Вклад в психоанализ членов «Секретного комитета»

Идея создания тайного комитета принадлежала Эрнсту Джонсу. В 1912 г. он предложил вначале Ференци, создать по аналогии с рыцарями «круглого стола» группу наиболее последовательных приверженцев Фрейда («Старую гвардию») для поддержки его и ответов на все усиливающуюся критику. Единственным условием для членов этой группы было обязательство в случае отступления от какого-либо фундаментального принципа психоаналитической теории (вытеснение, бессознательное, детская сексуальность и ряд других), такой человек не должен делать публичных заявлений до обсуждения своих взглядов с остальными членами группы.

Фрейд, вслед за Ференци и Ранком, очень живо откликнулся на эту идею. В 1913 г. такой комитет организовался, его председателем стал Э.Джонс, а членами: Ференци, Абрахам, Закс, Ранк. После войны в 1919 г. к ним прибавился Макс Эйтингон. Фрейд писал, что «секретом этого комитета является то, что он снял с меня самую обременительную заботу о будущем психоанализа», то есть, организационную сторону дела.

В 1913 г. Фрейд подарил каждому члену комитета античную греческую гемму, которые затем были оправлены в золотые перстни членов комитета.

Комитет работал около 10 лет, затем в силу разных обстоятельств (смерть, изгнание, разногласия) он распался. Джонс был единственным, кто потерял свой перстень.

Психоанализ после смерти Фрейда.

Развитие психоанализа проходило по пути разделения и разветвления, появления новых, весьма своеобразных концепций, которые частенько выглядят весьма далекими от своего первоисточника. Это прежде всего теория объектных отношений, структурное ответвление (представленное работами Отто Кернберга), неофрейдизм, теория самости Хайнца Когута и ряд других.

В 1962 г. была организована Международная Федерация психоаналитических обществ. Особенно активно психоанализ развивается в США, где насчитывается около 3000 психоаналитиков, более 20 лечебных, учебных и исследовательских институтов.

Юнгианское направление также активно развивается, особенно в Великобритании.

Важно отметить, что сегодня наблюдается все большее слияние и взаимопроникновение одних терапевтических методик в другие, так что можно сказать, что, например, психоаналитическая и юнгианская терапии различаются весьма незначительно.

Более подробно остановимся на трех современных психоаналитических направлениях.

Хайнц Когут (1913-1981).

Президент Американской психоаналитической ассоциации. Его концепция построена на предположении о том, что природа человека определяется тремя базовыми потребностями:

- Потребность быть отраженным. Если она не удовлетворена в детстве, то взрослый всю жизнь будет стремиться удовлетворить свое грандиозное эксгибиционистское желание в примитивной форме.

- Потребность в идеализации. Ребенок должен имеет хотя бы одного «сильного и умного» родителя иначе он не получит опыта идентификации с умом и силой и как следствие его Самость останется недоразвитой. Человек не будет чувствовать уверенности в себе, в том, что он способен справится с трудностями.

- Потребность быть похожим на других. Дети должны быть уверены, что они похожи на других, не изгои, не «белые вороны». Если эта потребность удовлетворена, то взросый чувствует себя принадлежащим социуму, если нет, то человек всю жизнь считает себя «странным», «белой вороной».

Если все потребности удовлетворяются адекватно, то развивается здоровая Самость с высокой самооценкой, системой идеалов и ценностей и уверенностью в развитии собственных способностей.

На практике, подход Когута ориентирован на лечение так называемых нарциссических нарушений.

Отто Кернберг.

Концепция Кернберга заключается в том, что Эго человека формируется как последовательность интенализаций (усвоений) опыта общения с другими людьми. При этом формируется внутренняя модель себя и других людей, их целей и желаний, а самое главное – конфликтов. Если модель зыбка, то мир воспринимается жутковатым, странным местом, враждебным человеку, желания и цели других малопонятны и сближаться с ними невозможно.

Если же произошла полная интернализация взаимоотношений с «хорошими» объектами, то человек проявляет хорошее понимание других и психологически расположен к людям.

Неофрейдизм.

Термин «неофрейдисты» относится к целому ряду американских авторов, которые не объединены каким-либо общим учением. То что их сближает, это попытки реформировать теорию Фрейда в направлении большей социальности. То есть, неофрейдисты, но отрицая теории влечений, в своих теориях личности придают большее значение культуре и социуму, в котором воспитывался и живет субъект.

К числу неофрейдистов относят: Карен Хорни, Эрих Фромма, Вильгельма Райха и ряд других.

Карен Хорни (1885-1952).

Основной фокус в теории и практике сосредоточен на женской сексуальности в противовес «мужскому» психоанализу Фрейда. Родилась в Германии, доктор медицины. Проходила личный анализ у К.Абрахама. В 1932 г. эмигрировала в США. Работала в Нью-Йорке как практикующий аналитик. Выявила культуральные различия в природе неврозов в Европе и США. Основное разногласие с Фрейдом по поводу теории Либидо, эдипова комплекса и зависти к пенису у женщин, а также природе бессознательного. В частности, она считала, что бессознательное несет отпечаток культуры, в которой живет субъект. Мотивация человеческого поведения обусловлена «базальной тревогой» и способами с ней справиться. Вообще, уделяла исследованию тревоги особое место, считая ее основной проблемой в современном обществе.

Эрих Фромм (1900-1980).

Скорее философ, чем психоаналитик. Родился в Германии, закончил Гейдельбергский университет. В 1923-24 г. проходил психоанализ в Берлинском институте психоанализа, затем вел активную психоаналитическую практику. В 1933 г эмигрировал в США, практиковал и преподавал в Нью-Йоркском, Колумбийском и Йельском университетах. В Мексике организовал свой институт, существующий по сей день. В 1974 г. переехал в Швейцарию. В основу своей концепции положил синтез идей Маркса и Фрейда. Критиковал капиталистическое общество и разработал проект «общества будущего».

Детально исследовал проблемы любви и морали, а также природу деструктивного поведения человека. Противопоставлял биофилию некрофилии в характере человека. Рассматривал двойственную природу человека как биосоциального существа.

Вильгельм Райх (1897-1957).

Лидер леворадикального ответвления фрейдизма. Ученик Фрейда. Свои взгляды сформировал под воздействием идей Фрейда, Адлера, Маркс и буддийских доктрин. Причиной невроза видел невзможность разрядит сексуальное напряжение, порождаемое избытком энергии и снимаемое телесным оргазмом. Вместо понятия «Либидо» ввел «Оргонную энергию» - сексуализированная жизненная энергия. Пытался дпполнить теорию сексуальности Фрейда марксистской теорией пролетарской революции. Заложил основания новой философской концепции – Фрейдомарксизм. Разрабатывал проблемы сексуальной революции как части революционного процесса.

В 1939 г. эмигрировал в США. Выделил два основных типа характеров – генитальный (конфикт со средой разрешается через разрядку оргазмом и сублимацией) и невротический (подавление оргазма и сублимации).

В основе терапии представление о работе с сопротивлением, проявляющимся через «мышечный панцирь», то есть, физиологическое выражение психической защиты.

Терапия основана на непосредственном телесном контакте и проговаривании. Практиковал «оргонную терапию», изобрел «оргонный аккумулятор».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: