Тема: Самоуправляющийся город в Западной Европе XI–XVII вв

Занятие № 6

1. Исторический масштаб городского самоуправления.

Средневековые города возникали на земле феодала и поэтому неизбежно должны были ему подчиняться. Большинство горожан сначала составляли крестьяне, издавна жившие на этом месте, бежавшие от своих прежних господ или отпущенные ими на оброк. Нередко сначала они оказывались в личной зависимости от нового господина — сеньора города. В руках сеньора первоначально сосредоточивалась вся власть в городе. Феодал был заинтересован в возникновении городов на своей земле, так как городские промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.

Бывшие крестьяне, селившиеся в возникавших городах, приносили с собой из деревни обычаи и навыки существовавшего там общинного устройства, которые оказали заметное влияние на организацию городского самоуправления в средние века. Со временем она, однако, все больше принимала формы, соответствующие особенностям и потребностям самого городского общества.

Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городами и сеньорами, происходившей повсюду в Западной Европе в X—XIII вв. Горожане вели борьбу сначала за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, за торговые привилегии. Позднее она перерастала в политическую борьбу за городское самоуправление, которую в литературе принято называть «коммунальным движением». Исход этой борьбы определял степень независимости города по отношению к феодальному сеньору, его экономическое процветание и политический строй. Однако борьба городов с сеньорами велась не против феодального строя в целом, а за то, чтобы обеспечить существование и развитие городов в рамках этого строя.

Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно права самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооруженной борьбы.

 

2. Городские движения за самоуправление в XI–XIII вв.

Коммунальные движения протекали в различных странах Европы по-разному, в зависимости от условий их исторического развития, и приводили к различным результатам. В Северной и Средней Италии, а также в Южной Франции, где в IX—XII вв. не было сильной центральной власти, горожане добились независимости уже в эти столетия. Многие города Северной и Средней Италии — Венеция, Генуя, Флоренция, Сиена, Лукка, Равенна, Болонья, Милан и др.— уже в это время стали городами-государствами. Фактически самостоятельной городской республикой являлся славянский город Дубровник на Далматинском побережье Адриатики, хотя номинально он признавал верховную власть сначала Византии, затем Венеции, а с конца XIV в. — Венгрии.

Но некоторые даже весьма значительные и богатые города, особенно стоявшие на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью не могли добиться полного самоуправления. Они пользовались рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом иметь свои выборные органы городского самоуправления. Но эти органы действовали совместно с чиновником, назначаемым королем или иным сеньором (например, Париж, Орлеан, Бурж, Лоррис, Нант, Шартр и многие другие — во Франции; Лондон, Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер, Норидж, Йорк — в Англии). Эта форма городского самоуправления была характерна также для Ирландии,, Скандинавских стран, многих городов Германии и Венгрии. Привилегии и вольности, получаемые средневековыми городами, во многом были схожи с иммунитетными привилегиями, носили феодальный характер. Сами эти города составляли замкнутые корпорации» долгое время превыше всего ставившие местные городские интересы.

Многие, особенно мелкие, города, не обладавшие необходимыми силами и денежными средствами для борьбы со своими сеньорами, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации. Это, в частности, характерно для городов, принадлежавших духовным сеньорам, которые особенно тяжело угнетали своих горожан.

При всем различии результатов борьбы городов с их сеньорами в одном они совпадали. Все горожане добились личного освобождения от крепостной зависимости. В средневековой Европе установилось правило, согласно которому бежавший в город крепостной крестьянин, прожив там определенный срок (в Германии и Англии обычно один год и один день), также становился свободным. «Городской воздух делает свободным» — гласила средневековая пословица.

 

3. Союзы городов и масштабы рецепции их «материнского» права; политическое значение Любека и Ма­гдебурга.

Сходное положение в Германии занимали в XII—XIII вв. наиболее значительные из так называемых имперских городов — «вольные города». Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и др.). Они управлялись городским советом во главе с бургомистром, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить монету и т. д.

 Многие города Северной Франции — Амьен, Сен-Кантен, Нуай-он, Бовэ, Суассон, Лан и др., а также Фландрии — Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас — в результате упорной, часто вооруженной борьбы со своими феодальными сеньорами стали самоуправляющимися городами-коммунами. Они могли выбирать из своей среды городской совет, его главу — мэра — и других городских должностных лиц, имели собственный городской суд и городское военное ополчение, свои финансы и право самообложения. Города-коммуны освобождались от выполнения барщины и оброка в пользу сеньора и от других сеньориальных платежей. Взамен всех этих повинностей и платежей горожане ежегодно уплачивали сеньору определенную, сравнительно невысокую денежную ренту и в случае войны выставляли в помощь ему небольшой военный отряд. Города-коммуны нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам, жившим на окружающей город территории. С другой стороны, по отношению к своему сеньору города, сохранившие определенную зависимость от него, формально находились на положении его коллективного вассала.

 

4. Имперские и земские города; императорская опала городов; воз­действие абсолютизма и Тридцатилетней войны на статус городских общин.

В Германии в XII - XIII вв. появились так называемые имперские города - они формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Франкфурт - на Майне и др.). Они управлялись городскими советами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д.

5. Оформление хозяйственной и политической самостоятельности в городах; способы ее признания в системе феодального порядка; заповедная миля и юрисдикция.

XIV-XVI вв. - постепенная утрата городами завоеванных на первом этапе привилегий, а также обострение социально-политической борьбы внутри самих городов. В борьбе с феодалами города создали свое право, закреплявшее их статус и защищавшее права и интересы городского сословия. Городское право распространялось также на производство и торговлю. Таким образом, оно представляло совокупность норм, регулирующих отношения внутри городской общины, а также между городом и внешним миром.

Источниками городского права являлись местные обычаи, законы (хартии сеньоров, дарующие привилегии, статуты городских советов), решения городских судов, а также рецепированное римское право. Городское право складывалось постепенно по мере утверждения особых правил ремесленно-торговой деятельности и приспособления обычаев сельских общин к городской жизни. Предпосылкой оформления городского права в самостоятельную систему было получение хартий сеньоров - иммунитетных грамот, закреплявших права и вольности города. Положения хартий конкретизировались в постановлениях городских советов, которые содержали нормы гражданского и уголовного права и судопроизводства. Большую роль в развитии городского права сыграла судебная практика, которая стала обобщаться и записываться.

Городское право отличалось особенностями регулирования личных и имущественных отношений. Основополагающим принципом городского права стало закрепление статуса личной свободы горожан и пришлого населения (даже беглый крепостной после определенного срока (от 6 месяцев до 10 лет) проживания в городе без предъявления сеньором прав становился свободным). Со временем появились дополнительные возможности для свободы: взносы в пользу города, вступление в городскую корпорацию и т.д. Кроме личной свободы в статусе горожанина было право на свободное распоряжение имуществом, вступление в брак, подсудность городскому суду. Но фактическое равноправие зависело от принадлежности к сословию или корпорации.

 Основной формой собственности постепенно стала корпоративная движимая собственность, но существовало и городское землевладение,имевшее особый правовой режим. Держание по городскому праву не было обусловлено военной службой сеньору, практически могло свободно отчуждаться и передаваться по наследству. Однако держатель уплачивал сеньору ренту.

Развитие товарно-денежных отношений определило разработку обязательственного права и способствовало рецепции римского права. В городах с активной внешней торговлей с XII в. развивалось торговое право на основе морских обычаев. В т.н."морских судебниках" впервые появились такие нормы и институты как статус торговых домов, договоры страхования и перевозки, векселя, различные виды товариществ.

Городской строй, безопасность торговли защищались в городском праве самыми суровыми мерами: правило "цехового принуждения" (под угрозой изгнания и конфискации - вступление в корпорацию), правило "заповедной мили" (запрет производить конкурирующие виды продукции вблизи городской черты) и т.п. Посягательство на личность нередко каралось по принципу талиона, но публично от имени всей общины. В некоторых городах издавались специальные законы против дворянства, запрещавшие занимать определенные должности.

 Городское право стало наиболее разработанной системой средневекового права. Быстрый отход от ряда традиционных и наиболее архаичных норм права и процесса. Но по сути городское право оставалось феодальным и сохранило основные его черты как "права-привилегии" замкнутой сословной верхушки.

 

6. Корпоративный вассалитет города, его обязательства перед сеньорами; права епископа в Страсбурге.

Система западно-европейского вассалитета сформировалась в VIII—IX веках во Франкском королевстве и закрепилась, когда в IX веке франкский король Людовик Благочестивый повелел, чтобы каждый в королевстве был чьим-то «человеком». Система вассалитета состояла в иерархическом подчинении феодалов друг другу. Во главе всех феодалов в государстве был верховный сюзерен, обычно король, который мог в свою очередь считаться вассалом Папы римского или божьим вассалом. Он жаловал землю (феод, лен, фьеф) своим вассалам — герцогам и графам, а те в свою очередь жаловали ее баронам и далее бароны рыцарям. За это вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно 40 дней в году), защищать границы его владений, а также в случае поражения выкупать господина из плена. Сеньор был обязан защищать своего вассала от военного нападения.

Крупные феодалы (герцоги и графы) имели по отношению к королю довольно большие вольности. По иммунитетной грамоте они могли сами собирать на подвластных землях налоги, вершить суд и принимать иные решения вне зависимости от короля. Многие герцоги и графы могли чеканить свою монету.

Во многих странах континентальной Европы действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал», по которому непрямой вассал короля не был обязан ему подчиняться. Такая система способствовала увеличению феодальной раздробленности, и с введением практики иммедиатизации (установления прямой вассальной зависимости мелких рыцарей от короля), а затем с укреплением абсолютной монархии, это правило прекратило действовать. В Англии это правило не утвердилось, и король, как верховный собственник всей земли принимал присягу на верность от всех землевладельцев. Таким образом, как непосредственные вассалы короны (графы, бароны), так и подвассалы (средние и мелкие землевладельцы) было обязаны нести службу в пользу короля и подчиняться его постановлениям.

Отношения между сеньором и вассалом закреплялись принесением клятвы верности и совершением соответствующего ритуала (коммендация, позднее — оммаж), во время которого вассал вкладывал свои ладони в ладони сеньора, а тот передавал вассалу меч.

7. Символы и внешние признаки городского самоуправления.

8. Статус гражданина, права горожан-путников; изгнанники из городов; городские слуги и неимущие.

Правовой статус гражданина, выводимый из статуса городской общины, гарантировал ему следующие права: равный для всех суд согорожанами, равными по положению, запрет произвольных арестов, участие в городских ассамблеях (право голоса), возможность быть избранным в органы городского управления, право носить оружие.

9. Органы городской власти; утверждение и избрание должностных лиц; должностные права и обязанности бургомистров, бургграфов, консулов, мэров, подесты, префек­тов, ратманов, фогтов, шультгейсов, шеффенов, эшевенов и юстициария; должностная пригодность и ответственность.

Необходимость самостоятельно решать внутренние военные, административные и финансовые дела приводила коммуны к образованию учреждений самоуправления. Первоначально установилась выборность традиционных должностных лиц – консулов. Их было от 5 до 24 в разных городах, и выбирали их по разной системе сроком на год. Они командовали местной милицией-ополчением, контролировали рынки, правила ремесла и торговли, вершили суд. Иногда стал образовываться специальный городской суд. С усилением влияния внутри городов торгово-ремесленного населения и падением положения городского патрициата, собственнической аристократии в городах возросло значение народных собраний: городских, поквартальных, профессиональных; появились и представительства – городские советы.

В Германии представительные советы выросли из городских судов, которые ранее составляли совет общины при сеньоре, участвовавший по феодальным правилам в господском суде. В конце XII – начале XIII в. такие советы появились в Базеле, Страсбурге, Утрехте, Любеке. К XIII в. городской совет стал основным органом управления, взяв на себя выполнение всех прежних сеньориальных функций. Члены совета стали зваться городскими советниками (впервые такой чин зафиксирован в Любеке).

В одних городах советники назначались пожизненно, в других избирались на год (процедура избрания известна с XIII в.) особой коллегией выборщиков от профессиональных или территориальных объединений. Такой городской совет стал исторически первым органом городского самоуправления в новых условиях.

Позднее в городах появилась должность бургомистра (во Франции и Англии – мэры); Иногда он был как бы председателем городского совета. Иногда рядом с ним был особый председатель, а мэр-бургомистр играл роль старшего городского администратора. В малых городах (с населением до 1 – 2 тыс. граждан) существовали только советы.

С XV в. в городах Германии из городского совета стала выделяться особая управа (впервые во Франкфурте-на-Майне). Управа занялась определением своих должностных лиц: по контролю за рынками, мерами и весами, городским арсеналом, промыслами и т. д. Должности эти были почетными и неоплачиваемыми, но нередко их исполняющим предоставлялись льготы по налогам или другие привилегии. Должности были обременительными, тем более что уже с XIII в. сложился принцип обязательности общественного назначения («Никто из избранных коммуной лиц не вправе отказываться от избрания», – гласила одна из хартий). Это стимулировало закрепление должностей за городским патрициатом.

Полномочия советов и управ стали расширяться. В XIII в. в Германии императорскими конституциями и постановлениями райхстага они получили судебную власть в отношении города, а затем и городской округи. С XIV в. получили распространение собственные налоги на городские нужды. Одним из самых первых был налог на евреев за разрешение проживать им в городах (в Испании, в Германии). Городские советы стали заводить собственные печати, крупнейшие города – чеканить свою монету, устанавливать свой герб, утверждавшиеся императором.

Организация и полномочия городского управления фиксировались целостными правовыми актами. Иногда, например в Кельне, такие акты принимали вид внутригородской конституции (Союзная запись 1396 г.). Так стало формироваться целостное городское право. В XII – XIII вв. город в Германии стал особым субъектом права – по отношению к другим имперским или земским властям.

 

10. Иммунитеты городов; суд и подсудность по городским хартиям.

На волне расцвета городской жизни в XI – XIII вв. по всей Европе, когда города становятся центрами торговой и экономической жизни своих стран, горожане начали борьбу с феодальными сеньорами за свои права и самостоятельность. В результате сеньоры, чаще всего епископы и короли, предоставляли городам отдельные вольности и привилегии, закрепленные в особых хартиях (первые появились в начале XI в.). Более упорная борьба, иногда вооруженная, привела к тому, что многие города стали признаваться коммунами – самостоятельными общинами с особыми правами своих жителей и своей административной и судебной организацией.

С укреплением к Х – XI вв. феодальной государственности города в подавляющем большинстве подпадали под прямую власть сеньоров: епископов, герцогов, королей. Представительные органы и учреждения практически исчезли, а консулы (или другие должностные лица) превратились в официалов сеньора, хотя назначались главным образом из горожан. Воля сеньора определяла наличие (или отсутствие) особых прав, привилегий горожан, а главное – их подсудность.

11. Гильдии и правила торговли; мир для купцов и изъятия из него во Фландрии; правосудие по торговым делам.

Постепенно торговля стала приобретать корпоративный характер. Купцы в целях защиты своих интересов объединялись в гильдии со своими уставами и регламентацией.

Обычно купеческие гильдии специализировались на торговле одним или несколькими видами товаров. Как и цеховые объединения в ремесленном производстве, гильдии обеспечивали так называемым торговым домам (семейным купеческим компаниям) монополию на рынке. Позже купеческие гильдии стали претендовать и на политическое господство в городах, в общественной жизни которых они играли большую роль, влияя на деятельность муниципалитетов, финансируя военные походы феодалов, государственную колониальную политику.

Гораздо оживленнее в Средние века была внешняя торговля. Начиная с конца XI века, т.е. с эпохи Крестовых походов, большое развитие получила левантийская торговля3, которую вели итальянские, южнофранцузские и каталонские купцы. По Средиземному морю, Балканскому полуострову, через Малую Азию шли купеческие караваны на Ближний Восток, чтобы покупать там товары, привезенные арабскими купцами из Индии, Персии, Китая и других восточных стран. На целых четыре столетия купцы из Генуи, Венеции и других средиземноморских городов стали монопольными поставщиками восточных товаров в Европу.

 Левантийская торговля носила транзитный характер. Европейские купцы с большой выгодой для себя перекупали и везли в страны Европы разнообразные товары: пряности, оружие, порох, фарфор, стекло, бумагу, шелковые и хлопчатобумажные ткани, ковры, ювелирные изделия, парфюмерию, сушеные фрукты и многое другое. Именно благодаря левантийской торговле Европа в XI-XIII веках впервые стала потреблять товары, привезенные с Востока: рис, гречневую крупу, кукурузу, лимоны, арбузы, тростниковый сахар и др.

 Конечно, эта продукция носила потребительский характер и не имела производственного назначения. Она стоила очень дорого и была рассчитана прежде всего на королевские дворы и богатых феодалов. Но именно эта торговля расшатывала устои натурального хозяйства поместий - ведь стремление купить эти товары заставляло феодалов переводить крестьян на денежную ренту. Неудержимое желание европейцев покупать восточные товары влекло за собой значительный отток золота и серебра на Восток, что приводило к отрицательному сальдо торгового баланса в европейских странах, так как вывозить из Европы было практически нечего.

Постепенно в XIV-XV веках все большую роль в международной торговле стали играть страны Северной Европы, где купцы и ремесленники объединялись в специальные торгово-промышленные союзы, среди которых наиболее крупным был Ганзейский союз, основанный немецкими городами (см. гл. 2). Ганзейская торговля была направлена на закупку не предметов роскоши, преобладавших в левантийской торговле, а сырья для европейской промышленности: металлов, сукна, льна, пеньки, сала, воска, скота, хлеба, мехов, кожи, леса, рыбы и др.

 К середине XIV века Ганза объединяла до 100 городов, имела свои опорные точки (фактории) в странах Северной Европы, в Прибалтике и на Руси. В этих странах ганзейские купцы получали от государственных органов различные торговые привилегии, а также охрану. Важнейшими городами Ганзейского союза были Любек, Бремен, Гамбург, а фактории (подворья) располагались в Бергене, Новгороде Великом, Брюгге, Гданьске, Амстердаме, Лондоне, Риге и других городах. Большую роль в деле организации торговли играли Северное и Балтийское моря, а также реки, являвшиеся основными транспортными путями: Рейн, Эльба, Маас, Шельда, Сона, Рона, Луара, Темза, Одер, Висла, Неман, Западная Двина.

В Средние века стала развиваться особая форма торговли - ярмарки, проводившиеся в определенное время года в течение нескольких дней или недель обычно на торговых перекрестках, около монастырей во время больших религиозных праздников или после окончания полевых работ. На ярмарках велись крупные торги, сюда стремились приехать купцы из разных городов и стран, поскольку здесь не было уравнительной регламентации торговли, а действовал довольно льготный режим для всех участников. Правда, купцы должны были платить особые пошлины феодалам и монастырям, на чьих землях проходили ярмарки, но даже с учетом этих пошлин торговать на ярмарках было выгодно.

 Со временем сформировались особые правила торговли - ярмарочное право, в соответствии с которым регулировались отношения между торговцами разных стран и городов. Например, на ярмарках запрещалось отбирать товары за неуплаченные долги, преследовать купцов за нарушения, совершенные в других местах. Купцы не обязаны были отвечать за долги и преступления своих компаньонов или доказывать свою правоту в различных спорах путем поединков.

 В XII-XIII веках самыми популярными в Европе были ярмарки во французской провинции Шампань - в городах Провене, Ланьи, Баре и Труа, где крупные торги продолжались почти весь год. Чрезвычайная популярность этих ярмарок объяснялась тем, что данная провинция находилась на пересечении торговых путей, где соприкасались интересы левантийских и ганзейских купцов: итальянские купцы везли сюда экзотические товары с Востока, купцы из Фландрии и Брабанта - сукно, из Франции поступали вина, ткани, из Англии - металлы, шерсть, из Германии - лен, меха, металлические изделия и пр. Но в XV-XVI веках шампанские ярмарки стали терять свою привлекательность. Это объяснялось бесконечными войнами, например Столетней войной между Англией и Францией, а также изменениями экономической ситуации в Европе в связи с перемещением транспортных путей на моря и океаны в результате Великих географических открытий.

12. Внутригородское производство и самоуправление; его формы; цехи и братства; мастера и ученики, подмастерья и рабочие; договор об ученичест­ве; правила для ткачей и учеников в Париже; статус мастериц и учениц в Кельне.

В XI - XVII вв. в Европе, на основе товарного производства и процесса образования внутреннего рынка, повсеместное развитие получила внутренняя торговля, сосредоточенная главным образом в руках купечества (вся оптовая и часть розничной торговли).

Средневековые цехи - "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей".

Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.

Единицей цеха был его полнолравный член - мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками - учениками и подмастерьями - со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.

Производящий коллектив мастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, а делалось в мастерской целиком. Но в "традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через коллектив. Позтому в большинстве городских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи".

Цехи делились по профессиям, причём разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно.

Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса.

Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang - цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье - мастером.

Средневековый цех - сообщество не производителей, а людей. Поэтому важная задача цеха - регулирование не только производственных, но и человеческих отношений. "Слово "цех" происходит немецкого "Zeche" - пирушка, т.е. производное от понятия "пир"; таково же происхождение слова " гильдия", которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко, общности ремесленников. В средневековом смысле слово "пир" - не частое развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления".

Цехи - не везде, но там, где они добились официального положения в коммунах, - являлись единицами городского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха - обеспечение пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных.

Цех жестко регламентировал производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала.

Пересекалось производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость в продукции, и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебной инстанцией.

Касса цеха, в которую ремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Принудительное равенство внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи - например, ювелиры - были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

Практически любое явление времен средневековья - государство и сословия, болезни и стихийные бедствия, грехи и добродетели - имели своих святых, "ответственных" за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имели и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись в околоцеховые организации - братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому - покровителю ремесла. Цех являлся, таким образом, также своеобразной культовой организацией.

Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Он выступал как отдельная боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок, которые выносили во время праздничных шествий и битв.

Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четко определяют правила поведения на таких пирушках).

Вся жизнь средневекового цехового ремесленника - социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная - проходила в рамках цехового

В ремесленных центрах возникает, помимо влиятельного слоя цеховых мастеров, новая для средневековья общественная группировка - постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда - подмастерье. В средневековых городах Фландрии и Италии ученики и подмастерья составляли самый бесправный и нищий слой населения, изнуренный неумеренным трудом, голодовками и постоянными болезнями. Подмастерья крупных ремесленных центров Фландрии обитали в жалких хижинах, которые сдавались им сроком на неделю. У них не было иной собственности, кроме надетого на себя платья. В понедельник утром они толпились на площадях вокруг церквей, с беспокойством ожидая возможных нанимателей. Если работы не предлагалось, им приходилось перебираться в другие города в поисках скудного заработка. Ученики и подмастерья, таким образом, находились в положении угнетаемых. Первоначально это было связано с тем, что обучение средневековому ремеслу, которое происходило путем прямой передачи навыков, оставалось длительным. В разных ремеслах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 10-12 лет. В этих условиях мастер мог долго и с выгодой пользоваться бесплатным трудом своего уже достаточно квалифицированного ученика.

 

При найме ученика между мастером и отцом ученика, а также самим учеником обычно составлялся договор.

В положении подмастерьев сначала сильны были черты "семейной" эксплуатации. Статус подмастерья оставался временным, сам он питался и жил в доме мастера, а женитьба на хозяйской дочери могла увенчать его карьеру. И все-таки "семейные" черты оказывались второстепенными. Главное, что определяло общественное положение подмастерья и его отношения с хозяином, состояло в заработной плате. Именно наемная сторона статуса подмастерья, его бытие в качестве наемного работника имели будущее.

Цеховые мастера все сильнее эксплуатировали подмастерьев. Продолжительность их рабочего дня была обычно очень велика - 14-16, а иногда и 18 часов. Судил подмастерьев цеховой суд, т.е., опять-таки, мастера. Цехи контролировали быт подмастерьев и учеников, их времяпрепровождение, траты, знакомства. Страсбургский "Регламент о наемных работниках" в 1465 г., ставящий на одну доску подмастерьев и домашних слуг, предписывает им возвращаться домой не позднее 9 часов вечера зимой и 10 часов - летом, запрещает посещать питейные дома, носить оружие в городе, одеваться всем в одинаковое платье и носить одинаковые отличительные знаки. Последний запрет был порождён страхом перед заговором подмастерьев.

В XIV - XV вв., когда в передовых странах начался упадок и разложение цехового ремесла, эксплуатация подмастерьев и учеников приобрела постоянный характер. В начальный период существования цеховой системы ученик, пройдя стаж ученичества и став подмастерьем, а затем проработав некоторое время у мастера и накопив небольшую сумму денег, мог стать мастером. Теперь же доступ ученикам и подмастерьям к этому статус фактически закрывается. Началось так называемое замыкание цехов. Чтобы получить звание мастера, кроме свидетельств об обучении и личной характеристики, требовалось уплатить крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить образцовую работу ("шедевр"), устроить богатое угощение для членов цеха и т.д. Лишь близкие родственники мастера могли беспрепятственно вступить в цех. Большинство же подмастерьев превращались в "вечных", т.е., по сути дела, в наемных рабочих.

В XIV - XV вв. в западноевропейских городах возникает особый слой "вечных" подмастерьев: цеховые уставы тех лет знают таковых женатыми, живущих отдельным домом, что противоречило прежним цеховым порядкам, но сделалось к тому времени необходимостью.

Ученики и подмастерья составляли самую организованную и квалифицированную часть довольно широкого в городах XIV-XV вв. слоя наемных работников. В его состав входили также внецеховые поденщики и работники, ряды которых постоянно пополнялись приходившими в города крестьянами, потерявшими землю, а также обедневшими ремесленниками, все еще сохранявшими свои мастерские. Этот слой составил уже элемент предпролитариата, который полностью сформировался позднее, в период широкого и повсеместного развития мануфактуры. Для защиты своих интересов они создавали особые организации - братства, компаньонажи, которые являлись союзами взаимопомощи и борьбы с мастерами. Подмастерья платили вступительный взнос, а затем уплачивали регулярные взносы в определённые сроки. Эти деньги расходовались преимущественно на похороны или пособия заболевшим членам братства, поскольку средневековые цехи не знали обязанности мастеров оплачивать болезнь или увечье подмастерья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: