Инвентаризация: понятие, виды, правовые основы. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Учет результатов инвентаризации. Расчет естественной убыли товаров

Инвентаризация является приёмом БУ. Это выявление фактического состояния имущества, финансовых обязательств организации путем точной и подробной описи на определенный момент времени и сопоставление с данными бухгалтерской отчетности.

Дополнительными целями инвентаризации является:

1) проверить соблюдение условий хранения и эксплуатации имущества;

2) выявить испорченное, бездействующее имущество;

3) откорректировать финансовый результат (расчет реализованных торговых наложений), рассчитать естественную убыль.

Различают инвентаризацию плановую (1 раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года; допускается проведение инвентаризации ОС один раз в 3 года) и внеплановую (внезапную).

Внеплановая инвентаризация проводится в обязательном порядке:при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

при смене МОЛ на день приемки-передачи дел;при установлении фактов хищения, порчи ценностей; в случае стихийных бедствий (аварий, пожаров и др.); при ликвидации или реорганизации аптеки;при смене руководителя коллектива МОЛ; 7) при смене более 50 % членов коллектива МОЛ;по требованию одного или нескольких членов коллектива МОЛ.Также по требованию учредителей, аудиторов, налоговых и судебных органов.

Внеплановая инвентаризация может быть полной и частичной (выборочной), когда описи подвергается конкретная группа имущества или обязательств, например, товаров, ДС, кредиторской задолженности, имущество на подотчете конкретного МОЛ.

Требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств определены:

1) ФЗ РФ от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете ";

2) «Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденным приказом МФ РФ № 34н от 1998 г. (29.07.1998 г.);

3) «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом МФ РФ № 49 от 1995 г. (13.06. 1995 г.).

Порядок инвентаризации (ревизии) денежных средств и денежных документов в кассе опре-делен инструкцией «Порядок ведения кассовых операций в РФ», утвержденной ЦБ РФ в 1993 г.

Инвентаризация НС, ПВ регламентирована:

1) Федеральным законом № 3-ФЗ от 1998 г. «О НС и ПВ» (08.01.1998 г.);

2) Приказом МЗ РФ № 330 от 1997 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических ЛС» (12.11.1997 г.).

Инвентаризация ОС и НМА. До начала инвентаризации ОС рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов, документов на собственность и аренду ОС. При выявлении неточностей в документы вносят исправления.

Во время инвентаризации комиссия проводит осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись ИНВ-1 их наименование, назначение, инвентарные номера, основные технические показатели. Арендованные ОС отражаются в отдельной описи.

При инвентаризации НМА проверяется наличие документов, подтверждающих права аптеки на них, правильность отражения НМА в балансе.

Инвентаризация расчетов (обязательств). Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих расчетных счетах бухгалтерского учета, например, 60, 62 и др. Документальной проверке подвергаются:

1) расчеты с поставщиками по оплаченным, отгруженным товарам;

2) расчеты с банками по кредитам, бюджетом по налогам, внебюджетными фондами по страховым взносам;

3) задолженности работникам по заработной плате;

4) авансовые отчеты подотчетных лиц;

5) правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности;

6) правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам.

Комиссия проводит инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т.д.

Для сверки задолженности с покупателями, поставщиками составляют акты сверки расчетов. Акт составляют по каждому контрагенту (дебитору и кредитору) в двух экземплярах. Рекомендуемый срок составления – раз в квартал.

Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то ее надо списать с баланса аптеки по приказу руководителя. Срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности (ст. 196 ГК РФ).

По результатам проверки составляется акт инвентаризации расчетов ИНВ-17 и справка к нему.

Инвентаризация ДС. Ревизия кассы проводится путем полистного пересчета денежной наличности и денежных документов, находящихся в кассе. Остаток наличности в кассе сверяется с данными кассовой книги (отчета). Результаты инвентаризации оформляются актом ИНВ-15.

При обнаружении недостачи или излишка средств указывается их сумма и обстоятельства их возникновения. Проверка наличия ценных бумаг проводится по видам бланков, местам хранения и МОЛ и оформляется описью ИНВ-16.

Инвентаризация ДС в банках на расчетных и специальных счетах производится путем сверки остатков сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета (51, 55) с данными выписок банков.

Инвентаризация МПЗ. Инвентаризация производится в порядке расположения этих ценностей в помещении. При хранении ценностей одного МОЛ в разных помещениях инвентаризация осуществляется по местам хранения. После проверки ценностей в одном помещении вход в него не допускается (опломбируется) и комиссия переходит в следующее помещение.

Фактическое наличие ценностей определяется обязательным осмотром, пересчетом, перемериванием, перевешиванием и заносится в опись ИНВ-3. Ценности вносятся в опись по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества запасов и других данных. Не допускается вносить в опись данные со слов МОЛ. Испорченные ценности в опись не вносятся, а оформляются актами на списание.

При большом объеме работы в течение нескольких дней рабочие инвентаризационные комиссии заранее готовят ценности: сортируют их, складывают в местах хранения по наименованиям и оформляют на каждое наименование инвентаризационные ярлыки ИНВ-2, на основании которых оформляются описи.

При поступлении ценностей во время инвентаризации они принимаются в присутствии комиссии и приходуются после инвентаризации.

Инвентаризация ЛС, подлежащих ПКУ. Эти ЛС подвергаются инвентаризации ежемесячно. МОЛ на 1-е число каждого месяца сверяет фактическое наличие ЛС с книжным, о чем делается запись в соответствующих журналах.

Во время плановой инвентаризации имущества аптеки результаты инвентаризации этих ЛС оформляются сличительной ведомостью на наркотические и другие ЛС, подлежащие ПКУ А-2.4.

Если выявлены расхождения в фактических и книжных данных (за исключением естественной убыли), то сведения о них в трехдневный срок доводятся до органов по контролю за оборотом НС и ПВ.

Руководитель аптеки обязан немедленно поставить об этом факте письменно в известность орган управления фармацевтической деятельностью субъекта РФ, который в 3-5-дневный срок должен провести служебное расследование (приказ МЗ РФ № 330).

Учет результатов инвентаризации. На заключительном этапе инвентаризации комиссия сличает фактическое наличие имущества и обязательств, отраженное в описях, с данными отчетов МОЛ и регистров бухгалтерского учета. На имущество, по которому выявлено расхождение между данными БУ и фактическим наличием, бухгалтером в 2 экземплярах (1 – в бухгалтерию, 2 – МОЛ) составляются сличительные ведомости ИНВ-18, ИНВ-19.

Выявленные инвентаризационные разницы регулируются в сл. порядке:

1) излишки имущества подлежат оприходованию и зачислению на финансовый результат (увеличение прибыли);

2) недостача ценностей в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством, списываются на издержки обращения, причем нормы применяются только в случае установления фактической недостачи тех ценностей, по которым они определены, при отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

3) недостача имущества сверх норм естественной убыли и его порча относятся на виновных лиц (МОЛ), а если виновные не установлены или судом отказано в виновности – на финансовый результат (уменьшение прибыли).

В аптеке нормы естественной убыли определены для субстанций ЛС, предназначенных для изготовления лекарств (1,8%) или отпуска в массе (0,65%) приказом МЗ РФ № 284 от 20.07.2001 г. «Об утверждении норм естественной убыли ЛС и ИМН в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности».

Нормы установлены к стоимости индивидуально изготовленных лекарств по рецептам врачей и по требованиям ЛПУ, ВАЗ и фасовки. Нормы по ЛС, подлежащих ПКУ установлены к их израсходованным количествам.

Списание потерь в пределах норм производится за межинвентаризационный период и оформляется бухгалтером специальным расчетом.

Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией ИНВ-26. Результаты должны быть отражены в отчете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а годовой – в годовой бухгалтерской отчетности.

Наименование операции

Корр. счета

дебет кредит
1 Выявлен излишек ДС (материалов) Д 50 (10) К 91
2 Выявлен излишек товаров в ценах приобретения 41/2 91
3 Учтены излишки на сумму торговой наценки 41/2 42
4 Выявлена недостача ДС (материалов) 94 50 (10)
5 Недостача ДС (материалов) отнесена на виновных лиц (МОЛ) 73 94
6 Выявлена недостача товаров по розничной цене 94 41/2
7 Недостача товаров в пределах норм естественной убыли списана на издержки обращения по оптовой цене 44 94
8 Списана торговая наценка 42 94
9 Недостача товаров сверх норм убыли отнесена на виновное лицо в ценах реализации 73 94
10 Списана торговая наценка 42 91
11 Недостача товаров сверх норм убыли списана на финансовый результат по оптовой цене (если отказано в виновности) 91 94
12 Списана торговая наценка 42 94

19. Налогообложение АО. Характеристика основных элементов налоговой системы. Классификация налогов. Налоговое законодательство. Налоговый контроль, Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

 

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяются элементы налога. К ним относятся:

субъект налога или налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

объект налога – доход или имуществ, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т. д.);

источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;

ставка налога – важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.).

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Государственная пошлина – это специальные сборы, уплачиваемые юридическими и физ. лицами, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение.

Налоговая база – это сумма доходов, которая облагается налогом.

Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы.

НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Классификация налогов – это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

По способу изъятия различают 2 вида налогов:

прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

По принадлежности к уровню правления:

федеральные;региональные;местные.

По объекту налогообложения разделяют:

имущественные налоги;ресурсные налоги (земельный налог);налоги, взимаемые от выручки или дохода (налог на прибыль) и др.

Налоговое законодательство – совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Функции налоговых органов – центрального, региональных и местных несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев едина – контроль соблюдения налогового законодательства, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции:

* учет налогоплательщиков;

* контроль соблюдения налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;

* определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;

* ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;

* возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

* разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства;

* применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;

* взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;

* контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:

1) обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:

◄уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);

◄вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

◄представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

◄не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

2) обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:

◄постановка на учет в налоговых органах;

◄предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.

 

20. Системы налогообложения. Характеристика основных налогов, уплачиваемых аптечными организациями. Бухгалтерский учет налогов.

 

В РФ существуют 3 системы налогообложения: ОСН, специальные системы (ЕНВД для отдельных видов деятельности; УСН) и комбинированные системы налогообложения.

Общая система налогообложения, при которой следует в полном объеме вести БУ и уплачивать все основные налоги:

- налог на прибыль; - налог на добавленную стоимость (НДС);

- налог на имущества, акцизов; - налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

- транспортный налог; - земельный налог.

ОСН может сосуществовать одновременно с ЕНВД, если предприятие также ведет деятельность, подпадающую под ЕНВД. В этом случае на предприятии должен вестись раздельный учет затрат (расходов), относящихся к ЕНВД и ОСН. Если затраты невозможно отнести сразу на один из видов деятельности – например, зарплату и налоги на руководителя предприятия и бухгалтерию, - то они делятся пропорционально доходу от различных видов деятельности. Затраты на деятельность, попадающую под ЕНВД, нельзя зачесть в затраты по иным  видам деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: