Разработка рекомендаций по реализации учебно-воспитательной работы с классом

Психологическая часть практики

Цель: развивать у студентов компетентность в психологических вопросах, способствующих их профессиональной самореализации и самоутверждению.

 

Задачи:

- научить применять на практике теоретические знания по психологии (общей, возрастной, педагогической и социальной);

- формировать умение проводить исследовательскую работу, научить использовать методы психологической диагностики для решения профессиональных задач;

- научить составлять психологическую характеристику личности и малой группы (школьного класса);

- развивать позитивную мотивацию, положительное отношение к педагогической деятельности.

Задания по психологической части практики:

Задание 1. Провести исследование личности обучаемого. На основе диагностических данных составить психологическую характеристику личности ученика и предложить рекомендации по реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе с ним.

Задание 2. Провести исследование коллектива класса. На основе диагностических данных составить психологическую характеристику коллектива класса как малой группы и предложить рекомендации по организации дальнейшей учебно-воспитательной работы с классом.

 

Методические рекомендации к выполнению заданий

По психологической части практики

Задание 1

Составления психологической характеристики личности обучающегося

и разработка рекомендаций по реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе с ним

 

Характеристика личности обучающегося должна составляться в строгом соответствии с программой, включающей следующие разделы:

— общие сведения о школьнике;

— особенности семейного воспитания ученика;

— статус ученика в классном коллективе;

— особенности познавательной деятельности;

— особенности эмоционально-волевой сферы личности;

— индивидуально-типологические особенности личности;

— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.

Общие сведения о школьнике

Возраст; состояние здоровья; группа занятий на физкультуре; наличие хронических заболеваний; посещение детских воспитательных учреждений; взаимоотношения с одноклассниками и учителями; отношение к школе, классу, к отдельным учебным дисциплинам (наиболее любимые и нелюбимые, почему?); успеваемость, поведение и прилежание (по материалам изучения личного дела, бесед с педагогами и пр.).

Особенности семейного воспитания

Состав семьи, взаимоотношения в семье; каков психологический климат в семье; отношение к ребенку в семье и забота о его воспитании и успехах в учении; условия жизни воспитанника (соблюдение режима дня; отношение к выполнению домашних заданий; наличие рабочего места и пр.); увлечения (любимые книги, журналы, газеты, радиопередачи, телепередачи, коллекционирование); занятия спортом; отношение к старшим, младшим, к животным, растениям, к музыке, к изобразительному искусству, к технике.

Статус школьника в классном коллективе

Статус школьника по результатам социометрии. Взаимоотношения в классе и микрогруппах (подтвердить фрагментами из социограммы выборов по симпатиям).

Особенности познавательной деятельности

Особенности познавательных процессов: внимания; памяти; мышления, воображения.

Особенности эмоционально-волевой сферы личности

Изучение личностной тревожности; особенности волевых свойств личности.

Индивидуально-типологические особенности личности

Изучение самооценки школьника; уровня притязаний личности; темперамента; способностей.

 

Разработка рекомендаций по реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе с обучающимся

Положительные и отрицательные стороны личности (анализ). Меры педагогического воздействия, применявшиеся практикантом для коррекции успеваемости и поведения воспитанника в ходе педпрактики, их результаты. Конкретные психолого-педагогические рекомендации в адрес педагогов, классного руководителя, а также в адрес родителей и самого обучающегося.

 

К характеристике нужно приложить протоколы бесед, наблюдений, заполненные испытуемым опросники, анкеты, тестовые бланки (с сохранением анонимности испытуемого).

Дата составления характеристики. Подпись практиканта.

Подпись классного руководителя.

 

Задание 2

Составление на основе психодиагностического исследования психологической характеристики коллектива класса как малой группы и разработка рекомендаций по организации дальнейшей учебно-воспитательной работы с классом

Характеристика классного коллектива должна составляться в строгом соответствии с программой, включающей следующие разделы:

— общие данные обследуемой группы;

— исследование социометрического статуса каждого члена группы;

— характер межличностных отношений в классе;

— изучение профессиональных интересов обучающихся (для 8-11 классов);

— воспитательная работа практиканта в классе.

 

Общие данные обследуемой группы

Наименование учебного заведения, его местонахождение. Количество воспитанников, половой и возрастной состав. Уровень успеваемости и дисциплинированности, наличие отличников, новичков, «трудных» обучающихся. Актив класса, его роль в жизни класса.

 

Исследование социометрического статуса каждого

Члена группы

Результаты социометрии (лидеры, аутсайдеры; наличие микрогрупп, их состав и направленность; взаимоотношения мальчиков и девочек (юношей и девушек)). (Социоматрица должна прилагаться)

 

Характер межличностных отношений в классе

Изучение психологического климата класса, изучение представлений ученика о его месте в коллективе, определение стадии развития коллектива, определение привлекательности класса для ученика (минимум две методики).

Изучение профессиональных интересов учащихся

Исследование профессиональной направленности учащихся, исходя из способностей и склонностей испытуемых.

 

Разработка рекомендаций по реализации учебно-воспитательной работы с классом

Основные цели и задачи учебно-воспитательной работы с коллективом на период практики. Что удалось сделать в отношении сплочения коллектива, повышения успеваемости? Что удалось и что не удалось из намеченного и почему? Конкретные рекомендации в адрес педагогов, классного руководителя, в адрес родителей, в адрес обучающихся.

Дата составления характеристики. Подпись практиканта.

Подпись классного руководителя.

 

Литература

1. Батаршев А.В Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учебное пособие. / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2001

2. Методические рекомендации по составлению психологической характеристики личности и классного коллектива (для студентов 4-5 курсов педагогических специальностей) / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет"; сост. И. В. Агададашева, А. А. Адаменко, Е. Н. Волкова, Н. Г. Зверева. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО "ШГПУ", 2009.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1993.

4. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации / Сост. И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2 кн. – М., 2002.

6. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд.; перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 704 с.

8. Профессиональные психологические тесты. http://vsetesti.ru/

9. Психологические тесты онлайн. http://www.psytest.info/

10. Сайт «А-Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование онлайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов». http://azps.ru

 




double arrow
Сейчас читают про: