Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета.

Общество здесь высоко ценило и поощряло самоотверженность врачей.

Исторические источники донесли до нас немало примеров презрения к опасностям, личного мужества врачей во время эпидемий, войн, землетрясений.

Очень высоко на шкале социальных ценностей в древнегреческом обществе стояло бескорыстие врачей. Не раз врачи, находившиеся на государственной службе, в трудные для полиса полис – город-государство в Древней Греции) времена отказывались полностью или на определенный срок от причитавшегося им жалованья.

Труд врача оплачивался в Древней Греции высоко, основная масса врачей жила за счет гонораров, получаемых от пациентов.

Отношения врача и пациента не могут характеризоваться в одних лишь экономических категориях уже потому, что пациенту очень трудно оценить качество предлагаемого ему "товара". Врач - это не та профессия, где обогащение может быть единственной мотивацией профессиональной деятельности.

В Древней Греции только в отношении врачей существовало особое наказание - "адоксия" (бесчестие). Речь идет о врачах, повинных в серьезных профессиональных промахах или тем более - в злоупотреблениях. Как пишет Татьяна Васильевна Блаватская (выдающийся историк), исторические источники не сохранили сведений о процедуре адоксии и каких-либо фактических данных о ее последствиях. В то же время, пишет она, есть основание полагать, что это наказание было достаточно суровым и эффективным в борьбе полиса с лжеврачами и невеждами. Как минимум, адоксия означала потерю доверия и уважения сограждан. Вероятно, она также означала потерю практики, потерю источника дохода для врача. Может быть, она означала для него частичное поражение в правах.

 

Медицинская этика европейского Возрождения и Нового Времени

В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается вопрос о моральных качествах врача. Споры шли вокруг того, достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе академического обучения, либо они даются путем озарения, через интуицию и опыт, приходят, что называется, от Бога.

Здесь можно отметить следующих величайших врачей эпохи Возрождения:

- Парацельстё. Параце́льс (лат. Paracelsus — псевдоним который он дал себе сам, означает превзошедший Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э.) настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Гогенхайм), — знаменитый алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, один из основателей ятрохимии. Знаменитый практический врач-целитель, смелый реформатор господствующих подходов к лечению (отвергший изнуряющие больных массивные кровопускания и слабительные).

Драматическая борьба Парацельса с преуспевающими врачами-современниками в конечном счете велась на языке этики. Противники Парацельса не только упрекали его в том, что он неуч (отвергающий Гиппократа, Галена, Авиценну), что он самозванец и шарлатан (использующий никому неведомые средства, употребляющий страшные яды), что он, может быть, вообще не окончил университет, раз преподает медицину не на латыни, а на разговорном немецком языке.

- Фрэ́нсис Бэ́кон.

Главные этические вопросы Ф. Бэкона:

Эксперименты на живых животных необходимы и допустимы в том случае, если исследовательская деятельность врача важна, полезна и соответствует требованиям гуманности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: