Компетенция | Проявления в поведении | Индикаторы |
Инициативность | Активно включается в новые виды деятельности. Самостоятелен, берется за дело, не дожидаясь чьих-либо указаний. Если что-то не получается, сам ищет способы решения возникшей проблемы. | Делает больше, чем от него требуют |
Ответственность | Берет на себя организаторскую работу в группе. Не перекладывает свои обязанности на других. На него можно положиться. | Выполняет взятые на себя обязательства |
Умение реализовывать свои замыслы | Хорошо знает, что конкретно хочет получи. Настойчив в достижении намеченного. Как правило, доводит дело до конца. | Добивается намеченного даже в условиях сопротивления реализации его замыслов |
Умение согласовывать интересы | Легко устанавливает контакты с людьми. Умеет ясно и кратко выразить суть своей позиции и позиции собеседника. Способствует поиску в переговорах взаимовыгодных вариантов для всех сторон. | Достигает взаимовыгодных договоренностей между сторонами даже в конфликтых условиях |
Организованность | Умеет расставить приоритеты. Согласует действия с четко поставленными целями. Выполняет сначала главное, а потом второстепенное. | Своевременно выполняет задания, четко укладывается в график работы |
Умение воодушевлять других | Предлагает действовать – другие соглашаются. Начинает действовать – другие присоединяются. Другим явно интересно делать то, что он предлагает. | Заражает других своими идеями, вовлекает людей в свои проекты |
Самообучаемость | Демонстрирует широкий кругозор в сочетании с неподдельным интересом к новому. Испытывает удовольствие от приобретения новых знаний, овладения новыми навыками. | Любознательность, стремление обогащать свой жизненный опыт |
Итак, из представленной информации видно, что отечественные и зарубежные ученые далеко продвинулись в изучении тех качеств, которые ведут к успеху в любом деле. Формирование и развитие этих качеств – длительный процесс, требующий осознанности, активности и упорства со стороны самого человека.
SWOT – анализ
Прежде чем приступить к важному делу, необходимо провести ревизию тех ресурсов, которые имеются у человека.
Сначала в бизнесе, а теперь и в других сферах широко используется SWOT-анализ потенциала личности.
Этот метод был введен профессором Гарвардского университета Кэннетом Эндрюсом в 1963 году для разработки стратегии поведения фирмы. Название метода образовано первыми буквами английских терминов, отражающих основные блоки анализа:
· сила (strength),
· слабость (weakness),
· возможности (opportunities),
· угрозы (threats).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (т.е. тем, на что сам объект (личность, группа людей или организация) способен повлиять).
Возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).
Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т.д.
Задача SWOT-анализа – дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение.
Как осуществлять SWOT-анализ?
При использовании SWOT-анализа потенциала личности необходимо осуществить анализ сильных и слабых сторон своей личности в плане достижения своей цели.
Сначала необходимо заполнить матрицу (см. таблица 2).
Таблица 2.
SWOT-анализ
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Слабые стороны | Угрозы |
Ограничения | |
В столбце «Внутренние факторы» необходимо перечислить свои сильные и слабые стороны личности.
В столбце «Внешние факторы» фиксируются те возможности, независящие напрямую от вас, которые предоставляются вам в складывающейся ситуации, и угрозы – возможные опасности, т.е. те факторы, которые могут вам препятствовать, мешать в реализации цели.
Кроме того, существуют определенные ограничения – своеобразные непреодолимые правила, законы и другие характеристики, которые являются персональными (внутренние ограничения) или задаваемые извне (внешние ограничения), и ограничивают какие-либо права, действия. Их мы просто должны учитывать при планировании нашей деятельности по реализации поставленной цели.
После заполнения предлагаемой выше матрицы иногда устраивают второй этап анализа – этап попарных сопоставлений. В рамках этого этапа сопоставляются сильные и слабые стороны с возможностями, угрозами и ограничениями в плане достижения жизненно важных целей. Используйте для этого ответы на следующие вопросы:
- как сильные стороны Вашей личности можно использовать для реализации возможностей?
- как возможности можно использовать для нейтрализации слабых сторон Вашей личности?
- как сильные стороны Вашей личности могут быть использованы для преодоления угроз и ограничений?
- какие из слабых сторон наиболее опасны в контексте угроз и ограничений?
Со SWOT-анализом справляется даже ребенок, значит и вам он по плечу (http://www.youtube.com/watch?v=_L9XiwQrBi8)!
Тема 3. Что порой мешает верить в успех?
Учебные вопросы:
1. «Препятствия» и «помощники» в вере в успех
2. Жизненные трудности и проблемы
3. Что может помочь человеку снова восстановить свои силы, поверить в успех?
Введение
В этой теме остановимся на помехах, с которыми человек может столкнуться на пути к реализации собственных целей.
1. «Препятствия» и «помощники» в вере в успех