Виды больших социальных групп

 

Признаки больших социальных групп:

 1) имеют структурную и функциональную организацию;

 2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

 3) определенный психический склад, групповая психология;

 4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

 5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

 

Виды больших социальных групп:

 1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

 а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

 б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

 2) по времени существования:

 а) длительно существующие группы (классы, нации);

 б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

 3) по организованности-неорганизованности:

 а) организованные группы (партии, союзы);

 б) неорганизованные (толпа);

 4) по возникновению:

 а) возникшая стихийно (толпа);

 б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

 5) по контактности членов группы:

 а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

 б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

 6) по открытости:

 а) открытые;

 б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

 

Уровни развития больших социальных групп:

 1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;

 2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

 3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

 Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

 1) степень идентификации членов группы;

 2) степень гетерогенности и гомогенности группы;

 3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;

 4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

 5) общественно-исторический опыт группы;

 6) идеология объединения людей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: