Образ жизни и его влияние на здоровье

Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находится разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентаций, обобщенных социальных установок.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни, принятого за 100 %, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30 %, на режим питания – 10-16 %, на режим двигательной активности – 15-30 %. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 4 – 6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов 1 курса за 100 %,то на 2 курсе оно снизилось в среднем до 91,9 %, на 3 курсе – до 83,1 %, на 4 курсе – до 75,8 %.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

 

Здоровый образ жизни.

Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной форы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

ü Соблюдение режима труда и отдыха;

ü Питания и сна;

ü Гигиенических требований;

ü Организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

ü Отказ от вредных привычек;

ü Культура межличностного общения и поведения в коллективе;

ü Культура сексуального поведения;

ü Содержательный досуг.

Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как вы живете, но и то, ради чего живете, чем гордитесь и против чего боретесь.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций, мировоззрения, социального и нравственного опыта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: