содержание выступает правовым способом обеспечения материального содержания.

Юридическое содержание более широкое понятие – оно включает комплекс возможных вариантов и перспектив развития одного из вариантов события.

Фактическое содержание означает конкретные формы поведения субъектов, реализацию одного из вариантов возможного поведения.

Например, уплата транспортного налога вообще зависит от марки автомобиля, объема двигателя, возраста автомобиля и возраста владельца автомобиля – это юридическое содержание. А фактическая уплата транспортного налога пенсионеров равна нулю (они не являются плательщиками транспортного налога в ЛНР).

Юридическое содержание налоговых правоотношений закреплено ст.3.ЗНР «О налоговой системе: «Основы законодательства о налогообложении»:

3.1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогообложении основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

При установлении налогов и сборов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налогов и сборов.

3.2. Установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения дохода не допускается.

3.3. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

3.4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство ЛНР, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории ЛНР товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законодательством экономической деятельности субъектов хозяйствования и физических лиц.

3.5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные этим Законом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Законом.

3.6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогообложении толкуются в пользу налогоплательщика, налогового агента.

3.7. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Законом и таможенным законодательством ЛНР.

3.8. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги не предусмотренные Законом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Законом.

 

Понятие налога и сбора.

п.12.1 Ст.12 ЗЛНР № 79-2 Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с плательщиков налогов в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в соответствующий бюджет в целях финансового обеспечения деятельности ЛНР.

п.12.2. Сбор - обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов в их интересах при условии получения специальной выгоды в результате совершения уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, др. органами и лицами юридически значимых действий.

На основании п.11.1. ст.11 ЗЛНР «О налоговой системе» республиканскими налогами и сборами являются:

1) налог с оборота;

2) налог на прибыль;

3) акцизный налог;

4) экологический налог;

5) сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров;

6) плата за пользование недрами;

7) сбор за специальное использование воды;

8) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

9) сбор за осуществление валютно-обменных операций;

10) плата за патент за добычу угля (угольной продукции) артелями.

На основании п.11.2. ст.11 местными налогами и сборами являются:

1) подоходный налог;

2) плата за землю;

3) упрощенный налог;

4) плата за патент;

5) сельскохозяйственный налог;

6) транспортный налог;

 

Основные элементы налога

На основании п.3.9. ст.3 ЗЛНР во время установления налога обязательно определяются такие элементы:

3.9.1. плательщики налога;

3.9.2. объект налогообложения;

3.9.3. база налогообложения;

3.9.4. ставка налога;

3.9.5. порядок исчисления налога;

3.9.6. налоговый период;

3.9.7. срок и порядок уплаты налога;

3.9.8. срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.

 

Контрольные вопросы:

Предмет налогового права; метод налогового права; источники (формы) налогового права; налоговое правоотношение и его состав; налоговая правосубъектность и её виды; основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений.Понятие налога; понятие и виды объектов налогообложения; база налогообложения; единица измерения базы налогообложения; ставка налога (базовая (основная) предельная, абсолютная, относительная); исчисление суммы налога; налоговые льготы; срок уплаты налога и сбора; налоговый период и его виды; порядок уплаты налогов и сборов; виды налогов и сборов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: