Порядок создания игры

Ролевые и деловые игры

Основные понятия

Коснемся основной понятийной базы, то есть того, что каждый создатель ролевой или деловой игры должен знать на уровне спинного мозга. Все это я попытаюсь рассказать по науке, как надо.

Существует масса игр как таковых. Активные игры, ролевые игры, логические игры, интеллектуальные игры, деловые игры, карточные игры, настольные игры и прочие (мне сразу вспомнились только эти). В чистом виде они встречаются крайне редко. Каждая из таких игр требует определенной подготовки. Нас в данном случае будет интересовать смысл и подготовка ролевых и деловых игр являющихся в общем случае наиболее трудоемкими для подготовки и наиболее эффективными для достижения целей их создателей.

Рассмотрим главное различие ролевых игр от деловых игр. Это важно!

Ролевая и деловая игры всегда подразумевают отыгрыш определенной роли каждым из играющих. Ролей может быть несколько в течение игры (реинкарнация, телевидение), одна и та же роль может видоизменяться в зависимости от хода игры или задумки создателей, роль может оставаться неизменной (убийца). Однако роли играющих в этих двух видах игр различны. Что же такое роль?

Роль играющего в ролевой игре - это набор индивидуальных качеств, черт характера, целей устремлений, задач персонажа, которые он должен соблюдать по ходу игры, все это в совокупности называется ролевой установкой, (роль заключается в качествах).

Роль играющего в деловой игре - это набор индивидуальных задач, функций и действий персонажа в течение игры, все это называется деловой установкой, (роль заключается в функционале).

То есть, фактическое различие в том, что ролевая игра предполагает формирование действий играющего исходя из его ролевой установки, а деловая игра подразумевает формирование профиля играющего (свойств и качеств) исходя из его деловой установки.

Вообще что такое игра? Игра это процесс усвоения каких-либо правил и последующего их применения на практике, то есть непосредственно по ходу игры. Причем, под правилами понимается очень широкий круг понятий, которые могут быть даже не прописаны на бумаге, то есть тех понятий, которые формируются у играющего во время и после игры. Такое определение дает возможность взглянуть на игру с позиции таких вопросов:

· какие правила, создатель игры хочет дать усвоить играющим?

· какие изменения в мироощущении играющего произойдут после практического применения этих правил в игре (после игры)?

Структура целей и задач ролевых и деловых игр и их участники

Участники ролевых игр: создатели игры, мастера игры (NPC и играющие мастера [руководители групп играющих, одиночные мастера, группы мастеров]), привилегированные играющие, обыкновенные играющие. Данный список неполный, однако все значимые категории присутствуют. Опять же тип игры можно определить по целям создания групп играющих (день индейца - племя, по расовому признаку; день телевидения - репортеры, по функциональному).

Существует несколько групп целей игры. Наиболее удачная классификация целей, участвующих в игре, на мой взгляд, может быть дана по виду и уровню возникновения этих целей. Пойдем сверху.

Первым уровнем является уровень создателей игры. Эти люди выдвигают педагогическую цель (цель усвоения играющим той или иной системы мироощущения), непедагогическую цель (развлечение, времяпрепровождение), игровую цель (общую цель игры), игровые цели групп играющих, игровые цели каждого играющего (которые делятся на основные и дополнительные).

Вторым уровнем являются мастера игры, которые формируют новые цели (задачи также начинают формироваться на этом уровне) играющим и группам играющих, и уничтожают старые по ходу игры.

Третьим уровнем являются сами играющие, которые формируют для себя личные цели и задачи и следуют итоговому набору целей и задач, сформировавшемуся с учетом всех предыдущих уровней.

Виды ролевых и деловых игр

Ролевые и деловые игры можно классифицировать по разным критериям:

1. По предначертанности хода игры: сценарные и несценарные.

2. По качеству используемого пространства: на улице и в помещении.

3. По степени управляемости: стихийные, слабо управляемые и жестко управляемые.

4. По времени проведения: большие и малые.

5. По количеству участников: до 40 человек, от 40 до 100, более 100 человек.

6. Каждый вид игры определяется особенностями подготовки.

Порядок создания игры

7. Придумать оригинальную идею игры (обязательно продумать форму на первом этапе, так как существует масса интересных идей невозможных для реализации и проведения) либо взять одну из старых идей. Здесь возможны два варианта, либо выбор интересной формы игры, а потом идеи под нее (Армагеддон), либо генерация идеи и потом придумка формы реализации. Иногда не плохо, когда абсурдная идея реализуется в очень привлекательной форме. Вывод: главное - форма.

8. В общих чертах представить себе реализацию игры, действие каких-либо одного-двух играющих. Оценить эти действия с позиции интереса для этих играющих (при этом необходимо учитывать возраст играющего и общий уровень его развития). В случае вывода о неинтересности перейти обратно к пункту 1 и взять другую идею.

9. Определить наличие педагогических целей в игре (обычно, если игра интересная, они всегда находятся, по сути дела почти в любой игре можно найти педагогический смысл). Сформулировать педагогическую цель - то есть то, что должно измениться в игроках после проведения игры. Если цели нет, то вернуться к пункту 1.

10. Определить игровую цель. Причем игровые цели для одной и той же игры или одной и той же формы игры могут быть абсолютно различны. Необходимо выбрать наиболее интересные с позиции формы игры цели (Например, неинтересно ставить целью для группы "добрых сил" простое уничтожение группы "злых сил" и т.п.). Иногда даже при наличии абсурдной игровой цели, сам процесс игры обеспечивает интерес к игре.

11. Определить структуру играющих и взаимодействие играющих необходимые, для реализации идеи игры. Определить необходимость мастеров, их количество, роли для обеспечения непосредственно хода игры.

12. Определить игровые цели каждой группы играющих и каждого играющего. Определить дополнительные цели играющих. Доопределить мастеров игры, обеспечивающих возможность выполнения дополнительных целей. Здесь же возможен обратный ход включение в игру мастера (группы мастеров) и определение в связи с деятельностью группы дополнительных целей играющих. (Определяем, к примеру, дополнительную цель деловой игры - жениться, следовательно необходима структура, регистрирующая браки - ЗАГС).

13. Определить дополнительные возможности, образующиеся вследствие возникновения мастеров игры. (К примеру, созданный ЗАГС мог бы регистрировать не только браки, но и "смерти", то есть выбывания играющих из игры).

14. Определить установки каждого играющего и их групп. Проанализировать придуманное с целью оценить заинтересованность в игре каждого играющего. Продумать какие ограничения накладывает роль на играющего (Например, далеко не все пятиклассники способны понять принципы игры на фондовой бирже). Если какие-то роли неинтересны, то лучше их исключить, а на их место добавить другие, либо придумать новые установки для старых ролей. Если же роли нужны для хода игры, - необходимо ставить на них мастеров. На этом этапе возможны коренные перестройки основных принципов или даже идеи и формы игры.

15. Продумать ключевые индикаторы, показывающие состояние игры (это очень важно для деловых экономических игр, где необходимо следить за макроэкономическими показателями). Очень хорошо было бы создание рычагов управления игрой (как население и еда в игре "Государство". Почти никто, кроме ВВ, не обратил внимания на то, зачем было создано население страны и еда, не участвующие в игре. Регулирование количества еды было под юрисдикцией господней, то есть мастеров игры, а далее цепочка: меньше еды - меньше населения, меньше населения - некому работать на заводах и фабриках, сидеть в танках и самолетах, добывать руду, вот и пришел экономический кризис чересчур развившейся страны).

16. Продумать каким образом, с помощью каких инструментов (физически существующих предметов) реализовать форму игры наиболее близко к реальности. Здесь же решить вопросы о месте проведения игры, времени проведения игры.

17. Раздать установки. Предпочтительно раздавать установки индивидуально, так как это помогает играющему адаптироваться в своей новой роли. Менее предпочтителен вариант групповой раздачи установок.

18. Управлять игрой с помощью: созданных вами рычагов управления, изменения целей и задач сообразно ходу игры, использования мастеров игры, использования ключевых индикаторов игры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: