Психологическая часть практики
Цель: развивать у студентов компетентность в психологических вопросах, способствующих их профессиональной самореализации и самоутверждению.
Задачи:
- научить применять на практике теоретические знания по психологии (общей, возрастной, педагогической и социальной);
- формировать умение проводить исследовательскую работу, научить использовать методы психологической диагностики для решения профессиональных задач;
- научить составлять психологическую характеристику личности и малой группы (школьного класса);
- развивать позитивную мотивацию, положительное отношение к педагогической деятельности.
Задания по психологической части практики:
Задание 1. Провести исследование личности обучаемого. На основе диагностических данных составить психологическую характеристику личности ученика и предложить рекомендации по реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе с ним.
Задание 2. Провести исследование коллектива класса. На основе диагностических данных составить психологическую характеристику коллектива класса как малой группы и предложить рекомендации по организации дальнейшей учебно-воспитательной работы с классом.
Методические рекомендации к выполнению заданий
По психологической части практики
Задание 1
Составления психологической характеристики личности обучающегося
и разработка рекомендаций по реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе с ним
Характеристика личности обучающегося должна составляться в строгом соответствии с программой, включающей следующие разделы:
— общие сведения о школьнике;
— особенности семейного воспитания ученика;
— статус ученика в классном коллективе;
— особенности познавательной деятельности;
— особенности эмоционально-волевой сферы личности;
— индивидуально-типологические особенности личности;
— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.
Общие сведения о школьнике
Возраст; состояние здоровья; группа занятий на физкультуре; наличие хронических заболеваний; посещение детских воспитательных учреждений; взаимоотношения с одноклассниками и учителями; отношение к школе, классу, к отдельным учебным дисциплинам (наиболее любимые и нелюбимые, почему?); успеваемость, поведение и прилежание (по материалам изучения личного дела, бесед с педагогами и пр.).
Особенности семейного воспитания
Состав семьи, взаимоотношения в семье; каков психологический климат в семье; отношение к ребенку в семье и забота о его воспитании и успехах в учении; условия жизни воспитанника (соблюдение режима дня; отношение к выполнению домашних заданий; наличие рабочего места и пр.); увлечения (любимые книги, журналы, газеты, радиопередачи, телепередачи, коллекционирование); занятия спортом; отношение к старшим, младшим, к животным, растениям, к музыке, к изобразительному искусству, к технике.
Статус школьника в классном коллективе
Статус школьника по результатам социометрии. Взаимоотношения в классе и микрогруппах (подтвердить фрагментами из социограммы выборов по симпатиям).
Особенности познавательной деятельности
Особенности познавательных процессов: внимания; памяти; мышления, воображения.
Особенности эмоционально-волевой сферы личности
Изучение личностной тревожности; особенности волевых свойств личности.
Индивидуально-типологические особенности личности
Изучение самооценки школьника; уровня притязаний личности; темперамента; способностей.
Разработка рекомендаций по реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе с обучающимся
Положительные и отрицательные стороны личности (анализ). Меры педагогического воздействия, применявшиеся практикантом для коррекции успеваемости и поведения воспитанника в ходе педпрактики, их результаты. Конкретные психолого-педагогические рекомендации в адрес педагогов, классного руководителя, а также в адрес родителей и самого обучающегося.
К характеристике нужно приложить протоколы бесед, наблюдений, заполненные испытуемым опросники, анкеты, тестовые бланки (с сохранением анонимности испытуемого).
Дата составления характеристики. Подпись практиканта.
Подпись классного руководителя.
Задание 2
Составление на основе психодиагностического исследования психологической характеристики коллектива класса как малой группы и разработка рекомендаций по организации дальнейшей учебно-воспитательной работы с классом
Характеристика классного коллектива должна составляться в строгом соответствии с программой, включающей следующие разделы:
— общие данные обследуемой группы;
— исследование социометрического статуса каждого члена группы;
— характер межличностных отношений в классе;
— изучение профессиональных интересов обучающихся (для 8-11 классов);
— воспитательная работа практиканта в классе.
Общие данные обследуемой группы
Наименование учебного заведения, его местонахождение. Количество воспитанников, половой и возрастной состав. Уровень успеваемости и дисциплинированности, наличие отличников, новичков, «трудных» обучающихся. Актив класса, его роль в жизни класса.
Исследование социометрического статуса каждого
Члена группы
Результаты социометрии (лидеры, аутсайдеры; наличие микрогрупп, их состав и направленность; взаимоотношения мальчиков и девочек (юношей и девушек)). (Социоматрица должна прилагаться)
Характер межличностных отношений в классе
Изучение психологического климата класса, изучение представлений ученика о его месте в коллективе, определение стадии развития коллектива, определение привлекательности класса для ученика (минимум две методики).
Изучение профессиональных интересов учащихся
Исследование профессиональной направленности учащихся, исходя из способностей и склонностей испытуемых.
Разработка рекомендаций по реализации учебно-воспитательной работы с классом
Основные цели и задачи учебно-воспитательной работы с коллективом на период практики. Что удалось сделать в отношении сплочения коллектива, повышения успеваемости? Что удалось и что не удалось из намеченного и почему? Конкретные рекомендации в адрес педагогов, классного руководителя, в адрес родителей, в адрес обучающихся.
Дата составления характеристики. Подпись практиканта.
Подпись классного руководителя.
Литература
1. Батаршев А.В Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учебное пособие. / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2001
2. Методические рекомендации по составлению психологической характеристики личности и классного коллектива (для студентов 4-5 курсов педагогических специальностей) / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет"; сост. И. В. Агададашева, А. А. Адаменко, Е. Н. Волкова, Н. Г. Зверева. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО "ШГПУ", 2009.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1993.
4. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации / Сост. И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2 кн. – М., 2002.
6. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд.; перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 704 с.
8. Профессиональные психологические тесты. http://vsetesti.ru/
9. Психологические тесты онлайн. http://www.psytest.info/
10. Сайт «А-Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование онлайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов». http://azps.ru






