Истории и опыт родителей

Мама двух дошкольников (четырех и пяти с половиной лет), узнав о пользе внешнего средства, решила этот способ испробовать. Вместе с детьми она составила список обязательных утренних дел в картинках. Картинки были повешены в комнате детей, в ванне, в кухне. Изменения в поведении детей превзошли все ожидания. До этого утро проходило в постоянных напоминаниях мамы: «Заправьте постели», «Идите умываться», «Пора за стол», «Уберите за собой посуду»… Теперь же дети наперегонки старались выполнить каждый пункт списка. Такая «игра» продолжалась месяца два, после чего дети сами стали рисовать картинки для других дел.

Другая история: «Мне надо было уехать в командировку на две недели, и в доме оставался только мой шестнадцатилетний сын Миша. Помимо других забот, меня беспокоили цветы, их надо было аккуратно поливать, что Миша совсем не привык делать, у нас уже был печальный опыт, когда цветы засохли. Мне пришла в голову счастливая мысль: я обернула горшки листами белой бумаги и написала на них большими буквами: «Мишенька, полей меня, пожалуйста. Спасибо!» Результат оказался прекрасным. Миша установил очень добрые отношения с цветами».

В семье наших друзей в прихожей висела особая доска, на нее каждый член семьи (мама, папа и двое детей школьников) мог приколоть любое свое сообщение. Это могли быть какие‑то напоминания, просьбы, просто короткая информация, недовольство кем‑то или чем‑то, благодарность за что‑то. Доска эта была поистине центром общения в семье и даже средством разрешения трудностей.

 

 

 

 

Заметьте, подобные средства – это уже не указания взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы отвечать за дело целиком!

Посмотрим на другом очень значимом для многих родителей примере, как применять Правило 2.

Есть дети, которые не любят читать. Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребенка к книге. Однако часто ничего не получается.

 

Одни знакомые родители жаловались, что их сын совсем мало читает. Оба хотели, чтобы он вырос образованным и начитанным человеком. Они были очень занятые люди, поэтому ограничивались тем, что доставали «самые интересные» книги и выкладывали их сыну на стол. Правда, они еще напоминали, и даже требовали, чтобы тот сел читать. Однако мальчик равнодушно проходил мимо целых стоп приключенческих и фантастических романов и отправлялся на улицу играть с ребятами в футбол.

 

Существует более верный способ, который открывают и переоткрывают родители: читать вместе с ребенком. Во многих семьях читают вслух дошкольнику, еще не знакомому с буквами. Но некоторые родители продолжают это делать и потом, когда их сын или дочь уже ходят в школу. Сразу замечу, что на вопрос: «Как долго надо читать вместе с ребенком, уже научившимся складывать буквы в слова?» – однозначно ответить нельзя. Дело в том, что скорость выработки навыка чтения у всех детей разная (это связано с индивидуальными особенностями их головного мозга). Поэтому важно в трудный период освоения чтения помочь ребенку увлечься содержанием книги.

 

 

На родительских курсах одна мать поделилась тем, как ей удалось пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына:

 

«Вова не очень любил книги, читал он медленно, ленился. А из‑за того, что мало читал, не мог научиться читать быстро. Вот и получалось что‑то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Он забирался в кровать и ждал, когда я закончу свои домашние дела.

Читали – и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: «Мамочка, ну пожалуйста, ну еще одну страничку!». А мне самой интересно…Тогда договаривались твердо: еще пять минут – и все. Конечно, он ждал с нетерпением следующего вечера. А иногда и не дожидался, дочитывал рассказ до конца сам, особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне говорил: «Прочти обязательно!» Я, конечно, старалась прочитать, чтобы вместе вечером новый рассказ начать. Так постепенно он начал брать книгу в руки, и теперь, бывает, его не оторвешь!»

 

 

 

Эта история – не только прекрасная иллюстрация того, как родитель создал зону ближайшего развития. Он также убедительно показывает: когда родители ведут себя сообразно описанному закону, им легко поддерживать с детьми дружеские благожелательные отношения. А еще в этом примере маме удалось выполнить еще одну задачу взрослого, которую сокращенно называют обогащением среды.

 

Обогащение среды

 

Для ребенка важны новые интересные впечатления, его окружение не должно быть однообразным, скучным, обедненным. Взрослый может и должен насыщать жизнь ребенка разнообразным содержанием. В предыдущем примере мама это и делала, выбирая сыну интересные книги.

Обогащение среды тоже восходит к идеям и практике М. Монтессори. По‑настоящему «обогащает», по ее мнению, то, что стимулирует активность и развитие ребенка. Взрослый должен заботиться, чтобы у ребенка были интересные пособия, игры, задачи соответствующие его возрасту и немного опережающие его сиюминутные возможности. Бывает достаточно показать удачно выбранную игру или игрушку – и дальше ребенок начинает заниматься сам, перехватывая инициативу у взрослого.

 

 

Монтессори сама изобретала множество разнообразных задач и пособий. Вот пример одного из них. Брусок с десятью отверстиями убывающего диаметра. К нему прилагается набор из десяти цилиндров разной толщины, при этом каждый цилиндр точно входит в одно, «свое», отверстие. Ребенку показывают вставленные цилиндры, затем на его глазах их вынимают, смешивают и предлагают снова их расставить. Эта задача превращается для детей 3–4 лет в увлекательную игру! Оказалось, что они могут возиться с этой игрушкой часами, постепенно научаясь правильно расставлять цилиндры.

Нетрудно видеть, почему такая игрушка «обогащает» и развивает ребенка. Во время игры с ней упражняются многие способности ребенка: глазомер, тонкие движения руки, концентрация внимания, умение находить и исправлять собственные ошибки. Больше того, сама «логика» движения к успеху стимулирует развитие практического мышления. Например, если цилиндр не входит в это отверстие, значит, надо искать большее, а если такое не находится, значит, большее отверстие неправильно занято маленьким цилиндром – и ребенок, наконец, все это начинает понимать!

 

Мы подошли к тому, чтобы записать Правило 2 целиком:

 

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому, по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему целиком.

 

Как видите, теперь Правило 2 содержит более полные указания, как вести себя родителю при обучении ребенка. А следующая метафора поможет их запомнить.

Многим, наверное, доводилось учить ребенка ездить на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что он, усаживаясь, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой – седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы: держите и двигаете велосипед, а ребенок лишь неумело крутит педали. Однако через некоторое время он начинает сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.

 

 

Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!

 

 

Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, вы заметите, что процесс идет примерно по такой же схеме. Примечательно, что дети всегда стремятся взять на себя то, что делал взрослый.

Играя с сыном в электрическую железную дорогу, отец вначале составляет рельсы и подключает к сети трансформатор, а через некоторое время мальчик делает все это сам, да еще укладывает рельсы каким‑нибудь своим интересным способом.

Если мать раньше отрывала дочке кусок теста и давала ей сделать свой, «детский», пирожок, то теперь девочка хочет сама месить и разделывать тесто.

 

 

Стоит сразу предупредить: здесь родителей подстерегает двойная трудность.

Одна – слишком рано переложить свою часть работы на ребенка.

В примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед вообще!

Вторая опасность – наоборот, слишком долго и настойчиво руководить всем процессом, хотя ребенок жаждет научиться справляться сам.

В метафоре с велосипедом это выглядело бы так: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с сыном день, второй, третий, неделю! Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли! Скорее всего, ему вообще все надоест, а уж взрослый – тем более!

 

 

В следующей главе мы подробно обсудим обе эти трудности и пути их разрешения.

 

Домашние задания

 

 

Задание первое

 

Выберите для начала какое‑нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию: если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).

 

Задание второе

 

Выберите пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте его с успехом.

 

Задание третье

 

Придумайте какое‑нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник, написанное правило или соглашение, таблица или что‑то другое. Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.

 

Задание четвертое

 

Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: «Сам», над правой – «Вместе». Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. (Хорошо, если вы заполните таблицу вместе и по взаимному согласию.) Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». Помните, каждое такое перемещение – важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.

 

Задание пятое

 

Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.

 

Вопросы родителей

 

 

«Не избалую ли я ребенка этими постоянными занятиями вместе? Привыкнет все перекладывать на меня».

 

ОТВЕТ: Ваше беспокойство справедливо, в то же время от вас зависит, как много и долго вы будете брать на себя его дела.

 

«Что делать, если мне некогда заниматься с ребенком?»

 

ОТВЕТ: Насколько я понимаю, у вас есть «более важные» дела. Стоит осознать, что порядок важности вы выбираете сами. В этом выборе вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил.

 

«А если ребенок и сам не делает, и мою помощь не принимает?»

 

ОТВЕТ: Похоже, что вы встретились с эмоциональными проблемами в ваших взаимоотношениях. О них мы будем говорить в книге позже.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: