Электрическая передача является наиболее распространенной. Принципиальная схема работы тепловоза с электрической передачей заключается в следующем. Коленчатый вал дизеля вращает якорь тягового генератора; генератор вырабатывает постоянный электрический ток, который поступает в тяговые электродвигатели. Вращение их якорей посредством тяговых редукторов передается движущим колесным парам.
Тяговый генератор постоянного тока преобразует механическую энергию дизеля в электрическую, кроме того, он используется для пуска дизеля. В этом случае генератор работает в качестве электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи.
Тяговые электродвигатели преобразуют электрическую энергию в механическую. Каждая колесная пара имеет индивидуальный привод от своего тягового двигателя.
Аккумуляторная батарея необходима для питания цепей управления и освещения при неработающем дизеле, а также генератора в период пуска дизеля. В число электрических аппаратов тепловоза входят контакторы, реле, регуляторы, контроллер, реверсор и др.
|
|
Управление тепловозом осуществляют контроллером, расположенным на пульте машиниста. Контроллер имеет главную рукоятку для включения электрических цепей управления и регулирования частоты вращения вала дизеля, а также реверсивную рукоятку для изменения направления Движения тепловоза. У главной рукоятки тепловоза 15 рабочих положений, каждому из которых соответствует определённая частота вращения вала дизель-генератора. Реверсивная рукоятка имеет два рабочих положения: «Вперед» и «Назад», а также среднее. Этой рукояткой машинист поворачивает вал реверсора, изменяя направление тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей, а, следовательно, и направление движения тепловоза.