Инвентаризация является приёмом БУ. Это выявление фактического состояния имущества, финансовых обязательств организации путем точной и подробной описи на определенный момент времени и сопоставление с данными бухгалтерской отчетности.
Дополнительными целями инвентаризации является:
1) проверить соблюдение условий хранения и эксплуатации имущества;
2) выявить испорченное, бездействующее имущество;
3) откорректировать финансовый результат (расчет реализованных торговых наложений), рассчитать естественную убыль.
Различают инвентаризацию плановую (1 раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года; допускается проведение инвентаризации ОС один раз в 3 года) и внеплановую (внезапную).
Внеплановая инвентаризация проводится в обязательном порядке:при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
при смене МОЛ на день приемки-передачи дел;при установлении фактов хищения, порчи ценностей; в случае стихийных бедствий (аварий, пожаров и др.); при ликвидации или реорганизации аптеки;при смене руководителя коллектива МОЛ; 7) при смене более 50 % членов коллектива МОЛ;по требованию одного или нескольких членов коллектива МОЛ.Также по требованию учредителей, аудиторов, налоговых и судебных органов.
Внеплановая инвентаризация может быть полной и частичной (выборочной), когда описи подвергается конкретная группа имущества или обязательств, например, товаров, ДС, кредиторской задолженности, имущество на подотчете конкретного МОЛ.
Требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств определены:
1) ФЗ РФ от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете ";
2) «Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденным приказом МФ РФ № 34н от 1998 г. (29.07.1998 г.);
3) «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом МФ РФ № 49 от 1995 г. (13.06. 1995 г.).
Порядок инвентаризации (ревизии) денежных средств и денежных документов в кассе опре-делен инструкцией «Порядок ведения кассовых операций в РФ», утвержденной ЦБ РФ в 1993 г.
Инвентаризация НС, ПВ регламентирована:
1) Федеральным законом № 3-ФЗ от 1998 г. «О НС и ПВ» (08.01.1998 г.);
2) Приказом МЗ РФ № 330 от 1997 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических ЛС» (12.11.1997 г.).
Инвентаризация ОС и НМА. До начала инвентаризации ОС рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов, документов на собственность и аренду ОС. При выявлении неточностей в документы вносят исправления.
Во время инвентаризации комиссия проводит осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись ИНВ-1 их наименование, назначение, инвентарные номера, основные технические показатели. Арендованные ОС отражаются в отдельной описи.
При инвентаризации НМА проверяется наличие документов, подтверждающих права аптеки на них, правильность отражения НМА в балансе.
Инвентаризация расчетов (обязательств). Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих расчетных счетах бухгалтерского учета, например, 60, 62 и др. Документальной проверке подвергаются:
1) расчеты с поставщиками по оплаченным, отгруженным товарам;
2) расчеты с банками по кредитам, бюджетом по налогам, внебюджетными фондами по страховым взносам;
3) задолженности работникам по заработной плате;
4) авансовые отчеты подотчетных лиц;
5) правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
6) правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам.
Комиссия проводит инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т.д.
Для сверки задолженности с покупателями, поставщиками составляют акты сверки расчетов. Акт составляют по каждому контрагенту (дебитору и кредитору) в двух экземплярах. Рекомендуемый срок составления – раз в квартал.
Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то ее надо списать с баланса аптеки по приказу руководителя. Срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности (ст. 196 ГК РФ).
По результатам проверки составляется акт инвентаризации расчетов ИНВ-17 и справка к нему.
Инвентаризация ДС. Ревизия кассы проводится путем полистного пересчета денежной наличности и денежных документов, находящихся в кассе. Остаток наличности в кассе сверяется с данными кассовой книги (отчета). Результаты инвентаризации оформляются актом ИНВ-15.
При обнаружении недостачи или излишка средств указывается их сумма и обстоятельства их возникновения. Проверка наличия ценных бумаг проводится по видам бланков, местам хранения и МОЛ и оформляется описью ИНВ-16.
Инвентаризация ДС в банках на расчетных и специальных счетах производится путем сверки остатков сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета (51, 55) с данными выписок банков.
Инвентаризация МПЗ. Инвентаризация производится в порядке расположения этих ценностей в помещении. При хранении ценностей одного МОЛ в разных помещениях инвентаризация осуществляется по местам хранения. После проверки ценностей в одном помещении вход в него не допускается (опломбируется) и комиссия переходит в следующее помещение.
Фактическое наличие ценностей определяется обязательным осмотром, пересчетом, перемериванием, перевешиванием и заносится в опись ИНВ-3. Ценности вносятся в опись по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества запасов и других данных. Не допускается вносить в опись данные со слов МОЛ. Испорченные ценности в опись не вносятся, а оформляются актами на списание.
При большом объеме работы в течение нескольких дней рабочие инвентаризационные комиссии заранее готовят ценности: сортируют их, складывают в местах хранения по наименованиям и оформляют на каждое наименование инвентаризационные ярлыки ИНВ-2, на основании которых оформляются описи.
При поступлении ценностей во время инвентаризации они принимаются в присутствии комиссии и приходуются после инвентаризации.
Инвентаризация ЛС, подлежащих ПКУ. Эти ЛС подвергаются инвентаризации ежемесячно. МОЛ на 1-е число каждого месяца сверяет фактическое наличие ЛС с книжным, о чем делается запись в соответствующих журналах.
Во время плановой инвентаризации имущества аптеки результаты инвентаризации этих ЛС оформляются сличительной ведомостью на наркотические и другие ЛС, подлежащие ПКУ А-2.4.
Если выявлены расхождения в фактических и книжных данных (за исключением естественной убыли), то сведения о них в трехдневный срок доводятся до органов по контролю за оборотом НС и ПВ.
Руководитель аптеки обязан немедленно поставить об этом факте письменно в известность орган управления фармацевтической деятельностью субъекта РФ, который в 3-5-дневный срок должен провести служебное расследование (приказ МЗ РФ № 330).
Учет результатов инвентаризации. На заключительном этапе инвентаризации комиссия сличает фактическое наличие имущества и обязательств, отраженное в описях, с данными отчетов МОЛ и регистров бухгалтерского учета. На имущество, по которому выявлено расхождение между данными БУ и фактическим наличием, бухгалтером в 2 экземплярах (1 – в бухгалтерию, 2 – МОЛ) составляются сличительные ведомости ИНВ-18, ИНВ-19.
Выявленные инвентаризационные разницы регулируются в сл. порядке:
1) излишки имущества подлежат оприходованию и зачислению на финансовый результат (увеличение прибыли);
2) недостача ценностей в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством, списываются на издержки обращения, причем нормы применяются только в случае установления фактической недостачи тех ценностей, по которым они определены, при отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
3) недостача имущества сверх норм естественной убыли и его порча относятся на виновных лиц (МОЛ), а если виновные не установлены или судом отказано в виновности – на финансовый результат (уменьшение прибыли).
В аптеке нормы естественной убыли определены для субстанций ЛС, предназначенных для изготовления лекарств (1,8%) или отпуска в массе (0,65%) приказом МЗ РФ № 284 от 20.07.2001 г. «Об утверждении норм естественной убыли ЛС и ИМН в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности».
Нормы установлены к стоимости индивидуально изготовленных лекарств по рецептам врачей и по требованиям ЛПУ, ВАЗ и фасовки. Нормы по ЛС, подлежащих ПКУ установлены к их израсходованным количествам.
Списание потерь в пределах норм производится за межинвентаризационный период и оформляется бухгалтером специальным расчетом.
Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией ИНВ-26. Результаты должны быть отражены в отчете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а годовой – в годовой бухгалтерской отчетности.
№ | Наименование операции | Корр. счета | |
дебет | кредит | ||
1 | Выявлен излишек ДС (материалов) | Д 50 (10) | К 91 |
2 | Выявлен излишек товаров в ценах приобретения | 41/2 | 91 |
3 | Учтены излишки на сумму торговой наценки | 41/2 | 42 |
4 | Выявлена недостача ДС (материалов) | 94 | 50 (10) |
5 | Недостача ДС (материалов) отнесена на виновных лиц (МОЛ) | 73 | 94 |
6 | Выявлена недостача товаров по розничной цене | 94 | 41/2 |
7 | Недостача товаров в пределах норм естественной убыли списана на издержки обращения по оптовой цене | 44 | 94 |
8 | Списана торговая наценка | 42 | 94 |
9 | Недостача товаров сверх норм убыли отнесена на виновное лицо в ценах реализации | 73 | 94 |
10 | Списана торговая наценка | 42 | 91 |
11 | Недостача товаров сверх норм убыли списана на финансовый результат по оптовой цене (если отказано в виновности) | 91 | 94 |
12 | Списана торговая наценка | 42 | 94 |
19. Налогообложение АО. Характеристика основных элементов налоговой системы. Классификация налогов. Налоговое законодательство. Налоговый контроль, Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяются элементы налога. К ним относятся:
► субъект налога или налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
► носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
► объект налога – доход или имуществ, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т. д.);
► источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;
► ставка налога – важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.).
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Государственная пошлина – это специальные сборы, уплачиваемые юридическими и физ. лицами, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение.
Налоговая база – это сумма доходов, которая облагается налогом.
Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы.
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Классификация налогов – это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:
По способу изъятия различают 2 вида налогов:
прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
По принадлежности к уровню правления:
федеральные;региональные;местные.
По объекту налогообложения разделяют:
имущественные налоги;ресурсные налоги (земельный налог);налоги, взимаемые от выручки или дохода (налог на прибыль) и др.
Налоговое законодательство – совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Функции налоговых органов – центрального, региональных и местных несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев едина – контроль соблюдения налогового законодательства, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции:
* учет налогоплательщиков;
* контроль соблюдения налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;
* определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;
* ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;
* возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
* разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства;
* применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;
* взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;
* контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.
Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:
1) обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:
◄уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
◄вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
◄представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
◄не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
2) обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:
◄постановка на учет в налоговых органах;
◄предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.
20. Системы налогообложения. Характеристика основных налогов, уплачиваемых аптечными организациями. Бухгалтерский учет налогов.
В РФ существуют 3 системы налогообложения: ОСН, специальные системы (ЕНВД для отдельных видов деятельности; УСН) и комбинированные системы налогообложения.
Общая система налогообложения, при которой следует в полном объеме вести БУ и уплачивать все основные налоги:
- налог на прибыль; - налог на добавленную стоимость (НДС);
- налог на имущества, акцизов; - налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- транспортный налог; - земельный налог.
ОСН может сосуществовать одновременно с ЕНВД, если предприятие также ведет деятельность, подпадающую под ЕНВД. В этом случае на предприятии должен вестись раздельный учет затрат (расходов), относящихся к ЕНВД и ОСН. Если затраты невозможно отнести сразу на один из видов деятельности – например, зарплату и налоги на руководителя предприятия и бухгалтерию, - то они делятся пропорционально доходу от различных видов деятельности. Затраты на деятельность, попадающую под ЕНВД, нельзя зачесть в затраты по иным видам деятельности.