Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о значительной роли фикций в правовом регулировании. Оно в своем составе имеет целый комплекс юридических фикций, которые для качественного исследования необходимо свести в систему, классифицировать и т.д.
Современное состояние общества обусловливает рассмотрение фикций не только в системе права, а призывает усматривать весь спектр фикций, имеющих отношение и к правоприменительной деятельности.
Необходимо выяснить, что же входит в систему юридических фикций. Поскольку любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, то в дальнейшем речь пойдет в контексте рассмотрения системы фикций сквозь призму их классификации.
По мнению О.А. Курсовой, нормотворческие фикции можно классифицировать по следующим основаниям:
1. В зависимости от принадлежности к отраслям материальным и процессуальным. Фикции материальных отраслей права в основном служат целям преодоления состояния неопределенности, тогда как фикции процессуальных отраслей, кроме того, выполняют некоторые другие функции, отражающие специфику именно процессуальной отрасли (например, преодоление процессуальной недисциплинированности участников судопроизводства).
|
|
2. По отраслям права. Фикции, применяющиеся в различных отраслях, несомненно, обладают своей спецификой, обусловленной спецификой самой отрасли права.
3. По источнику:
конституционные фикции;
фикции, содержащиеся в законах;
фикции подзаконных актов (в том числе ведомственных и локальных).
4. По способу выражения фикции могут быть сформулированы в виде суждений (отрицательных или утвердительных), а также в виде неопровержимых предположений*(551).
На наш взгляд, такая классификация не совсем корректна. Например, первый и второй критерии можно объединить в один - по отраслям права.
Адекватно, на наш взгляд, суть юридических фикций отражена в классификации, предложенной К.К. Панько. Он, в частности, выделяет следующие их группы*(552):
1) традиционные фикции, предусмотренные действующим законодательством и изучаемые правовой наукой (например, институт снятия или погашения судимости);
2) фикции в праве при противоречии законов друг другу;
3) любые фикции, в том числе и не включенные в систему действующего законодательства, исследуемые методами права. В данном случае реализуется инструментальная роль правовой науки.
Первая группа фикций связана с противоречиями между нормой права, правосознанием, правонарушением и реальной действительностью. Они рассматриваются именно как прием юридической техники, используемый в праве. Феномен, который заложен в традиционной фикции, является наиболее приемлемым. Он формировался на протяжении тысячелетий, объективирован в правовых нормах, призванных усовершенствовать правовые отношения в соответствии с развитием общества, не ломая при этом систему устоявшихся понятий и правовых норм.
|
|
Вторая группа фикций имеет социальное основание: либо ошибочное отражение в законе проблемной ситуации, нуждающейся в правовом регулировании, либо несоответствие целей закона и нормативно закрепленных средств их осуществления. Однако необходимо отметить, что существование этого вида фикций в праве, особенно в правоприменении, крайне опасно, так как они способны разорвать в представлении людей связь времен и тем самым лишить их возможности осознанного выбора достойных человека приоритетных целей и, что не менее важно, адекватных этим целям средств их достижения*(553).
Далее К.К. Панько предлагает эту группу фикций условно подразделить на следующие три подгруппы:
2а) объективные и закрытые для субъективных коррекций, когда требуется вмешательство законодателя;
2б) объективные, но открытые для коррекции (например, приведение в соответствие закону подзаконного акта, предписания, инструкции);
2в) имеющие в своей основе произвол властных структур*(554).
Данная группа фикций способствует искажению оценки преемственности развития законодательства и может привести к тому, что созданное предшествующими поколениями отвергается без аргументов либо игнорируется.
Третья группа фикций диагностического направления весьма значима для легализации и правовой квалификации отношений, связанных с многоукладным характером формирующейся экономики страны, изменениями политической системы и политического устройства общества и роли личности, человека в системе. Исследование этого вида политико-правовых, экономико-правовых, национально-правовых фикций важно для формирования основ и всех атрибутов правового государства*(555).
Вышеприведенная система фикций, подразделение их в рамках этой системы на группы позволяет выявить все многообразие указанных категорий и охарактеризовать такую их особенность, как принадлежность к механизму регулирования общественных отношений практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Однако следует отметить, что помимо указанной классификации фикции в общем смысле данного понятия целесообразно произвести подразделение фикций по степени соответствия между общественными отношениями как содержанием и правом как формой их опосредования. По данному критерию выделяются:
1) фикции - антипод закона, которые условно можно обозначить как негативные;
2) фикции, имманентные закону, которые можно условно назвать позитивными.
Относительно первого вида фикций необходимо отметить, что их сущность заключается в искажении содержания закона, выразившемся в отсутствии социальных связей между поведением субъекта и требованием закона, между индивидуальными притязаниями субъекта и общественно необходимыми требованиями правовых норм. Эта сторона понятия юридической фикции совершенно не разработана в правовой науке. Все современные авторы рассматривают юридическую фикцию как прием законодательной техники. В.К. Бабаев указывал: "...В советском социалистическом праве находят применение фикции, но только как технико-юридический прием"*(556). Словесный оборот "но только" свидетельствует о том, что автор подразумевал и иное значение правовой фикции, разработка которой в тот период была под запретом*(557), но в существовании которой автор, очевидно, не сомневался. Речь идет о фикции - антиподе закона, которая находится вне сферы внимания ученых и практиков, хотя ее аспекты требуют всестороннего изучения, так как в реальной жизни данное понятие встречается и употребляется чаще, нежели понятие фикции - приема законодательной техники*(558). Значение фикции - антипода закона состоит в том, что она выявляет противоречия или степень несоответствия между общественными отношениями и правом. Когда право становится фикцией, тормозит поступательное движение общественных отношений, в систему права вносятся изменения или дополнения и происходит обновление правовой системы.
|
|
Что касается второго вида юридических фикций, то необходимо отметить их большое значение в рациональном регулировании общественных отношений.
Они вносят в правовое регулирование достаточную устойчивость; способствуют охране прав граждан; делают систему права более простой и экономичной; способствуют стабильности правопорядка; вносят качественную определенность в правовые институты*(559).
Как видим, правовая наука выработала несколько позиций в понимании фикций: фикция имманентна закону, когда она используется как прием законодательной практики; является неизбежной, так как отражает внутренние свойства, присущие правовым нормам; фикция как антипод закона - категория социально-психологическая, политико-идеологическая и правовая, сущность которой состоит в отчуждении закона от интересов общества. Таковы типичные интерпретации фикций, выработанные предшествующей философско-правовой традицией.
Фикции в процессе реализации права могут быть по отношению к праву и противоправными. В целом это негативные явления, противоречащие основам правопорядка и нравственности, порождаемые такими отрицательными факторами, как правовой нигилизм, несовершенство законодательства и т.д. Фикции такого рода выступают в виде отдельных фактов - актов, поступков (например, фиктивное банкротство, лжесвидетельство, фиктивная сделка и т.п.) или фиктивных состояний. Н.Н. Тарусина к таким состояниям, например, относит фиктивный брак, фиктивное расторжение брака, фиктивное разделение общего имущества супругов*(560).
|
|
Таким образом, фикции "бытуют" на всех уровнях существования права, влияют друг на друга, порождают друг друга. В самом обширном смысле фикция может быть определена как проявление не сущего, ложного. Под это широкое понятие подпадает любая фикция*(561). И, как отмечалось выше, специфика правовой фикции состоит в том, что предписание, сформулированное при помощи такого приема, закрепляется в правовой норме и охраняется правом.