І. Мащенко Хроніка українського радіо й телебачення в контексті світового аудіовізуального процесу

 

 

Киевское телевидение (с середины 60-х годов оно стало украинским) за более чем 60- летнюю историю имело три адреса. До войны (с 1 февраля 1939 г. до 22 июня 1941 г.) первый телецентр еще на оборудовании так называемого «механического» ТВ («диск Нипкова») размещался в Доме Украинского радио, который тогда находился в районе нынешнего Майдана Незалежности (здание было разрушено в военное время). Сразу же после войны было принято решение о создании в Киеве уже на электронной базе телецентра — третьего в СССР после Москвы и Ленинграда, первого в тогдашних союзных республиках, полностью оснащенного отечественным оборудованием. 6 ноября 1951 г. из студии «Б» вышла в эфир первая телепрограмма. А на рубеже 80—90-х годов начинается история третьего Киевского теледома, известного жителям столицы Украины как «телекарандаш».

С какого момента начинается история телевидения Украины? Когда у него «день рождения»? В немногочисленных печатных трудах по истории украинского телевидения, в воспоминаниях ветеранов УТ по этому поводу приводятся разные даты, факты, подаются нередко противоречивые мысли и суждения. Чаще всего называют начало ноября 1951 года. Однако телевещание в столице республики зародилось еще в довоенное время. К тому же в 30-х годах велись передачи из Одессы, Ленинграда и Москвы, которые осуществлялись посредством системы механического телевидения («диск Нипкова»), или, как его еще называли, малострочного ТВ — с разворачиванием картинки на 30 строк (напомним, что ныне принятая электронная имеет 625 строк). То были эпизодические экспериментальные выдачи в эфир картинки (как правило, фотографий) без звукового сопровождения. Цель их — сугубо технико-исследовательская: анализировать принципы распространения и приема изображений на расстояние. Передачи распространялись с помощью длинных и средних волн через обычные широковещательные радиостанции (они велись поздно ночью — после окончания радиовещания), потому принимать их имели возможность любители на далеком расстоянии. Например, известны факты получения в те годы радиолюбителями Киева, Харькова и ряда других городов Украины изображения не только из Одессы, но и из Москвы и Ленинграда. Более того, с января 1939 года киевская городская газета «Большевик» уже регулярно сообщала время выхода в эфир телепередач из Москвы. «Механическое» телевидение было с технической точки зрения бесперспективным относительно передачи на расстояние качественного изображения и звука. Однако благодаря его «дальнобойности», простоте приемной аппаратуры шло «внедрение идеи телевидения».

В 1938 году «Пролетарская правда» написала: «В помещении радиодома начато строительство первого в Украине телевизионного центра. Для студии и аппаратных выделено пять лучших комнат. Тут будут размещены аппаратные телецентра, грамзаписи и воспроизведения тонфильмов. Новый телецентр будет оборудован по последнему слову техники. Вся аппаратура телепередатчика с разложением изображения на 1200 элементов изготовлена Ленинградским научно-исследовательским институтом телевидения». Отмечалось, что работы должны быть завершены к большевистским октябрьским праздникам в том же году… Однако лишь в феврале следующего задействовали аппарат НИИ-9 на 30 строк с «диском Нипкова».

Первая официальная попытка передачи изображения в эфир из Киева была осуществлена 1 февраля 1939 года. Велись передачи из миниатюрной студии, оборудованной в здании Украинского радиокомитета, который размещался до войны на улице 25 Октября, 2 (теперь это район Майдана Незалежности).

В эфир киевские телепередачи выходили на волнах радиовещательной станции РВ-9.

Что же было в программе первой телетрансляции из Киева 1 февраля 1939 года? Длилась она 40 минут. В духе того времени показали портрет Серго Орджоникидзе, передавались различные надписи (титры).

Условия работы в приспособленном к потребностям «дальновидения» помещении были очень тяжелыми: ведь луч «бегал» по лицу выступающего, картинка мерцающая и низкой резкости, все в зеленых тонах. Размер экранчика — с почтовую открытку.

Однако этот первый всплеск на ниве украинского телевидения резко прервался 22 июня 1941 года войной. Здание Украинского радио, где размещался и Киевский телецентр, было среди первостепенных объектов бомбардировки на картах фашистских летчиков. Оно было разрушено уже осенью 1941 года взрывом авиабомбы.

Через пять месяцев после окончания войны было принято правительственное постановление «О мерах по развитию телевидения», где предусматривалась очередная реконструкция Московского телецентра с переводом на современный стандарт в 625 строк и говорилось о строительстве телецентров в Ленинграде и Киеве

Строительство Киевского телецентра началось в 1949 году.

Был спроектирован и сооружен большой телевизионный павильон (студия «А») на 270 кв. м, однако сначала введен в строй малый (студия «Б») на 150 кв. м. В отличие от Шаболовского телецентра в Москве, киевский оборудовался исключительно отечественной аппаратурой. И дело тут не в ультрапатриотизме.

Оборудование для реконструкции Московского телецентра поставлялось еще согласно заключенным во время войны контрактам с американской фирмой «Радио корпорейшн оф Америка», которое было создано на современной основе «отцом электронного телевидения» Владимиром Зворыкиным (эмигрантом из послереволюционной России). На момент же сооружения телецентра в Киеве в разгаре была «холодная война», и всякий контакт с американскими телевизионщиками прервался. Таким образом, пришлось изобретать все свое, благодаря чему послевоенный Киевский телецентр стал пионером в области техники ТВ не только в СССР, но и в Европе. В частности, он был первым, который с нуля создавался уже с разворачиванием изображения на 625 строк (этот разработанный еще в годы войны в СССР стандарт вскоре был принят в Европе и большинстве стран мира).

Что же касается даты «второго рождения» телевидения в Киеве — тут у разных авторов много разночтений.

Одни называют первым днем передач 5 ноября 1951 года, другие — 6 ноября. По мнению третьих, пуск Киевского телецентра состоялся годом позже. Приводятся и различные данные о количестве первых телевизоров в Киеве — 150, 600, 4000.

Изучение архивных материалов, беседы с ветеранами киевского ТВ дают основание сделать вывод, что днем послевоенного возрождения телевидения в Киеве следует считать 6 ноября 1951 года, а первой официальной передачей — демонстрацию „революционного” художественного фильма «Велика заграва». Хотя технический персонал устроил накануне, 5 ноября, и свою «премьеру»: на телекиноустановке во время технической пробы был «прокручен» художественный фильм „Алитет уходит в горы”.

Кстати, 7 ноября была первая прямая трансляція -  показаны парад войск и праздничная демонстрація. ПТС, понятно, не было, но благодаря тому, что телецентр находился на Крещатике, а перед зданим еще не было нынешнего дома, просто выкатили на тротуар две камеры и провели „живую” трансляцию. Конечно, за камерами работали не операторы, а техники. Творческих работников в штате еще не было! (на их местах стояли техники), ни режиссер за пультом, ни комментаторы. Скорее это можно считать «техническим прогоном» (есть у телевизионщиков такой термин) с выходом в эфир. Однако факт осуществления в тот день внестудийной первотрансляции в Киеве остается неопровержимым.

В то время в Киеве было 662 телевизионных приемника. – „КВН-49” с наполненной дистиллированной водою линзой перед небольшим экранчиком и „Ленинград Т-2”. За пользование аппаратом абонент должен был платить по 10 рублей в месяц (этот налог отменили лишь в 1961 году, когда проходила хрущевская денежная реформа).

Особенно следует остановиться на личности Николая Артемовича Скачко, который сразу после освобождения Киева возглавил Укррадиокомитет и руководил системой республиканского радио и телевидения свыше 30 лет (!). Это под его началом развивалось послевоенное радио и ТВ в Украине.

А как же дальше с 50-х годов развивалось телевизионное строительство в Украине? «Внимание! Говорит и показывает Харьков!» Эти слова, прозвучавшие в эфире в 19 часов 7 мая 1951 г., стали самой настоящей сенсацией. Дело в том, что в Харькове появилась первая и единственная в стране телевизионная станция, сконструированная руками радиолюбителей. Ее стандарт был 330 строк в кадре, а в профессиональном 625. Тем не менее передачи начались и имели большой успех у харьковчан. В 1954 году в том же Харькове был построен профессиональный телецентр. Тогда Харьков был единственным в Европе городом, где на двух различных каналах по различным системам работало двухпрограммное телевидение. Пока создавался телецентр, харьковчане мастерили самодельные телевизоры. На момент первого выхода в эфир их было в городе несколько десятков. Чудо техники с экраном в почтовую открытку устанавливали в рабочих клубах для коллективного просмотра. Счастливчики, имевшие телевизоры дома, были вынуждены принимать гостей: соседи, знакомые, знакомые знакомых, как правило, по нескольку десятков человек замирали у крошечного экрана. Невероятно, но факт: в 1953 году телевизоров в Харькове было больше чем в Японии.

После Харкова -  Сталино (ныне Донецк)[4]. Днепропетровск, Одесса, Львов, Запорожье, Ворошиловград.  В Крыму вначале планировалось создать телестудию не в областном центре Симферополе, а в курортной Ялте.  В конце концов победило мнение в пользу Симферополя. Хотя одновременно в другом конце полуострова, в Керчи, таки создали миниатюрный примитивный телекомплекс, который несколько лет выходил в эфир. Подобным же образом существовало телевидение в Конотопе (1961—1968 годы).

На этом этапе телефикации программные телецентры неравномерно размещались на территории Украины. Они строились главным образом в крупных индустриальных центрах, к тому же (особенно в 50-е годы) — преимущественно на востоке и юге республики. Собственным телевидением длительное время была обделена такая большая область, как Полтавская. И совсем был исключен из планов собственного телепроизводства огромнейший регион на запад от Киева (Житомир, Винница, Хмельницкий, Ровно, Тернополь, Луцк). Возможно, это объясняется тем, что вопросы об открытии всякого органа массовой информации (от заводской многотиражки, «вечерки» до телестудии включительно) решались исключительно в ЦК КПСС. Наверное, московские идеологи считали, что неспокойному западу Украины достаточно и двух-трех телестудий на 10—12 областей. Собственное телевидение в этих областях появилось лишь в начале 90-х годов.

Перший період роботи телецентрів і творчих підрозділів - ОКРМіТ - період автономної роботи тривав до середини 60-х. Будувалися лінії РПС та РРЛ насамперед для забезпечення спецзв’язку, для потреб оборони, і для ідеологічних потреб, аби не тільки голос, але і „картинку” з Москви бачили „до самих до околиць...”. А внутрішні республіканські потреби вважалися далеко не першорядними.

Прокладка телемагистралей нередко планировалась без учета не только местных интересов, а и потребностей республики в телефикации. Приоритет принадлежал тем строениям связистов, которые обеспечивали в первую очередь расширение подачи программ Центрального телевидения. Так, еще в 1959 году по территории Запорожской области прошла союзная РРЛ Москва—Тбилиси. В Мелитополе был сооружен мощный ретранслятор, через который передавалась только программа ЦТ, и до 1970 года не было возможности ретранслировать ни передачи УТ, ни областной Запорожской студии. Несколько ранее УТ пришло на экраны жителей приморского города Бердянска той же Запорожской области. Однако республиканскую РРЛ туда провели со стороны Жданова (Мариуполя), и бердянцы смотрели передачи из Донецка, но не видели телевыпусков из своего областного центра. И таких примеров «телевизионной путаницы» немало. Особенно это сказалось после провозглашения государственной независимости Украины, когда появилась насущная потребность перекоммутировать всю телевизионную сеть нашего государства так, чтобы программы УТ из столицы могли смотреть жители всех домов.

Телевидение начиналось во всем мире как сугубо региональное, было исключительно местным. Лишь с созданием кабельных и радиорелейных линий, с появлением спутниковой связи оно преодолело тысячекилометровые просторы, объединив человечество, по выражению канадского теоретика электронных масс-медиа М.Маклюэна, в единое «глобальное село».

УТ[5] – 65 принципи, планування програм. Сітка мовлення. Дирекція програм. Ради УТ.

Колір. Київ – 69 р. В областях – початок – середина 70-х.

„Кількапрограмність”[6]. До середини 70-х в Україні було лише 13 двопрограмних ТЦ (лише київський був три програмним) Телевізорів тоді було 11 мільйонів (60 рік – 740 тисяч).

Ера відеозапису. 70-ті. Технічний поступ, шлях до монтажу.

Вплив монтажу на контент.

Цензура на ТБ.

Жовтень 90-го перша недержавна ТРК – „Тоніс” почала ефірне мовлення (перша недержавна і в СРСР!).

Ера багатоканального ТБ.

Зміни в системі управління ТБ.

ТЖК – нова епох репортажного ТБ.

З 90-х – ера цифрових технологій.

Нові схеми розповсюдження сигналу.

Телевізійний ринок.

Зміни телевізійної мови на протязі історії ТБ.

Перший Національний – єдиний в Україні телевізійний канал, який забезпечує покриття 97% території держави. Тому його програми орієнтовані на всі, без виключення, соціальні верстви населення, враховуючи і національні меншини. Серед пріоритетних напрямків каналу – інформаційно-публіцистичне, науково-популярне, культурологічне, розважальне і спортивне мовлення.

У 2002 році спільно із Національним космічним агентством України НТКУ розпочала закордонне мовлення.

Вышка на Сырце – 380 м.

К реальному строительству нового Киевского телецентра по проекту-2 (первый — времен середины 60-х годов — безнадежно устарел) приступили лишь в 1983 году, спустя почти четверть столетия!

И собственно говоря, зачем был Украине такой громадный телецентр? Уже на момент начала его сооружения на Крещатике, 26 было 5 студий да еще и на кинотелепроизводственном комплексе «Укртелефильм» на Левобережье столицы было введено два съемочных павильона по 600 кв. м каждый. Импортные монтажные видеозаписи занимали в несколько раз меньшие производственные площади, чем отечественные видеоаппараты «Кадр -3 ПМ»… Существует такая версия, что новый АСК создавался не столько для Украины, а скорее как запасной телецентр… для всего европейского «соцлагеря». Ведь события «бархатной революции» 1968 г. в Чехословакии, когда Пражский телецентр стал одной из опорных точек оппозиции, засвидетельствовали незаурядную роль «домашнего экрана» во время радикальных изменений политического климата на континенте.

Или другой факт: визуальным образом чрезвычайного положения, введенного в Польше генералом Ярузельским в середине 80-х годов, стал теледиктор в военной форме. Поэтому высшее советское партруководство брежневской поры и подумывало о том, чтобы непосредственно с территории СССР предоставлять эфирно-экранную спецпомощь товарищам по соцлагерю. Такие телерадиообъекты должны были размещаться поближе к западным границам Советского Союза: для телепроекта лучше всего подходил Киев, для радио — хотя бы тот же Кишинев (кстати, именно там синхронно сооружался гигантский как для Молдовы радиокомплекс). При современных системах связи доставлять с этих «точек» теле- или радиопрограммы на соседнюю «мятежную» территорию (при необходимости — в соответствующей национальной «упаковке») не составило бы труда.

Или еще и такое: телекомплекс на Мельникова, 42, кроме потрясающих размеров наземных сооружений, имеет еще и развитую подземную инфраструктуру, в том числе и «убежище» для работы достаточной по количеству бригады творческих и технических работников в условиях «особого периода». Кроме того, в те же 80-е годы под Киевом сооружался телебункер, который мог бы в тот же «особый период» подменить Киевский телецентр как «запасной центр вещания».

Действительно ли АСК на Сырце должен был выполнять стратегическую роль в московских экспансионистских планах идеологического «замирения» соседей — это с развалом СССР так и осталось тайной, что-то наподобие сверхсекретных директив из «особой папки» Политбюро ЦК КПСС.

И все же новый супердом Украинского телевидения, первая очередь которого была введена в строй 30 декабря 1992 г., переоснащенный в 1997—99 гг. современной электронной телетехникой стоимостью $13,5 млн. за счет «связанного» японского кредита, действует. Для образного представления разницы в масштабах предыдущего телевизионного хозяйства (на Крещатике, 26) и нового (на Мельникова, 42) можно воспользоваться таким сравнением: с одной стороны — паровой движок, с другой — турбинный миллионщик. Задачи одинаковые, мощности несравнимые. Включив счетчик новых измерений возможностей телевидения, следует

 

З сайту Нацради.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: