Неоправданная пунктуация и отсутствие пунктуации

 

Начнем этот раздел с примера!

 

«Если вы используете: слишком много знаков препинания, да еще в неверном месте; текст будет сложно прочитать: сложно прочитать!!? Однако если вы вообще не пользуетесь знаками препинания читателю тоже будет сложно следить за мыслью особенно если как часто случается вы включаете отступления и другую дополнительную информацию».

 

Хотя этот текст все‑таки можно прочитать и понять, придется приложить немало усилий, так что правильная пунктуация очень поможет читателю.

 

Правило 22: пунктуация должна быть экономной и безошибочной.

 

Следовательно, нам нужно опять вспомнить грамматику. Самые распространенные знаки препинания, которыми мы злоупотребляем, – это запятая, точка, точка с запятой, двоеточие.

Запятая: играет роль паузы в предложении. Например:

• при перечислении однородных членов предложения;

• для выделения вводных слов, обращений и уточнений, причастных и деепричастных оборотов;

• между частями сложных предложений.

Слова с одной стороны запятой составляют законченное предложение, а с другой стороны – нет. Обратите на это внимание, когда решаете, что использовать – запятую или точку с запятой. Точка с запятой ставится в том случае, когда слова с обеих сторон составляют законченные предложения.

Точка с запятой: используется, когда точка – слишком резкий знак препинания, а запятая – слишком слабый. Две части предложения, разделенные точкой с запятой, должны быть связаны. Например:

 

«Спасибо за письмо; извините, что отвечаем с опозданием».

 

Точку с запятой также используют в списках:

 

«Наш каталог охватывает следующие разделы: древняя история, археология и мифология; военная история; история королевской семьи и знати; современная история».

 

Точка: простой и понятный знак препинания, обозначает конец предложения и завершение определенной мысли. Только. Не. Злоупотребляйте. Ею.

Двоеточие: обычно используется перед списками или перед пояснением. Однако двоеточие также используется еще и тогда, когда играет роль барабанной дроби перед ключевым утверждением в предложении («Есть только одна проблема с импортом этой продукции: это нелегально»).

Существуют и другие знаки препинания, со своими правилами использования, но понадобилось бы много страниц, чтобы написать обо всех. Оставлю напоследок самое важное правило:

Никогда не ставьте больше одного восклицательного знака!!!!!

 

Орфографические ошибки

 

К сожалению, никто не в состоянии запомнить правописание всех слов даже из собственного словарного запаса. Добавьте к этому опечатки, и получится, что в каждом тексте у вас практически наверняка будут орфографические ошибки. В начале главы мы видели несколько ошибок из резюме, из‑за которых кандидаты вряд ли получили приглашение на собеседование. Правописание – это не факультативное требование.

Программа проверки орфографии имеет огромное значение, но не полагайтесь на нее. Моя программа, например, часто меняет язык без предупреждения или выделяет правильные слова как ошибки. Кроме того, словари, на основе которых работают такие программы, несовершенны и просто подчеркивают откровенную белиберду, а также слова с орфографическими ошибками и слова, стоящие не на том месте.

Решение проблемы – внимательно вычитать текст. Вы никогда не сможете отыскать ошибки в своем тексте, потому что будете читать его по диагонали. Поэтому:

 

Правило 23: попросите кого‑нибудь перечитать ваш текст.

 

Особенно ищите неверные слова, получившиеся из‑за того, что вы нажали не на ту клавишу.

Лучший совет – прочитать каждый абзац задом наперед. Так вы выловите слова из контекста и обратите внимание на все мелочи.

Также важно найти представителя вашей аудитории и дать ему прочитать текст. Такой читатель поможет выявить места в вашем тексте, написанные для одного человека (см. главу 1). Например, в первом черновике этой книги я ссылался на Макиавелли.[15] Один из моих корректоров сказал: «Кто такой Макиавелли?». В тот момент я понял, что придется убрать это имя – я писал не для своей аудитории, а для себя.

 

Резюме

 

Досадные ошибки могут отбить у аудитории всякую охоту читать текст.

• Воспользуйтесь программами проверки грамматики, но не полагайтесь на них слепо.

• Обратите внимание на неверный выбор слов.

• Выучите правила пунктуации.

• Попросите кого‑нибудь вычитать ваш текст.

 

 

Глава 8

Планирование и структурирование

 

Самое сложное – начать писать. Сложно также понять – когда пора заканчивать. Я планировал сделать эту книгу краткой, а если она перевалит за 40 000 слов, вы поймете, что я ничему не смогу вас научить относительно этой второй задачи.

В этой главе мы обсудим простые методы планирования текста; структуры, которые помогут вам эффективно представить информацию, и этапы составления чернового варианта. Итак, мы коснемся:

• планирования, чернового варианта и редактирования;

• статистики читабельности;

• структур документа.

 

Планирование, черновой вариант, редактирование

 

Прежде всего, вы должны знать, о чем писать. Если вы не гениальный писатель, скорее всего, первый вариант текста потребует серьезной доработки. Учитывайте это, когда планируете время.

 

План

 

Начать писать можно самыми разными способами. Однако наиболее успешные из них опираются на ту или иную форму структурирования текста. Это может быть визуальное или аналитическое планирование, наиболее подходящее людям с развитым правым и левым полушарием мозга соответственно.

 

Визуальное планирование

 

В эту категорию входят такие методы, как группирование, графические схемы связи и другие схематичные методы. В основном все они строятся по одному принципу: нарисовать круги и/или линии, связывающие мысли и ключевые слова.

В середине листа напишите основную тему своего документа. Вокруг набросайте все свои мысли относительно этой темы. Затем соедините линиями темы и сгруппируйте их. Отредактируйте схему, чтобы тщательно структурировать свои концепции.

Приведем пример визуального плана.

 

 

Любой визуальный план все равно придется превратить в список, отражающий структуру вашего документа.

 

Аналитический план

 

Это красивый термин для составления списка. Я большой поклонник бумажных списков, но с электронными списками намного проще работать. Больше особо нечего сказать на эту тему.

И в том и в другом случае вам понадобится некая структура, которую вы будете заполнять своими мыслями. Об этом мы поговорим чуть позже.

 

Черновой вариант

 

Все очень просто: вы записываете свои мысли на бумаге.

Основные рекомендации:

• Напишите заголовок «Черновой вариант». Это напомнит вам, что не нужно заботиться об аккуратности.

• Начав писать, не останавливайтесь. В противном случае вам понадобится намного больше сил, чем при непрерывном процессе письма.

• Если же вам обязательно надо прерваться, запишите для себя подсказки и напоминания, чтобы вспомнить, о чем вы хотели написать, когда вернетесь к тексту.

• Если не знаете, что писать, сделайте примечание или поставьте какой‑нибудь символ. Это напомнит вам, о чем вы хотели здесь написать, например: >>> Написать о примечаниях <<<. Только обязательно выделите это примечание: очень неприятно обнаруживать такие примечания в тексте после отправления его адресату, особенно если там есть нелестный отзыв об аудитории.

• Установите сроки для составления чернового варианта, чтобы полностью сосредоточиться на этой задаче.

Недостаток составления черновика заключается в том, что он требует дополнительного времени на редактирование, особенно если вам нужно уложиться в ограниченный объем текста. В этом случае лучше составить черновик в виде отдельных пунктов, как показано в разделе «Семь шагов к лаконичности» в главе 5.

 

Редактирование

 

Об этом мы уже говорили в главах 5, 6 и 7. Перечитайте весь документ, страницу за страницей, исправляя ошибки, избавляясь от длинных, заумных слов и приводя в порядок структуру.

Если есть возможность, попросите кого‑нибудь прочитать текст, прежде чем отправлять его адресату. Не знаю ни одного писателя, который мог бы сам найти все свои ошибки.

Обычно легче редактировать поэтапно, а не весь текст сразу. Вот примерная последовательность:

1) длина предложений и слов;

2) глаголы;

3) правописание;

4) композиция;

5) поправки другого человека.

Редактировать следует очень тщательно и внимательно – нельзя читать по диагонали. Найдите тихое, спокойное место и уделите этому много времени.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: