В поиске предпосылок успеха

Какие характеристики личности, умения и навыки могут способствовать успеху человека в его начинаниях и делах? Этим вопросом задаются современные специалисты в области психологии.

Зарубежными специалистами в области подготовки и отбора кадров были введены термины «soft skills» и «hard skills» для обозначения тех самых качеств и навыков, которые могут способствовать профессиональному успеху.

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») способности, умения и навыки, которые позволяют быть успешным в любой деятельности, независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидерство, умение общаться, вести переговоры, работать в команде, умение работать над собой и заниматься саморазвитием и самообразованием, управление временем, эрудированность, креативность и др.

Заметим, что Soft skills важны не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills.

Институт Макса Планка в Мюнхене (Германия) выделяет следующие виды «мягких навыков», особенно важных в современном обществе:

1. Личностная динамика:

• чувство ответственности;

• стремление к достижениям;

• уверенность в себе;

• высокая мотивация.

2. Область межличностных отношений:

• контактность;

• объективная самооценка;

• сочувствие и сопереживание другим людям.

3. Стремление к успеху:

• самоотдача;

• мотивация к поддержанию статуса;

• склонность к систематизации;

• инициативность.

4. Выносливость:

• устойчивость к критике;

• устойчивость к неудачам;

• позитивная эмоциональная установка;

• твердость жизненной позиции;

• удовлетворенность работой.

Hard skills «хардскилз», англ. Hard skills – «твердые навыки») – это умения и навыки, связанные с конкретной выполняемой профессиональной деятельностью. Как правило, эти умения и навыки зафиксированы в профессиональных стандартах людей разных профессий, в образовательных стандартах подготовки специалистов, в должностных обязанностях работников разных специальностей и управленцев.

 

В настоящее время существуют также несколько моделей, описывающих успешную личность.

Компания Gallup Corporation, широко развернувшая свою деятельность на международном уровне, для оценки благополучия личности предлагает Гэллаповский определитель сильных сторон (Gallup Strengths Finder). Авторами этой модели являются сотрудники компании Gallup Corporation – Дональд Клифтон и Эдвард Андерсен. Ими было проведено крупномасштабное исследование тех психологических качеств, которые способствуют достижению успеха в делах. В итоге, было выделено 34 разнообразных и распространенных психологических качества, которые помогают людям преуспевать в жизни.

Сильные стороны согласно исследователям из Gallup:

1. Адаптивность (изменение себя в зависимости от требований окружающей среды, приспособление, гибкость).

2. Активация (энергия, чтобы взяться за дело и сделать его).

3. Аналитическое мышление (понимание причин и следствий, критическое мышление).

4. Вера (наличие глубоко укоренившихся ценностей, идей, поиск смысла жизни).

5. Включенность (помогать другим становиться цельными и успешными).

6. Воображение (креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).

7. Гармония (способность находить точки соприкосновения, избегание конфликтов).

8. Дисциплина (организованность, умение укладываться во время, порядок и структуру).

9. Достижение (преследование целей, производительность, удовлетворение от достигнутого).

10. Значимость (большое стремление к признанию, напряженная работа).

11. Индивидуализация (восприятие других людей как личностей и признание их талантов, внимание к различиям).

12. Интеллект (умение мыслить во многих направлениях, интеллектуальные дискуссии, решения).

13. Информация (активное приобретение знаний, любопытство).

14. Исправление (признание проблем и способность их решить).

15. Коммуникация (объяснение, разъяснение, умение хорошо говорить).

16. Конкуренция (напряженная работа для достижения высокого результата, успех, желание выиграть, сравнение с другими).

17. Контекст (видеть исторические параллели, объективно оценить происходящее).

18. Максимализм (увеличение личного и группового уровня мастерства).

19. Обучение (получение удовольствия от процесса обучения, сосредоточенность на улучшении).

20. Ориентация на будущее (нацеленность на будущее, умение видеть возможности, побуждение к действию других).

21. Ответственность ( быть тем, на кого можно положиться, много обязанностей и обязательств).

22. Отношения (выстраивание близких отношении с людьми)

23. Позитивность (энтузиазм, оптимизм, возбуждение, стимулирование других).

24. Последовательность (равное отношение, справедливость, озабоченность вопросами добра и зла).

25. Развитие (видеть потенциал в других и помогать им его развивать).

26. Рассудительность (принятие правильных решений, обстоятельность, рассмотрение всех вариантов).

27. Руководство (умение справляться с конфликтами и кризисами, способность нести ответственность).

28. Самоутверждение (уверенность в себе, независимость мышления).

29. Связность (соединение идей или событий в осмысленное целое).

30. Стратегия (видение плюсов и минусов, понимание ситуации в целом, разработка адекватного плана действий).

31. Сфокусированность (определение приоритетов, установление направления, эффективность).

32. Умение расположить к себе (быстрое налаживание контакта с людьми, создание групп/отношений).

33. Упорядочивание (организация, координация, определение правильной комбинации людей и средств).

34. Эмпатия (понимание других, установление отношений поддержки).

 

Эти психологические качества были названы авторами талантами или достоинствами, которые прослеживаются на уровне мыслей, переживаний и поступков людей и проявляются в способностях. По мнению авторов, тот или иной талант (достоинство) или группа талантов в результате специальной подготовки и накопления опыта у человека могут стать его сильной стороной, демонстрацией мастерства, что обуславливает достижение стабильных высоких результатов в деятельности. Для развития сильных сторон необходимо понимать и ценить свои таланты (достоинства), работать над собой, осознанно ставить цели и задачи перед собой, ориентироваться на будущее, не зацикливаясь на прошлом.

Отличается от Гэллаповского определителя сильных сторон личности VIA классификация ключевых достоинств и добродетелей (VIA Classification of Strengths and Virtues), разработанная позитивными психологами Кристофером Петерсоном и Мартином Селигманом. На основе анализа литературы, данных опроса и мозгового штурма были выявлены 24 личных качества – достоинства, которые благодаря специально организованной деятельности по развитию этих качеств, могут стать сильными сторонами личности:

1. Мудрость и знание – личностные черты, обуславливающие успешность работы со знаниями и новой информацией.

· Креативность – способность генерировать принципиально новые идеи, оригинальность.

· Любопытство – интерес к тому, что происходит вокруг, искренний интерес к происходящему, стремление получить ответы на вопросы, которые вызывает какое-либо событие.

· Гибкость мышления – стремление найти несколько вариантов решения задачи, открытость новому опыту и новым знаниям, внимание к альтернативам.

· Интерес к учению – желание повысить эрудицию, приобрести новые знания.

· Мудрость – внимание к более широкому контексту происходящих событий, понимание общих закономерностей.

2. Смелость – личные добродетели, определяющие настойчивость в достижении цели, умение самостоятельно преодолевать возникающие трудности и способность к самоограничению.

· Храбрость – способность сохранять стойкость и выдержку, преодолевать сопротивление обстоятельств и других людей.

· Упорство – непреклонное стремление к достижению цели, тщательность и добросовестность при выполнении какой-либо работы.

· Искренность – верность своим внутренним убеждениям и ценностям, откровенность, стремление говорить правду.

· Жизненная энергия – активность, энергичность, выносливость, природная живость.

3. Гуманность – внимательное отношение к окружающим людям. Отзывчивость, готовность оказать помощь.

· Любовь – переживание чувства близости и связанности с окружающими людьми, отзывчивость.

· Доброта – желание заботиться об окружающих, совершать поступки, цель которых – благополучие другого человека.

· Социальный интеллект – понимание мотивации других людей, чуткость в социальных контактах.

4. Социальность – способность сотрудничать и налаживать продуктивное межличностное взаимодействие.

· Причастность общему делу – приверженность к групповым целям и ценностям, стремление к достижению командного результата.

· Непредвзятость – беспристрастность, следование общественным правилам и нормам.

· Лидерство – умение воодушевить людей на достижение высоких результатов, повести за собой; успешность в организации групповой работы людей.

5. Умеренность – сдержанность во взаимодействии с окружающими людьми.

· Способность прощать – милосердное и снисходительное отношение к окружающим людям.

· Скромность – отсутствие демонстративности и стремления к публичности.

· Благоразумие – рассудительность, практичность и собранность, предусмотрительность.

· Самоконтроль – способность регулировать собственное эмоциональное состояние и поведение.

6. Духовность – добродетели, способствующие реализации общий смысловых устремлений личности.

· Чувство прекрасного – способность испытывать чувство эстетического наслаждения и удовольствия, стремление к прекрасному.

· Благодарность – переживание чувства признательности жизни за то, какова она есть.

· Надежда – позитивная установка по отношению к будущему, вера в позитивный исход.

· Чувство юмора – способность воспринимать происходящие события с юмором и иронией.

· Религиозность – переживание жизни как имеющей смысл и предназначение.

 

В последнее годы наряду с действующими VIA классификатором ключевых достоинств и Гэллаповским определителем сильных сторон человека, появились акмеологические и персонологические модели успешной личности как высокоэффективного субъекта жизнедеятельности.

Анализ существующих моделей позволил разработать отечественным ученым А.С. Огневу и Э.В. Лихачевой Каталог универсальных компетенций – «КУК» (см. таблица 1), который уточнялся и проходил апробацию в течение пяти лет напряженной работы среди участников молодежных образовательных форумов Селигер 2009 – 2012, Волга 2012-2013. Каталог содержит перечень основных компетенций личности как субъекта жизнедеятельности, описание их типичных проявлений в поведении и индикаторы высокой степени сформированности представленных в каталоге компетенций.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: