Эффект незаконченного действия

 

Так называют закон памяти, согласно которому прерванные, незавершенные действия запоминаются лучше завершенных. История его открытия такова: сидя в кафе, психологи Курт Левин и Блюма Зейгарник заметили, что обслуживавший их официант не записал заказ, но в точности его выполнил. Когда официанта спросили, что заказывали только что вышедшие посетители, он не смог ничего вспомнить.

Последующие эксперименты показали: прерванные интеллектуальные задачи запоминаются в два раза лучше законченных. Возможно, эффект незаконченного действия, который получил имя «эффект Зейгарник», объясняется сохранением мотивационного напряжения, которое и активизирует память. При завершении действия мотивация исчезает, и человек забывает все, что было связано с действием.

Эффект Зейгарник очень полезен на практике. Например, если при написании длинного текста вы будете останавливаться посередине главы, не заканчивая ее, в следующий раз вам будет легче взяться за работу. Вы быстрее вспомните, где вы остановились, что хотели написать, меньше времени уйдет на вхождение в текст.

Эффект незаконченного действия применим и в общении с другими людьми. Если вы прервете разговор в самый напряженный момент, не поставив точку в вопросе, воздействие на собеседника будет намного сильнее. Он будет мысленно возвращаться к поднятому вопросу, обдумывать его и скорее согласится с вашей точкой зрения.

 

 

Слова под диктовку. Метод историй. Второй уровень

http://improve-memory.net/words_dict/3

 

 

Проверьте себя

 

Каково основное направление работы военных психологов в области совершенствования суггестивных техник?

Где служба наружного наблюдения обнаружила объект «Поэт» после того, как он оторвался от слежки на станции метро «Киевская»?

Что помешало следствию установить обстоятельства смерти Ковалева?

 

Внештатный оперативный сотрудник

 

Разведка не является основной профессией внештатного оперативного сотрудника. Он находится на связи с агентами, дает им задания, снабжает необходимым оборудованием и получает от них информацию. При этом он живет обычной жизнью: работает, встречается со знакомыми, одновременно собирая информацию и выполняя порученные ему разведывательные задания.

Внештатный оперативный сотрудник – исключение из правила. Обычно оперативные сотрудники состоят в штате разведывательных спецслужб.

 

Забывание

 

Забывание – одна из функций памяти, и функция очень важная. Она защищает мозг от информационных перегрузок.

Во-первых, мы забываем лишнее – то, что давно не извлекалось из памяти и не использовалось. Каждый день человек воспринимает огромный объем информации, но далеко не вся она требуется ему на практике. Эту информацию невозможно, да и нецелесообразно хранить в первоначальном виде, мозг перерабатывает и обобщает ее. Иногда такого рода обобщения проявляются в виде интуиции – предчувствия, которое невозможно объяснить логически. Так мозг дает подсказки, отталкиваясь от опыта проживания сходных ситуаций и забывая при этом сами эти ситуации.

Во-вторых, мы забываем неприятную информацию. Болезненные воспоминания – смерть близких, опасная авария или катастрофа, преступление или поступок, в корне противоречащий убеждениям, – неосознанно вытесняются из памяти, возвращая человеку утраченный психологический комфорт.

Забывание зависит от времени: чем больше его прошло с момента запечатления информации или последнего обращения к ней, тем больше шансов, что мозг ее забудет.

Долгие, длительные перерывы в работе над разведоперацией могут повредить делу: утрата контекста потребует начать все сначала. Но небольшая, в неделю-другую, пауза может оказаться полезной. Она позволяет выйти за рамки устоявшегося взгляда. Неважные детали и мелочи уходят на второй план, появляются цельность восприятия и возможность взглянуть на задачу по-новому. Осознаются не замеченные ранее закономерности. Возникают новые идеи.

В психологии существует точка зрения, согласно которой человек никогда не забывает однажды усвоенное, но утрачивает доступ к нему. Он словно теряет ключ, отпирающий дверь, за которой хранится информация. Это означает, что забытое забыто не навсегда; в особых обстоятельствах оно может быть восстановлено. Подтверждением этому может служить опыт нейрохирургических операций, когда раздражение отдельных участков коры головного мозга вызывает в памяти забытые воспоминания.

Впрочем, прямое раздражение коры – не единственный способ вспомнить забытое. О некоторых методах припоминания уже было сказано раньше. Главный из них – мысленное погружение в ситуацию, в которой была воспринята информация.

 

 

Шахматный король, 6 × 6

http://improve-memory.net/chess/12

 

Метод локаций

 

Метод историй – не единственный способ запоминания списка слов. Ведь история важна не сама по себе, а как средство связать слова ассоциациями, закодировать их в образы и включить их в эмоционально окрашенные ситуации. Ассоциативность, образность и эмоциональность, которые необходимы для успешного запоминания, лежат в основе еще одного метода – метода мест или локаций. В отличие от метода историй, где образы связаны сюжетом, метод локаций предлагает расставлять их в знакомом пространстве: в доме, в комнате, на улице или в городе.

Начать освоение метода локаций лучше с небольшого, хорошо знакомого пространства. Например, квартиры, в которой вы живете. Представьте, как она выглядит. Выделите места, в которые можно расставлять и раскладывать предметы.

Например, в вашей квартире есть прихожая, жилая комната, коридор, кухня и ванная. Мысленно обойдите каждую комнату против часовой стрелки. (Если это окажется сложным, пройдите по квартире и внимательно осмотрите комнаты.) Вот что можно отметить:

1. Прихожая:

маленькая скамейка;

шкаф с тремя отделениями;

вешалка для одежды.

2. Жилая комната:

угловая полка;

два отделения книжного шкафа;

диван;

стол;

подоконник;

комод;

картина, висящая на гвозде;

два книжных шкафа.

3. Коридор.

4. Кухня:

миски для кота на полу;

стол;

маленький диван и т. д.

Таким образом, в небольшой квартире легко найти 20–30 мест, в которые можно разложить или расставить предметы. Естественно, в вашем случае квартира и расположение локаций в ней будут другими, главное, чтобы они были хорошо вам знакомы.

Вот уже знакомый вам список слов:

 

 

 

Его можно запомнить следующим образом.

Вы заходите в дверь и сразу же натыкаетесь на фейерверк. К скамейке в прихожей прикреплены «китайские колеса». Они крутятся, разбрасывая горячие искры, и свистят. Прихожая наполнена дымом с резким запахом пороха. В первом отделении шкафа лежит оранжевый и сочный апельсин. Он настолько большой, что для того, чтобы засунуть его в шкаф, пришлось его сдавить. Кожура потрескалась, и липкий пахучий сок течет в соседнее, второе отделение шкафа, где стоит миниатюрный автомобиль. Кислый апельсиновый сок капает на автомобиль, и его кузов покрывается рыжими пятнами ржавчины. В соседнем отделении шкафа, третьем, тикают большие настенные часы. Они отмеряют время, которое осталось жить стремительно ржавеющему автомобилю. За шкафом стоит вешалка, на которой висит мягкий зеленый диван с бархатной обивкой. Это удобно, носить диван с собой, всегда есть где сесть, если устал. Но где оставлять диван? Конечно, на вешалке.

Вы входите в жилую комнату. Сразу за дверью – угловая полка. Вы хотите посмотреть, что на ней стоит, но не можете увидеть, потому что она полностью скрыта большим и ярким панно, непонятно зачем сюда повешенным. Вы пытаетесь пробраться к полкам, но панно прибито накрепко. В первом отделении книжного шкафа функция. Точнее, ее интерактивный график. Чему рад доктор математики, сидящий в соседнем отделении шкафа. Он давно хотел изучить именно эту функцию. Ученый счастлив. Он не собирается расставаться с функцией и долго еще пробудет в этом шкафу. На диване расположился большущий журнал, видимо, принесенный доктором математики. Журнал огромный и тяжелый. Понятно, почему журнал лежит на диване: больше он нигде не поместится. Видно, как он продавливает мягкий диван. И как только доктор его принес? Вокруг стола сидит редакция этого журнала. Ей не хватило места, и она теснится здесь вся, от главного редактора до последнего курьера, который цепляется за стол, потому что его оттеснила шумная, спорящая о чем-то журналистская братия. На подоконнике рядом со столом стоит макет небоскреба, в который мечтает переехать редакция. Но небоскреб этот имеет такую причудливую форму, что кажется, никогда не будет построен. Видимо, судьба редакции – скитаться по чужим комнатам. Но вот, в углу на комоде стоит что-то любопытное. Это метеорит. Его оплавленная, пупырчатая, рыжая от ржавчины поверхность напоминает строения Гауди. Вероятно, он упал совсем недавно, потому что еще горячий и пахнет раскаленным железом. Собственно, метеоритом и заканчивается все любопытное в квартире. Он совсем недавно принесен сюда, и вы остаетесь возле комода, рассматривая интересную находку.

Картина кажется абсурдной, нелепой, несусветной, но тем она и хороша. Такой она легче запомнится. Главное, чтобы вы расставили предметы в хорошо знакомом вам пространстве, которое можете легко восстановить в воображении. Обратите внимание, что в рассказе соблюдены три главных требования мнемотехники.

1. Ассоциативность. Предметы привязаны к хорошо знакомому пространству. Кроме того, для надежности некоторые соседние предметы связаны между собой.

2. Образность. Все слова превращены в яркие образы. Они движутся, звучат, имеют температуру, вес, цвет, вкус, запах, фактуру.

3. Эмоциональность. Вы опасаетесь обжечься искрами фейерверка; хотите апельсинового сока, но морщитесь, когда представляете, насколько он кислый и как липнут испачканные им стенки шкафа; вам жалко, что автомобиль ржавеет; вы удивляетесь человеку, который не разлучается со своим диваном. Вам любопытно, что находится за панно, и вы переживаете за математика, которому приходится носить с собой тяжелый журнал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: