Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:

– основы профессионального воспитания;

– основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

– культура организации своей деятельности;

– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

– знание и выполнение профессионально-этических норм;

– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– коллективная ответственность;

– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

– толерантность;

– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

– стремление к самореализации социально адекватными способами;

– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования (см. Приложение).

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.

Стимулировать, в современном понимании значит подталкивать, побуждать ученика к чему-либо. Учение для школьника - трудное занятие. Одного лишь понимания того, что надо учиться, не достаточно. В этом случае всё решают правильно подобранные и применённые стимулы. Опытные педагоги предлагают использовать следующие стимулы:

– Опирайтесь на желания. Чего хочет ученик? - Главный вопрос для учителя. Не нужно его переделывать, а лишь изменять направленность устремлений, не совпадающих с целями обучения.

– Сравнивайте, приводите примеры.

– Заставлять учеников страстно чего-то пожелать. (организация минуток отдыха на расслабление: «закройте глазки и представьте то, чего бы вы хотели больше всего»).

– Пытайтесь понять, т.е. прощать.

– Говорите о том, что интересует детей. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомлённость в некоторых вопросах.

– Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение.

– Поощряйте желание добиться признания. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. Для этого беседуйте с ним наедине, показывайте его достоинства, достижения хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы, делайте меньше замечаний и записей в дневнике.

– Показывайте (обсуждайте) последствия совершаемых поступков.

– Признавайте достоинства. Вызывайте у ребёнка энтузиазм и развивайте всё, что есть в нём лучшего, с помощью признания его достоинств.

– Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе.

– Стимулирование требованием. Говорите иногда «надо». К этому обязательно придавайте личностную направленность.

– Используйте мнимые «запреты». Дети любят поступать вопреки указаниям. Вот здесь используется приём «запрета» на выполнение работы. Чтобы повысить качество работы «тормозите» желание, сдерживайте порыв, добиваясь тщательного выполнения дел.

– Давайте ученику шанс. Дайте ребёнку понять что вы верите в его способности справиться с поставленной задачей, и он будет добиваться успеха

– Обращайтесь к самолюбию. Говорите, чтобы дети любили себя, уважали, гордились собой, своими маленькими достижениями.

– Показывайте достижения. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят приятные вещи. Детям важно знать на сколько они продвинулись, на что ещё надо уделить внимание.

– Хвалите. Похвала должна проявляться спонтанно, в процессе деятельности или общения.

– Критикуйте сопереживая. («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше».)

– Создайте хорошую репутацию своим ученикам. Присваивайте титулы, звания успешно работающим ученикам. Но и не забывать о слабоуспевающих детях - говорите лучшее в их адрес перед всем классом, родителями.

Повышение мотивации и стимулирования в учебной и внеучебной деятельности способствует повышению познавательной активности у школьников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: