Евфимий Фёдорович Карский

Огромным вкладом в исследование языка белорусов стали труды Евфимия Карского. Первым среди белорусов он получил звание академика Российской Академии наук. Всемирную известность ученому принесло  трехтомное издание «Белорусы». Е. Карский показал самостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков, определил территориальные границы его распространения и составил соответствующую карту. Исследователь научно обосновал национальную самобытность белорусов как самостоятельного славянского народа, который создал свою богатую и оригинальную культуру и имеет древние традиции. Исследование Е. Карского стало настоящей «энциклопедией белорусоведения».

Во второй половине 1880-х гг. с идеей о самобытности белорусского этноса и его праве на самостоятельное политическое будущее выступил историк Митрофан Довнар-Запольский.

Глубоко убежденным в том, что осознание белорусами себя как самостоятельной нации невозможно без знания прошлого, был Вацлав Ластовский. Он стал первым белорусским историком, писавшим о Беларуси и для белорусов на белорусском языке. Новым в его «Краткой истории Беларуси», изданной в 1910 г. в Вильне, было стремление показать белорусский народ как творца своей судьбы.

Белорусский литература. Вершиной белорусской литературы второй половины XIX в. стало творчество Франтишка Богушевича. Он – автор двух поэтических сборников: «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», вышедших из печати в конце XIX в. в Кракове и Познани. Главный герой произведений поэта – белорусский крестьянин, которого обделили при отмене крепостного права, обдирает казна, притесняют суд и царские чиновники, но он не пал духом, сохранил свое человеческое достоинство. Богушевич смотрел на белорусский язык как Франтишка Богушевич

на язык, «Богом нам данный», «для нас святой», считал его основой существования нации. Он призывал беречь и любить свой родной язык, предупреждал народ о том, что, утратив язык, он исчезнет как этнос.

Любовью к крестьянам, к «родной сторонке», стремлением видеть свой народ образованным и счастливым пропитана поэзия Янки Лучины (Ивана Неслуховского). Детство поэта прошло в Минске. Белорусские стихи Лучины вошли в сборник «Вязанка», изданный после смерти поэта. Наиболее известное его произведение – стихотворение «Родной сторонке», в котором автор выразил свою любовь к родине.

Видной фигурой в белорусской поэзии начала ХХ в. была Алоиза Пашкевич, известная под псевдонимом Тётка. Она участвовала в основании БСГ. Первые сборники поэтессы «Крещение свободой» и «Скрипка белорусская» вышли нелегально. Тётка пропагандировала обучение на родном языке. Для детей она издала учебник-хрестоматию «Первое чтение для деток белорусов».

 

В начале XX в. раскрылись поэтические таланты основателей современной белорусской литературы и литературного языка Янки Купалы и Якуба Коласа.

Янка Купала

Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) родился в фольварке Вязынка Минского уезда. Первое его стихотворение «Мужик» появилось в 1905 г. Уже своими первыми поэтическими книгами «Жалейка» и «Гусляр» поэт привлек к себе внимание читателей. Сборник стихов «Дорогой жизни» фактически стал высшим достижением тогдашней белорусской литературы. Поэмы Я. Купалы «Курган», «Бондаровна» подняли этот жанр на качественно новый уровень. Его пьесы «Павлинка» и «Разоренное гнездо» стали определяющим событием белорусской театральной жизни в начале ХХ в. Я. Купала стремился пробудить у читателей чувство достоинства и благодарности к предкам, которые были способны защищать землю от врагов, развивать самобытную культуру. Во время революции 1905-1907 гг. поэт поддержал народ в борьбе против самодержавия.

Приобрел популярность своими произведениями и Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич), уроженец застенка Акинчицы Минского уезда (ныне в черте города Столбцы). В первом сборнике стихов Якуб Колас

 «Песни печали» Я. Колас опоэтизировал образ белоруса-мужика, который, несмотря на тяжелые условия жизни, остается оптимистом и верит в возрождение родного края. В 1911 г. Колас начал работу над поэмами «Новая земля» и «Сымон-музыкант».

Значительно обогатил белорусскую поэзию и вывел ее на европейский уровень Максим Богданович. Он родился в Минске, в детстве жил в Гродно, но большую часть своей недолгой 25-летней жизни провел за пределами родины. Единственный прижизненный сборник поэта «Венок», в который вошли стихи, написанные им в 17-20-летнем возрасте, был издан в Вильне в 1913 г.

Становление белорусского профессионального театра. В начале XX в. местные артисты проводили в городах и деревнях так называемые белорусские вечеринки. Это были своеобразные театрально-концертные показы, на которых читались вслух произведения белорусских авторов, исполнялись народные песни и танцы, ставились спектакли. На традициях белорусских вечеринок в 1907 г. создал самодеятельный художественный коллектив в своем фольварке Игнат Буйницкий, которого по праву называют Труппа Игната Буйницкого

 «отцом белорусского театра». С группой любителей он начал проводить концерты, привлекавшие множество зрителей тем, что со сцены звучал их родной язык, чего они никогда раньше не слышали. Коллектив получил название «Первая белорусская труппа Игната Буйницкого». Она была профессиональным национальным театром, действовавшим в 1910-1913 гг. Труппа состояла из драматических актеров, хористов, танцоров (около 70 человек). В этот театральный коллектив входили дочери Буйницкого, А. Пашкевич и др. Сам И. Буйницкий был и режиссером, и актером, и танцором. Театр гастролировал по городам Беларуси, в Вильне, Варшаве, Петербурге и везде пользовался большим успехом.

Александр Бурбис

Под влиянием труппы Буйницкого приобрело широкий размах любительское театральное движение. Так, с 1910 г. в Вильне на любительских началах действовал Белорусский музыкально-драматический кружок, которым руководил Александр Бурбис. Он осуществил первую постановку комедии Я. Купалы «Павлинка». Созданное в 1917 г. в Минске Флорианом Ждановичем при участии И. Буйницкого Первое товарищество белорусской драмы и комедии впервые поставило на сцене драму Я. Купалы «Разоренное гнездо».

В 1972 г. в Минске был возведен памятник Я. Коласу на одноименной площади. Сидит на камне дядька Якуб, задумался о чем-то, подпер рукой голову, а в другой руке – книга. Рядом расположены две композиции – «Дед Талаш» и «Сымон-музыкант», в которых воплощены коласовские литературные герои.

В том же году в минском парке около Свислочи возвели памятник Я. Ку-пале. На большом гранитном постаменте стоит монументальная фигура с суковатой палкой в руке. У подножия – родничок и «папараць-кветка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: