Памятник Максиму Богдановичу

В 1981 г. напротив здания Государственного театра оперы и балета БССР в Минске (ныне Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь) воздвигнут памятник М. Богдановичу. В 2008 г. памятник перенесен ближе к улице, которая носит имя М. Богдановича. В бронзе воплощен образ поэта — романтика и лирика.

В 1998 г. в Щучине, на родине белорусской поэтессы-революционерки А. Пашкевич (Тётки), ей поставлен памятник.

В 2009 г. в День белорусской письменности в Сморгони был открыт памятник Ф. Богушевичу.

Живопись. Во второй половине XIX в. среди творческой интеллигенции возрастал интерес к истории и быту белорусского народа. В белорусской живописи преобладал художественный стиль реализм, представители которого стремились объективно отражать действительность.

Одним из наиболее известных живописцев Беларуси второй половины XIX в. был Казимир Альхимович. Его картина «Похороны Гедимина» получила мировую известность. Художник симпатизировал простому Казимир Альхимович. Погребение Гедымина

 народу. В ряде своих картин, таких как «Жатва», «Хата батрака», «Наем работников», Альхимович показал нелегкую судьбу и тяжелый труд крестьян. Художник создал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича.

Стремление отразить страницы истории проявилось в творчестве художника, пианиста и композитора Наполеона Орды. Он родился в Пинском уезде. Заочный приговор к смертной казни за участие в восстании 1830—1831 гг. вынудил его выехать во Францию. Получил художественное образование в Париже. Почти 25 лет Орда путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве, сделал около 1000 зарисовок мест, связанных с жизнью известных людей, и архитектурных памятников, в том числе Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире, Новогрудке, Нес-виже, Гродно, Лиде. Рисунки Н. Орды отличаются строгой документальностью и точностью.

 А. Горавский. Вечер в Минской губернии.

Мозаика над Царскими вратами главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г.

Одной из центральных тем белорусской живописи второй половины XIX — начала ХХ в. стал народ, его тяжелая судьба и работа. Жизнь белорусских крестьян отражена в творчестве Никодима Силивановича. Его картины «Дети во дворе», «Солдат с мальчиком», «Старый пастух» проникнуты теплотой и любовью к простому народу. Силиванович принимал участие в оформлении знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге. Вместе с петербургскими художниками белорусский живописец участвовал в создании мозаичного панно «Тайная вечеря» для главного иконостаса собора. За эту работу ему было присвоено звание академика.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. наиболее популярным жанром искусства стал пейзаж. Выдающимся пейзажистом того времени был Аполлинарий Горавский. Художник воспевал в своих произведениях красоту белорусской природы и народный быт. Картины «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и другие получили высокую оценку специалистов. Некоторые из произведений художника приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. Одной из лучших работ живописца стало полотно «Старуха молится», пользовавшееся большим успехом на выставках в России и за рубежом.

Яркой страницей в истории белорусской пейзажной живописи стало творчество Витольда Бялыницкого-Бирули. Каждая картина В. Бялыницкого-Бирули – размышление о бесконечно прекрасной родной природе. Художник с умилением воплощал образ весны, которой он посвятил около 200 своих полотен. Его картины пользовались неизменным успехом на международных выставках, их приобретали известные коллекционеры. Сам творец получил звание академика живописи.

«Над Витебском» Марк Шагал

Частную художественную школу создал в Витебске в конце XIX в. Юдель Пэн. Он отражал национальные черты еврейского быта, создал целую галерею образов людей из народа («Часовщик», «Старый портной», «Нищий» и др.). В школе Пэна занимался уроженец Витебска Марк Шагал, который позже эмигрировал во Францию, где приобрел мировую известность и стал одним из крупнейших художников ХХ в. М. Шагал посвятил своей родине немало картин. Среди них – «Я и деревня», «Скрипач», «Над Витебском». Будучи за границей, он писал про свой родной Витебск: «Как давно, мой город любимый, я не видел тебя, не слышал, не разговаривал с облаками твоими, не опирался на ограждения твои. Подобно грустному вечному путешественнику, дыхание твое я переносил с одного полотна на другое, все эти годы я обращался к тебе, ты чудился мне как во сне».

Вопросы и задания

· Начальные школы и среднее образование.

· Научное изучение этнографии и языка белорусского народа. Белорусский литература.

· Театр.

·  Живопись.

·  Дайте определения понятиям: белорусоведение, церковноприходские школы, учительские семинарии, белорусские вечеринки, Белорусский музыкально-драматический кружок, реализм.

· Кто такие: Павел Шейн, Иван Носович, Евдоким Романов, Митрофан Довнар-Запольский, Вацлав Ластовский, Франтишек Богушевич, Янка Лучина, Алоиза Пашкевич, Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Игнат Буйницкий, А. Бурбис, Казимир Альхимович, Наполеон Орда, Никодим Силиванович, Аполлинарий Горавский, Витольд Бялыницкий-Бируля, Юдель Пэн, Марк Шагал?

· Дайте объяснение датам: 1864 г., 1907 г., 1910 г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: