Перечень методов определяется особенностями объекта исследования

Пример систематизации методов исследования представлен ниже:

Методы исследования, представленные в работе, общенаучные, включающие в себя анализ и синтез, сочетание абстрактного и конкретного, верификации и экстраполяции, эвристической симуляции, аккумулятивный метод, а также методы статистического и графического анализов и др.

 

В конце введения должны быть представлены положения теоретической и практической значимости, отражающие вклад исследователя в изучение конкретной проблемы.

 

Пример написания положений теоретической и практической значимости представлен ниже:

Практическая значимость работы определяется тем, что в исследовании в структурированном виде представлена логика научного исследования актуальной проблемы, что способствовало систематизации знаний по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Основные теоретические и методологические положения, разработанные в исследовании, могут быть использованы в учебном процессе при подготовке научных публикаций совместно с научным руководителем.

Введение заканчивается общим стандартным предложением.

Приступим к последовательному изложению.

Введение отражает логику проведенного исследования и позволяет оценить степень проработанности исследования. Объем введения – 1,5–2 страницы.

 

Основной текст

Основной текст разделён на разделы. Если текст достаточно объёмный, то дополнительно раздел делится на подразделы (параграфы). Раздел можно заканчивать выводами, хотя для реферата это не является обязательным требованием. Разделы реферата нумеруются. Точка после номера не ставится. Номер подраздела реферата включает номер соответствующего раздела, отделяемый от собственного номера точкой, например: «1.3». Заголовки не должны иметь переносов и подчеркиваний, но допускается выделять их полужирным шрифтом или курсивом.

Если реферат маленький (общий объем – 8-10 стр.), то его можно не разбивать на разделы, а просто указывается «Основная часть», которая выступает в качестве заголовка единственного раздела. Однако все-таки предпочтительнее, чтобы текст был разбит на разделы, обычно в реферате 2 раздела. Каждый новый раздел начинается с новой страницы. На основную часть реферата приходится 6-12 страниц.

Заключение

В заключении формируются выводы, а также предлагаются пути дальнейшего изучения темы. Здесь необходимо указать, почему важны и актуальны рассматриваемые в реферате вопросы. В заключении должны быть представлены ответы на поставленные во введении задачи, сформулирован общий вывод и дано заключение о достижении цели реферата. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.

Список литературы

При составлении списка литературы следует придерживаться общепринятых стандартов. Список литературы у реферата – 10-12 позиций. Работы, указанные в списке литературы, должны быть относительно новыми, выпущенными за последние 3-5 лет. Более старые источники можно использовать лишь при условии их уникальности.

Приложения должны нумероваться арабскими цифрами. В правом верхнем углу указывают: «Приложение 1», а с новой строки – название приложения.

Графические элементы

Реферат содержит таблицы, схемы, и рисунки, которые располагаются сразу после ссылки на них в тексте. Все графические элементы необходимо анонсировать в тексте.

Все иллюстрации – фотографии, эскизы, графики, карты и т.п. – называют рисунками в реферате располагается «по центру страницы». Они должны иметь названия и последовательную нумерацию арабскими числами.

Номер и название таблицы располагается «по левому краю»

Нумерация таблиц, схем и рисунков используется даже в тех случаях, если таблица (схема, рисунок) всего одна. Нумерация ведется отдельно для таблиц, схем и рисунков.

Сокращения и аббревиатуры используются в реферате только после приведения наименования (названия) в полном виде, сразу же, как только они впервые появляются в статье. Они должны оставаться неизменными на протяжении всей статьи. Сокращения и аббревиатуры недопустимы в графических материалах статьи. Следует использовать общепринятые и устойчивые сокращения единиц, наименований и проч.

Ссылки

Ссылки в реферате, как и в других студенческих работах (курсовых и дипломах), можно делать двумя способами: (1) сноска размещается внизу страницы или ссылка в тексте на список использованной литературы [2, c.34-35]. Постраничные сноски не должны быть изобилующими.

Аннотация

Аннотация обязательна для всех рефератов и статей. Она должна отражать:

· предмет, тему, цель работы;

· метод или методологию проведения работы;

· результаты работы;

· область применения результатов;

· выводы.

Аннотация должна составлять 100–250 слов (но не более 250). В аннотации недопустимы несущественные сокращения (собственного изготовления, в особенности), любые формулы, ссылки на источники в списке литературы.

Ключевые слова 7-10слов, по которым можно определить предметную область исследования в реферате.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

1. Основные этапы развития мировой экономики (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

2. Характеристика субъектов мировой экономики (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

3. Динамика экономической взаимозависимости субъектов мирового хозяйства

4. Теория и практика свободной и ограничительной международной торговли

5. Инструменты торговой политики и практика их применения в отечественной и зарубежной практике

6. Международное разделение труда – фактор интеграции национальных образований в мировое хозяйство (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

7. Региональные рынки современного мирового хозяйства (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

8. Характеристика процесса вступления и участия России в ВТО (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

9. Сущность и составляющие современного процесса глобализации экономики (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

10. Экономическая интеграция развивающихся стран (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

11. Исследование региональной экономической интеграции по отечественным и зарубежным источникам информации

12. Концепции регулирования платежного баланса и валютного курс.

13. Вывоз капитала: прямые и портфельные инвестиции

14. Оценка инвестиционного климата в России по отечественным и зарубежным источникам информации

15.  Этапы и формы привлечения иностранного капитала в российскую экономику

16. Транснациональные корпорации в мировой экономике (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

17. Ценообразование в сфере международного бизнеса (по материалам отечественных и зарубежных источников информации)

18. Деофшоризация: сущность, методы осуществления в отечественной и зарубежной практике.

19.  Организация контроля за деятельностью контролируемых иностранных компаний в России

20. Сравнительная характеристика деятельности международных экономических и финансовых организаций по отечественным и зарубежным источникам информации

21. Анализ проблем внешнеторговой деятельности российских предприятий по отечественным и зарубежным источникам информации

22. Международный маркетинг: реклама и продвижение товаров на рынке

23. Международный менеджмент: основные принципы, политика в области выпуска продукции

24. Оценка эффективности механизма валютных интервенций в отечественной и зарубежной практике

25. Пути достижения конвертируемости валюты в России (в развивающихся странах)

26. Проблемы взаимных расчетов стран Евразийского экономического союза

27. Анализ практики форм международных расчетов по отечественным и зарубежным источникам

28. Анализ платежного баланса страны по отечественным и зарубежным источникам

29. Экономическая безопасность России: сущность, условия обеспечения

30. Оценка состояния современной мировой хозяйственной конъюнктуры по иностранным источникам информации

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ТЕКСТА В РЕФЕРАТЕ

Существуют определенныеправила изложения текста, стиль которого должен быть научным и точным:

1. Работа должна быть написана простым, ясным языком. Основные положения необходимо четко формулировать и выделять в тексте. Также необходимо следить за тем, чтобы не было повторов и соблюдалась логика изложения проблемы.

2. При изложении текста целесообразно придерживаться следующей логики: постановка проблемы, анализ состояния проблемы, обобщение. Не допускается только пересказывание прочитанной литературы, необходима творческая аналитическая работа.

3. В тексте необходимо соблюдать единство терминологии, так как обозначение одного и того же понятия различными терминами может вызвать различные представления о значении этих терминов.

4. При использовании новых или редко употребляемых в литературе терминов значение этих терминов следует объяснять при первом их упоминании.

5. Формулы необходимо снабжать перечнем буквенных обозначений с их расшифровкой и указанием размерности. Перечень необходимо писать в виде колонки, причем символ надо отделять от его расшифровки знаком тире.

6. Все заимствования, цитаты, статистические данные обязательно должны иметь ссылки на источники информации, откуда они взяты. Оформление ссылок допускается в одном из вариантов:

- сноски постраничные;

- отсылки к списку литературы.

Запрещается ссылка на издания, не опубликованные в печати.

7. Необходимо соблюдать единообразие построения примеров, графиков, таблиц.

8. При изложении следует избегать местоимений «я», «мы», ибо в научной литературе принято писать от третьего лица («по мнению автора», или безлично – «как представляется»). Необходимо избегать выражений «в прошлом году», «в настоящее время», а точно указывать год, период и т.д.

9. В заключении научного исследования подводится итог проделанной работы: на основе результатов проведенного анализа делаются выводы, обобщения, практические рекомендации, авторские соображения о перспективах изучения данной проблемы. Выводы и предложения формулируются тезисно, отражая главные моменты

10. Завершается работа оформлением списка использованной литературы и приложениями (если они имеются). В списке использованной литературы включаются все источники, на которые есть сноски и ссылки в тексте. Произведения располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или первым словам заглавий книг и статей, если автор не указан; авторов-однофамильцев указывают в алфавитном порядке по их инициалам. Труды одного автора располагают в алфавитном порядке его работ.

Допускается также расположение литературы в списке по порядку упоминания в тексте.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ РЕФЕРАТА

 

Научно изучать – значит начинать исследовательский процесс с установления фактов и закономерностей.

Эмпирический сбор, накопление, первичная обработка данных опыта (фиксация фактов).

Объяснение, интерпретация фактов – дело теории.

Периоды исследования: краткосрочный (2-3 года), среднесрочный (10-15 лет), долгосрочный (30-50 лет).

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура– сложившееся положение в какой-либо области.

Парадигма – понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания.

Гипотезы - научные предположения о закономерностях, если гипотеза может быть математически доказана, то ее называют теоремой

Теории– наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни

Построение гипотезы для объяснения каких-либо явлений (предположение). Формулируя гипотезу, автор строит предположения о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели.

Занимаясь исследованием, автор постоянно ставит перед собой вопросы: в каком направлении двигаться, что надо предпринять, что нужно изменить и как это сделать, т.е. каждый раз он выдвигает те или иные предположения, подтверждая или опровергая их. Таким образом, идет постоянная работа с целой системой гипотез, только они не формулируются в письменном виде. Научное предположение заставляет активно, целеустремленно исследовать различные явления с тем, чтобы обнаружить данные, подтверждающие или опровергающие его.

В своем развитии гипотеза проходит три стадии:

1. накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения.

2. Формирование гипотезы, т.е. выявление следствий из сделанного предположения, развертывание на его основе целой предположительной теории.

3. Проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы на основе результатов такой проверки.

Порядок действий для построения гипотезы следующий:

1. Выделить группу явлений, причину существования которых пока невозможно объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования.

2. Детально изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена. В процессе этого изучения выяснить все связанные с этими явлениями обстоятельства (предшествующие явления, сопутствующие явления, последующие явления и т.д.)

3. Сформулировать научное предположение (т.е. саму гипотезу) о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных предметов.

4. Определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже в действительности найдена.

5. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности. Когда выведенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной.

Сформулированная цель и гипотеза работы логически определяют ее задачи.

Методологические основы исследования – те концепции и теории,

которые легли в основу исследования.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие групп:

1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2. методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3. методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Метод допущения «при прочих равных условиях» (лат. — ceteris paribus),он подразумевает, что при изменении рассматриваемых переменных остальные переменные остаются неизменными

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез)

Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков — графиков, диаграмм, схем.

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в те: случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете) сложной системой уравнений.

Эвристические методы предполагают использование приема постановки и решения проблемных вопросов, для проведения анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических и политических процессах и явлениях, для выявления тенденций изменения социально-экономических показателей. Принято выделить следующие приемы постановки вопросов: акцентуация, трансляция, реверсия, индукция, а также варьирование либо объектом, либо средой.

Подход к исследованию должен быть системным, комплексным, целостным.

 

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И СТИЛЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важным средством выражения логических связей являются функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

-  последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак, предварительно, наряду с этим, в настоящее время, в последние годы, еще раз, вновь, далее, потом, ниже, одновременно, в первую очередь, в дальнейшем, в последующем и др.);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее, с одной стороны, по сравнению, наоборот, вместе с тем, не только, но и….);

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же, в зависимости от, в результате, что способствует, что соответствует, что имеет значение, что свидетельствует, что дает возможность);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим…, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, остановимся на…, необходимо рассмотреть);

- введение новой информации (рассмотрим следующие случаи, остановимся подробно на…, приведем несколько примеров, основные преимущества этого метода…, некоторые дополнительные замечания…, несколько слов о перспективах исследования);

- ссылку на предыдущее или последующее высказывание (тем более что…, как было установлено (упомянуто, показано, отмечено, обнаружено, найдено, сказано), в том числе, в случае, в связи с вышеизложенным, согласно этому, соответственно, аналогичный, сходный, рассматриваемый, названный, данный);

- итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать, это свидетельствует, это сводится к следующему, это позволяет сделать вывод).

 

Научным текстам характерна ограниченная сочетаемость слов. Приведем ниже список определений оценочного характера, сочетающихся с основными научными понятиями.

Проблема - научная, фундаментальная, актуальная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, неразрешимая, важная, надуманная

Вопрос – актуальный, теоретический, общий, конкретный, важный, сложный, спорный, правомерный, практический, коренной

Цель – основная, важная, научная, практическая, конкретная, указанная, реальная

Задача – первоочередная, конечная, поставленная, коренная, узловая, намеченная, определенная, конкретная, ближайшая

Направление – ведущее, решающее, основное, генеральное, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее

Изучение – объективное, теоретическое, практическое, специальное, длительное, глубокое, всестороннее, системное, детальное, тщательное, внимательное, интенсивное, практическое

Исследование – научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, всестороннее, обширное, подробное, углубленное, серьезное, сложное, систематическое, фундаментальное

Путь (изучения) – простой, сложный, верный, рациональный, оптимальный, длительного изучения, всестороннего наблюдения, путем тщательного анализа

Анализ – научный, объективный, сравнительный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, тщательный, глубокий, точный

Материал – справочный, научный, экспериментальный, фактический, статистический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, большой, богатый, обширный, разнообразный, достоверный, использованный, достаточный

Данные - опытные, косвенные, конкретные, расчетные, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, убедительные, цифровые

Факт – конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный, реальный

Информация - точная, полная, подробная, накопленная, важная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, текущая, новая



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: