Русская драматургия серебряного века

Русский театр и драматургия серебряного века были явлением поистине уникальным в истории мирового театрального искусства. Молодые драматурги – С.А. Найденов. Е.Н. Чириков, М. Горький – стремились соединить в своем творчестве традицию бытового театра Островского, обновленный реализм Чехова и собственное видение острых нравственных и социальных проблем современности.

Всероссийскую известность драматургу С.А. Найденову принесла пьеса «Дети Ванюшина» (1901). По своей сюжетно-композиционной структуре пьеса выглядит вполне традиционным, созданным в духе русской социально-бытовой драмы 19 в. произведением, где в центре внимания – история разрушающегося на наших глазах уклада жизни купеческой семьи Ванюшиных. В драме очевидна перекличка с комедией Островского «Свои люди – сочтемся».

Первый драматургический опыт М.Горького – пьеса «Мещане». Горький разрабатывает традиционный для театра Островского семейно-бытовой конфликт отцов и детей, погружает действие в обывательскую, мещанскую среду. В отличие от своих предшественников и современников, Горький стремился противопоставить мещанскому миру нового положительного героя эпохи и искал этого героя в непривычной для театра 19 в. рабочей среде.

Вторая пьеса Горького «На дне» (1902) принесла драматургу мировую известность. Здесь автор намеренно освобождает произведение от излишних бытовых подробностей, лишает своих героев какой-либо укорененности в социуме и погружает их в ситуацию, когда, по словам Бубнова, перед читателем и зрителем «один голый человек остался».

(из Семьян) Горький добивался ритма живой жизни, поэтому для пьесы характерно многоголосие, полифония. Горький постарался приблизиться к структуре эпического, прозаического текста.

Развития действия как такового – ни в дочеховском, ни в чеховском понимании – в пьесе нет. Герои Горького занимаются миросозерцанием (пишет Ю.И. Айхенвальд). И потому все у него, в сущности толчется на одном месте.

После первой русской революции Горький продолжал работать в области драматургии, написав такие пьесы, как «Враги» (1906), «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910) и др.

В целом драматургические произведения Горького 1906-1910гг. не связаны с какими-либо новаторскими поисками и достижениями; автор явно отходит здесь от чеховских принципов организации драмы и возвращается к традициям театра Островского.

Леонид Андреев пришел в драматургию с четко обозначенным намерением: «Я думаю, что бытовая драма, безусловно, устарела и более не нужна». Ранняя драматургия («Савва») реалистична по проблематике, психологической разработке характеров, с отчетливым присутствием модернистской условности. Поздняя драматургия («Реквием», «Собачий вальс») – художественное воплощение принципов «панпсихического театра».

Видные драматурги данного периода – М. Кузьмин, А. Ремизов.

Русская драматургия 1920-1930-х гг.

В этот период естественные творческие пути развития драмы часто деформировались под гнетом тоталитарной идеологии, и тем драматургам, которые пытались в таких жестких условиях сохранить собственную творческую индивидуальность, приходилось идти на определенные компромиссы с властью. Такова была судьба К. Тренева, Вс. Иванова, Б. Лавренева. Можно было писать в «стол», годами ждать возможности постановок и трагически переживать очередное снятие пьесы с репертуара – таков был удел М. Булгакова и Е. Шварца.

Особенно ярко характеризует этот период драматургия М. Булгакова: «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров».

В конце 1920-х гг. создает 2 свои комедии «Клоп» и «Баня» В. Маяковский. Постоянный интерес М. вызывала тема будущего, что вообще было характерно для литературы того времени.

Русская драматургия 1940-х – 1960-х гг.

Период характерен некоторым спадом в развитии драмы. Наступили иные времена, требующие других героев, более жестокой и горькой оценки действительности и нравственного состояния общества.

Драматургия военных лет определяется 3 самыми яркими пьесами: «Фронт» А. Корнейчук, «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. Для них характерно создание образа коллективного героя, собирательного портрета воюющего народа.

С середины 1950-х гг. расширяется жанровый диапазон драматургии: развивается и социально-психологическая драма, и историко-документальная, и комедия («Иркутская история» А. Арбузова», «Океан» А. Штейна).

Русская драматургия 1970-х – середины 1980-х гг.

Общая картина театральной жизни так называемого периода застоя была очень неоднородной.

Пьесой, открывшей «производственную» тему в отечественном театре, стала драма И. Дворецкого «Человек со стороны» (1972). Данная тема привлекла внимание общественности к особенностям социальной психологии. 70-е были также временем активизации политической драмы, которая тяготела к открытой публицистичности и острой конфликтности (напр, М. Шатров «Революционный этюд»).

Социально-бытовая и социально-психологическая драма сохраняла свои позиции. А. Вампилов, А. Володин, Л. Зорин, М. Рощин, В. Розов старались осмыслить процесс неуклонного нравственного разрушения общества, девальвацию вечных моральных ценностей.

На рубеже 1980-х гг. драматурги, причисленные критикой к «новой волне» и «поствампиловской драме» не имели никакой общей платформы, они были очень разные по творческому стилю, принадлежности к той или иной литературной традиции. Это Л. Петрушевская, В. Арро, Л. Разумовская, В. Славкин и др. Они пытались решить сложную задачу – создать портрет своего «промежуточного поколения».

Петрушевская художественно исследовала важный в российской действительности процесс – деформацию личности под воздействием унизительных для человеческого достоинства бытовых условий существования («Уроки музыки», Квартира Коломбины»).

Отечественная драматургия и театр в 70-е – 80-е гг. развивались хотя и не без противоречий, но в целом достаточно интенсивно. Шло накопление новых драматических форм, приемов, стилей. Положение сильно изменилось в конце 80-х гг, когда в стране начались новые социальные процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: