double arrow

Хайдеггер в сопоставлении с западными мыслителями. Хайдеггер – экзистенциалист

Евгений Алексеевич Торчинов, Михаил Яковлевич Корнеев

Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур

 

 http://anthropology.ru

«Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур»: Санкт‑Петербургское философское общество; СПб.; 2001

ISBN 5‑93597‑007‑4

 

Аннотация

 

Коллективная монография представляет первую в отечественной историко‑философской мысли попытку прочтения М. Хайдеггера в диалоге и сравнении с философскими традициями Востока.

Для всех интересующихся философской мыслью Запада и Востока и компративистикой.

 

Михаил Яковлевич Корнеев

Евгений Алексеевич Торчинов

Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур

 

Часть первая

Философия Мартина Хайдеггера в ее «открытости» к восточной философии

 

Раздел первый

Введение в хайдеггеровскую философию

 

Глава 1

Творчество Мартина Хайдеггера в зарубежной сравнительной философии

(М.Я. Корнеев)

 

Хайдеггер в сопоставлении с западными мыслителями. Хайдеггер – экзистенциалист

 

Исследованию творчества Хайдеггера еще при его жизни было посвящено немало книг, статей, многие из которых писались в контексте сравнительной философии. И, как правило, он рассматривался как экзистенциалистский мыслитель. Приведем несколько названий монографий и сборников, вышедших в 50‑е – начале 70‑х гг. Например, в книге Блэкхема Г.Дж. «Шесть экзистенциалистов (Кьеркегор, Ницше, Ясперс, Марсель, Хайдеггер, Сартр)»[1], не только Хайдеггер, но и Кьеркегор и что еще более удивительно – Ницше. Их рассмотрение идет в плане понимания ими категории «экзистенция» и других экзистенциалов. Но известно, что сам Хайдеггер никогда не считал себя экзистенциалистом. В работе Мориса Корвеза «Философия Хайдеггера»[2] уже была предпринята попытка представить его и как экзистенциалиста и как представителя феноменологической философии. Сходную мысль можно обнаружить и в книге Томаса Лэнгема «Значение Хайдеггера. Критическое изучение экзистенциалистской феноменологии»[3]. И хотя в названиях последних двух работ имя Хайдеггера не сопрягается с именами других современных западных философов, но в самом содержании исследование ведется в компаративистском духе. И несмотря на то, что мы ограничили себя анализом отражения творчества Хайдеггера в зарубежной сравнительной философии, все же упомянем, что в нашей стране в 50‑e – 70‑е гг. Хайдеггер рассматривался в контексте экзистенциализма.

Схожая ситуация была как в восточной философской литературе, так и латиноамериканской. К обзору последней мы вернемся в конце нашего очерка, а что касается восточных восприятий творчества Хайдеггера в духе сравнительной философии, то следует для начала упомянуть прежде всего работу индийского философа Гуру Датта, который в 1960 г. выпустил книгу «Экзистенциализм и индийская мысль»[4], в ней Хайдеггер фигурирует в качестве экзистенциалиста наряду с Кьеркегором (и даже с Паскалем), Ясперсом, Сартром, в определенной мере с Мунье. Один из известных японских экзистенциалистов Танабэ Хадзиме в своей книге «Онтология жизни или диалектика смерти» (1962) писал, что Хайдеггер, чьи лекции он слушал в 1922–23 гг. в Германии, объяснил ему дорогу в философию – дорогу в экзистенциализм[5]. Нет нужды перечислять другие работы западных и незападных авторов, в которых Хайдеггер представлен экзистенциалистом в той или иной степени. Возможно, стоит упомянуть лишь имя известного арабского философа абд‑ар Рахмана Бадави, автора нескольких[6] монографий об экзистенциализме (40–50‑е гг.), который рассматривал Хайдеггера в ряду других западных экзистенциалистов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: