Тема 2.2 Переработка контейнеров

Контейнеры предназначены для перевозки грузов без тары в первичной или облегченной упаковке железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом. Грузы загружают в контейнеры у отправителя, а выгружают у получателя. Все перегрузочные операции с контейнерами выполняются механизированным способом. Хранятся контейнеры с ценным грузом на открытых площадках, что значительно снижает расходы на строительство крытых ангарных складов.

Контейнерная система перевозок позволяет более чем в 2 раза снизить себестоимость грузовых операций, сократить расходы на тару, в 4–5 раз повысить производительность труда, обеспечить условия для комплексной механизации и автоматизации перегрузочных операций.

Грузовой контейнер (container – англ. «вместилище», «сосуд») представляет собой стандартную емкость для бестарной перевозки грузов разными видами транспорта и одновременно является тарой, местом хранения груза и единицей транспортного оборудования многократного использования.

Все грузовые контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритным размерам, присоединительным размерам, конструкции устройств для крепления их на подвижном составе железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять смешанные перевозки разными видами транспорта, реализуя известный в логистике принцип ォот двери до двериサ (door – to – door) с минимальными затратами времени и средств.

Все грузовые контейнеры подразделяются:

– на универсальные;

– специализированные.

Универсальные контейнеры – это грузовые контейнеры, не использующиеся для перевозки воздушным транспортом и не предназначенные для перевозки особых видов грузов (сыпучих, жидкостей и газов, требующих регулируемого температурного режима).

Универсальные контейнеры в зависимости от величины, массы брутто и конструкции подъемных строповочных устройств делятся три типа: крупнотоннажные – массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами; среднетоннажные – массой брутто от 2,5 до 10 т с рымными узлами; малотоннажные – массой брутто менее 2,5 т с рымными узлами. На железных дорогах стран СНГ, в том числе в смешанном железнодорожно-водном сообщении, чаще всего используются контейнеры среднетоннажные грузоподъемностью брутто 3,0 и 5,0 т.

Среди универсальных крупнотоннажных контейнеров общего назначения наибольшее распространение получили:

– 20-футовые стандартные контейнеры;

– 40-футовые стандартные контейнеры;

– 40-футовые контейнеры увеличенной высоты и вместимости.

В странах СНГ чаще всего используется 20-тонный контейнер типа 1С.

Специализированные контейнеры служат для перевозки и временного хранения грузов ограниченной номенклатуры или отдельных видов – сыпучих, жидких, скоропортящихся или чувствительных к температуре, опасных. Помимо прочего, эта группа подразделяется и по соответствующим физико-механическим и прочностным характеристикам контейнера, например, по типу материала, из которого он изготовлен, способности поддерживать заданную температуру в определенных условиях, испытательному давлению и т. д. Специализированные контейнеры для нескольких однородных по своим свойствам грузов и одинаковым условиям транспортировки называют групповыми.

По конструкции специализированные контейнеры делятся на три типа: жесткие, мягкие и комбинированные. Специализированные контейнеры жесткой конструкции изготавливают из деревянных и металлических или только металлических элементов (сталь, алюминий). В последние годы все более широко используют мягкие (эластичные) контейнеры, преимуществами которых являются компактность при перевозке в порожнем состоянии, меньший коэффициент тары, чем у контейнеров из алюминия, и простота исполнения.

Изотермический контейнер – это контейнер с изолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые ограничивают теплообмен между внутренним пространством контейнера и внешней средой. Термоизолированным называется изотермический контейнер, использующийся без холодильных и/или отопительных установок.

Рефрижераторный контейнер с восполняемым хладагентом представляет собой изотермический контейнер, имеющий в качестве хладагента сухой лед (с регулируемой или нерегулируемой возгонкой) или сжиженные газы (с регулируемым или нерегулируемым испарением). Такой контейнер не требует наружного источника энергии или подачи горючего. Рефрижераторный контейнер не требует наружного источника энергии или подачи горючего. Рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением или отоплением оснащают холодильной установкой (механический компрессор, абсорбционная установка и т. п.) или обогревательным устройством.

Контейнер-цистерна, или танк-контейнер, включает в себя два основных элемента – цистерну (или цистерны) и каркас (рамные элементы). За рубежом контейнеры-цистерны (танк-контейнеры) выпускают и испытывают под надзором Регистра Ллойд, что подтверждается соответствующим сертификатом, оформляемым на каждую цистерну. Для перевозки пищевых продуктов (подсолнечное масло, патока, этиловый спирт и др.) изготавливают цистерны с повышенными требованиями к обработке внутренней поверхности, оснащенные специальной сливно-наливной арматурой.

Контейнер для сыпучих грузов представляет собой универсальный контейнер с верхними загрузочными и разгрузочными люками и служит для перевозки сыпучих грузов.

По железной дороге среднетоннажные контейнеры перевозят в универсальных полувагонах и платформах, крупнотоннажные – на длиннобазных платформах-контейнеровозах и иногда на универсальных платформах.

Контейнерные пункты, терминалы, выполняющие операции по погрузке, выгрузке и хранению контейнеров, представляют собой открытые площадки. Покрытие площадок может быть асфальтовым и асфальтобетонным.

При перегрузке контейнеров применяются козловые, мостовые, стреловые краны; крупногабаритные автопогрузчики фронтальные (с грузоподъемной рамой, стрелой), боковые; контейнеровозы; контейнеровозы-штабелеры. Загрузка, выгрузка грузов в контейнеры выполняется малогабаритными автопогрузчиками, тележками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: