Колониальная экспансия Германии

После создания Германской империи в 1871 г. в стране появились две условные внешнеполитические партии. Одна во главе с канцлером О. фон Бисмарком выступала против колониальной политики из-за отсутствия у Германии океанского и даже крупного морского флота. Другая партия была сторонницей колониальной экспансии. Ее основу составляли промышленники, заинтересованные в получении сырья. В 1882 г. появилось «Немецкое колониальное общество».

Первые немецкие колонии появились в Африке по частной инициативе. В 1884 г. А. Людериц (предприниматель из города Бремена) выкупил у вождей «Германскую Юго-Западную Африку» (современная Намибия). Другой предприниматель, А. Верман, в том же 1884 г. приобрел в Африке две другие колонии — Того и Камерун. В 1885 г. глава «Немецкого колониального общества» К. Петерс выкупил «Германскую Восточную Африку», занимавшую континентальную часть нынешних Танзании, Руанды и Бурунди.

Ситуация изменилась в июне 1888 г., когда престол занял внук императора Вильгельма I Вильгельм II (1888—1918). Он выступал за превращение Германии в мировую державу, обладающую мощным флотом и крупными колониями. Такой подход стал причиной его конфликта с О. фон Бисмарком, который ушел в отставку в 1890 г. Курс Вильгельма II получил название «Мировая политика» (Weltpolitick)[3]. Его автором был Бернгард фон Бюлов (1849—1929), занимавший посты сначала министра иностранных дел (1897—1900), а затем канцлера (1900—1909) Германии.

Становлению этой стратегии Германии способствовали и субъективные факторы. Кайзер Вильгельм II, будучи от рождения инвалидом, испытывал тягу к психологической компенсации. В отличие от других монархов Европы он регулярно выступал перед массами народа, используя нарочито агрессивную риторику по отношению к другим странам, прежде всего Великобритании и Франции. Император считал войну не просто приемлемым, но необходимым инструментом международных отношений. Вильгельм II, в отличие от осторожного О. фон Бисмарка, не испытывал страха перед появлением антигерманских коалиций, веря, что германская армия априори превосходит совокупную мощь всех остальных армий Европы. В немецком обществе стал насаждаться беспрецедентный, даже по меркам того времени, культ военный силы и милитаризма.

Но Германия опоздала к территориальному разделу мира. Канцлер Б. фон Бюлов полагал, что его страна должна принудить другие державы признать ее право на создание колониальной империи. «Прошли те времена, когда другие народы делили между собой землю и воду, а мы, немцы, довольствовались чистым воздухом... Одним словом, мы не хотим никого оставлять в тени, но требуем и себе места под солнцем», — заявил он, выступая в рейхстаге 6 декабря 1897 г. Эту речь политики других стран сразу интерпретировали как заявку Германии на «передел мира».

Кабинет Б. фон Бюлова решил наверстать упущенное на Ближнем Востоке через строительство Берлин-Багдадской железной дороги, проходящей по маршруту Берлин—Вена—Константинополь—Багдад—Басра—Кувейт. Проект такой дороги был разработан в 1872 г. В октябре 1898 г. кайзер Вильгельм II встретился в Константинополе с султаном Абдул-Гамидом II и начал переговоры о ее строительстве. Кайзер, находясь потом в Дамаске,  также произнес свою знаменитую «Дамасскую речь», в которой указал, что «триста миллионов мусульман во всем мире могут считать меня своим другом». В 1899 г. глава Deutsche BankГ. фон Сименс подписал предварительное соглашение о концессии на строительство и эксплуатацию основной магистрали будущей Багдадской железной дороги — от города Коньи (Средиземное море) через Багдад до Персидского залива.

Выбор Ближнего Востока как основного объекта экспансии обусловливался давними связями Германии с этим регионом. В 1829 г. в Берлине был основан Германский археологический институт, находившийся в ведении министерства иностранных дел. Немецкие ученые (К. Р. Лепсиус, Г. Бругш, А. Эрман) стали лидерами в египтологии. Триумфом немецкой археологии стали раскопки Г. Шлимана и В. Дёрпфельда в Трое (1871—1873), Микенах (1876) и Тиринфе (1884). Немецкий археолог Р. Колдевей начал в 1898 г. раскопки в Месопотамии, подтвердившие существование библейского Вавилонского царства. В 1901 г. в Берлине был открыт Пергамский музей, демонстрирующий произведения ассирийского, вавилонского, персидского и хеттского искусства (включая знаменитые Ворота Иштар из Вавилона).

Великобритания попыталась блокировать Берлин-Багдадскую дорогу. Идеальным решением для этого стало отделение от Османской империи эмирата Кувейт, который находился под ее протекторатом. В 1896 г. Великобритания организовала в Кувейте государственный переворот, во время которого шейх Мухаммед был убит, а к власти пришел лояльный Лондону шейх Мубарак. В 1897 г. в Кувейте была размещена британская военно-морская база, что вызвало протест Османской империи. 23 января 1899 г. (т.е. сразу после визита Вильгельма II в Дамаск) между Великобританией и Кувейтом был заключен договор, согласно которому контроль над внешней политикой и безопасностью Кувейта переходил к Лондону. Такой шаг закрывал для Берлина выход к Персидскому заливу, что обесценивало роль дороги.

Германия попыталась договориться на антибританской основе с Францией. В начале 1899 г. Берлинский и Вюртембергский банки создали германскую компанию, но с французским названием Societe de Chemins de Fer Ottomans d’Anatolie. В результате франко-германского соглашения 6 мая 1899 г. к участию в строительстве Берлин-Багдадской дороги подключили французский капитал. В 1903 г. Османская империя и компания оформили концессию на строительство железной дороги. Однако без Кувейта дорога лишалась своего стратегического значения. Поэтому к 1914 г. были построены только отдельные ее участки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: