Г. Позитивизм в XIX веке

Сущность любого позитивизма (в познании, в морали, в искусстве, в науке) – это крайний эмпиризм, описательство, довольствование перечислением фактов – то есть отказ от сущностного знания. Именно на такую науку дает социальный заказ приходящая к господству буржуазия. Феодальному классу наука об обществе была по-просту не нужна – феодал правил волюнтаристски, тоталитаристски, не он должен изучать и знать  вкусы, потребности, мотивации или ценностные ориентации подчиненных крестьян, это они должны догадываться о намерениях и умыслах барина. Капиталист больше не может вести себя так. Ему нужно достоверное знание об объекте своего насилия – наемном работнике. Поэтому он заинтересован в науке об обществе – социологии. Но это должна быть не  сущностная наука, открывающая перспективы исторического развития общества. Это дорого, непрактично и опасно. Ему нужна наука прагматичная, с быстрой отдачей вложенных средств. Так исторически формируется социальный заказ на позитивистскую науку.

Впервые провозгласил необходимость и возможность позитивистской научной рациональности французский социолог Огюст Конт (1798–1857). Он  предложил следующие принципы позитивизма в науке.

- Эмпиризм. Познание должно ограничиваться только наблюдением и первичным описанием фактов. Никаких разговоров о сущностях, никакой философии, только положительное («позитивное») знание фактов.

- Прагматизм. Познаваться, изучаться должно только то, что дает быструю пользу заказчику.

- Количественный анализ. Научными знаниями могут быть только те, которые подтверждены математикой.

- Отрицание философии. Философия, если она желает существовать, должна заниматься только обобщением конкретнонаучного знания, вырабатывать для него инструменты (категории) познания, и не строить никаких умозрительных метафизических (сверхэмпирических) картин мира, мировых систем. (Из служанки богословия при феодализме она должна стать служанкой позитивистской науки при капитализме).

Работая в таком, позитивистском, ключе, наука вместе с позитивистской философией, действительно, достигала некоторых результатов (конкретнонаучные и общенаучные исследования Спенсера, Геккеля). Однако дальнейшее развитие позитивистски ориентированной науки приводило ее к неизбежному мировоззренческому кризису. Это произошло на рубеже XIX–XX веков, в эпоху второй волны позитивизма (Э. Мах, Р. Авенариус).

Э. Мах (1848 – 1916) предложил три «новых» принципа позитивизма:

- принцип экономии мышления (соответствует контовскому принципу эмпиризма и отрицания философии);

- принцип равновесия, отрицание противоречий в природе (перефразировка контовского отрицания гегелевской диалектики);

- принцип организации (перефразировка кантовского априоризма:  мы не берем законы у природы, а даем их ей, «организуем» ее для себя).

Все эти принципы в совокупности и привели естествоиспытателей к известному «кризису в физике», когда ученые «экономно» представили материю лишь как «комплексы ощущений»  и «уравнения», которые привязаны только к чувственному отражению вещественной (телесной) стороны природы.

Характерным представителем махистской философии в России в начале ХХ века был один из руководителей партии большевиков А. А. Богданов. В отсутствие Ленина в России в эпоху революции 1905 года он предлагал в случае победы рабочих в этой революции строить социализм по принципам Маха. Принцип «экономии мышления», то есть принципиальный эмпиризм, отсутствие идеологически-мировоззренческих обоснований даст социализм, организованный трезвой наукой, пользующейся однозначными доказательными решениями. Принцип равновесия даст социализм внутренне монолитный, без внутренних противоречий и борьбы противоположных мнений и позиций. Обществом будет управлять не непосредственно люди, а созданный учеными единый кибернетический «мозг» (Богданов был основателем науки «тектологии», которая стала предшественницей кибернетики и современной информатики), и людям останется только добровольно отказаться от своих взглядов и мнений и единогласно голосовать за мудрые указания такого мозгового центра. Это, конечно, никакой не социализм, а обыкновенный социальный тоталитаризм. И третий принцип – организации – дает право руководству общества, его элите, «кадрам специалистов, которые решают всё», организовывать общество по рецептам, сложившимся в их головах – в точном соответствии с кантовским априоризмом: хаос общества как вещи-в-себе мы организуем в вещь-для-нас категриями  рассудка, полученными от чистого разума – и, как говорится, далее по Канту.

В. И. Ленин остро критиковал эти взгляды своего заместителя, но Богданову казалось, что Ленин просто не понимает достоинств махистской философии. Для разъяснения своей позиции Богданов написал целый фантастический роман о социализме на Марсе (этот роман называется «Красная звезда», посмотрите его в интернете). Ленин, прочтя этот роман, сказал: «Нет, сей махист безнадежен», и настоял на том, чтобы Богданов был исключен из Центрального Комитета партии, а затем вскоре его и вовсе исключили из партии большевиков. (По этой проблеме посмотрите работу Э. В. Ильенкова: «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: