Классификация товаров:
1.По назначению:
* товары индивидуального (конечного) потребления (потребительские). Эти товары приобретаются для удовлетворения своих личных потребностей, семейного или домашнего потребления;
* товары промежуточного потребления;
* товары промышленного (производственного) назначения — товары, предназначенные для производства других товаров, для хозяйственной деятельности предприятия. Они создают его сырьевое и технологическое обеспечение.
2.По сырьевому признаку (в зависимости от сырья, из которого изготовлены):
* продовольственные (рыбные, молочные, бакалейные);
* непродовольственные (трикотаж, обувь, хозяйственные товары, галантерея).
По производственному признаку товар рассматривают с точки зрения сложности изготовления и эксплуатации:
* сложнотехнические (для реализации и эксплуатации нужны специальные знания — телевизор, сплит-системы);
* не сложнотехнические (электрический утюг, чайник) — для продажи и эксплуатации определенная подготовка не нужна.
|
|
В зависимости от режимов и сроков хранения:
* скоропортящиеся;
* длительного хранения (нескоропортящиеся).
При транспортировке, хранении и реализации для скоропортящихся товаров предусмотрены особые условия температуры и влажности. Кроме того, различают товары:
* гигроскопичные (соль, сахар);
* с высоким содержанием воды (мясо, рыба).
Такие товары хранятся отдельно друг от друга и реализуются в разных точках (расстояние не менее 10 м).
Виды товаров по частоте спроса и стабильности:
* товары повседневного спроса (массовые) — это товары, наиболее часто покупаемые потребителями (продтовары, хозяйственные товары) с минимальными усилиями на их сравнение между собой из-за сложившихся привычек и предпочтений. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются на постоянной основе по долгосрочным договорам;
* товары периодического спроса — когда спрос населения формируется при отсутствии товара в потреблении (электрические лампочки);
* товары предварительного выбора — обычно товары длительного пользования, когда возникает необходимость замены товара (электротовары, мебель). Покупатели в процессе выбора сравнивают товары между собой по качеству, ценам, внешнему оформлению. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются по долгосрочным договорам с предоплатой и с нестабильной периодичностью;
* товары редкого спроса (выборочного или особого спроса) — изделия из драгоценных металлов, антиквариат, электронная техника, меха). Такие товары практически не сравнивают, поскольку они характеризуются особыми уникальными свойствами. Ради приобретения таких товаров часть покупателей готова затратить дополнительные усилия.
|
|
* товары сезонного спроса — одежда, обувь, спортивный инвентарь. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются также по сезону.
Виды товаров по взаимозаменяемости:
* взаимозаменяемые, имеющие одно и то же целевое назначение и пригодные для использования или потребления одного товара вместо другого (мороженое, безалкогольные напитки). Они могут быть как одной товарной группы (телевизоры, холодильники), так и разных (крупы и овощи). При отсутствии одного товара покупателю предлагают заменяющие виды товаров;
* совместимые — товары, одновременное хранение, потребление или использование которых не вызывает нежелательных взаимодействий (чай и пирожное, рыба и овощи), несовместимы, например. чай и кофе, рыба и молочные товары;
* взаимодополняющие — товары, применение одного из которых требует одновременного использования и другого товара (зубная щетка и паста, обувь и шнурки, компьютер и программа, автомобили и шины).
Виды товаров по характеру вторичного использования товара:
* утилизируемые, т.е. подлежащие переработке после использования;
* не утилизируемые — подлежат уничтожению, захоронению.
Виды товаров по характеру взаимодействия между собой:
* товары-заменители, которые удовлетворяют одну потребность, но отличаются по составу;
* товары-близнецы, удовлетворяющую одну потребность;
* товары-производные — схожие на базе основного предшественника, более эффективно удовлетворяющие потребности.
По поведению различают:
* товары-лидеры (чаще всего появляются как новинки);
* товары-локомотивы;
* товары тактические (товары поддержки или дополнительные);
* «зазывные» товары — привлекают покупателей, потому что дешевы.
Смотри в 6
19.Договор в предпринимательской деятельности.Понятие и особенности договоров. Предпринимательский договор — соглашение, заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предпринимательской деятельности, стороны или одна из сторон которого выступают в качестве субъекта предпринимательства.
Определенный состав сторон - важнейшая особенность договоров в сфере предпринимательства. Стороны (или одна из сторон) таких договоров должны быть субъектами предпринимательской деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели приобретают статус субъекта указанной деятельности с момента их государственной регистрации.
Предпринимательские договоры носят возмездный характер: сторона такого договора должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.Законодательство России, как правило, запрещает заключение безвозмездных договоров между субъектами предпринимательства. В частности, подлежит запрету дарение в отношениях между коммерческими организациями, последние не вправе передавать вещи в безвозмездное пользование другим коммерческим организациям.
Сочетание максимальной свободы и повышенных требований для предпринимателей в договорных обязательствах - характерная особенность предпринимательских договоров. Принцип свободы договора, состоящий в возможности свободного заключения договора, выбора его вида, характера, контрагентов, широкого усмотрения при определении его условии.