Концептуальные предпосылки психоанализа

Вильгельм Вундт (1832-1920).

Вундт родился в Германии в семье пастора, получил образование врача - в 1856 г. защитил докторскую диссертацию в Гейдельберге, преподавал физиологию, был ассистентом Гельмгольца. В 1875 г. становится профессором философии в Лейпциге, в 1879 году он организует первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, а в 1881 г. первый в мире психологический журнал «Философские исследования». Вокруг него формируется интернациональная школа исследвоателей. Именно благодаря Вундту психология утверждается как самостоятельная опытная наука. В лаборатории им изучались: психофизика, время реакции, ассоциации, чувства. В основе метода исследования – интроспекция, однако контролируемая и проводимая в стандартных условиях, то есть, его метод может быть отнесен к субъективным.

Психофзиология Эрнста Брюкке (1819-1892).

Эрнст Брюкке был преподавателем З.Фрейда в Венском университете. Он занимался физиологией, был профессором Кенигсбергского и Венского университетов. Одни зи основателей физико-химической школы в физиологии. Исследовал физиологию речи, анатомию и физиологию органов рения, пищеварения. Фрейд под его руководством проводил анатомические исследования нервной системы и головного мозга.

Франц Брентано (1838-1917).

Брентано преподавал философию в Венском и университете. В начале своей карьеры был католическим священником, затем отказался от сана и занялся философией. Был прекрасным знатоком философии Фомы Аквинского и Аристотеля. В фокусе его интересов – психология. Фрейд посещал его лекции в учебном 1874-75 году. Затем брал дополнительные частные уроки. По Брентано область психологии это не содержания сознания (ощущения, восприятие, мысли, чувства), а его акты или психические действия, через которые появляется содержание. Одно дело цвет или контур предмета и совсем другое – акт видения цвета или восприятия формы. Изучение актов и есть область психологии, поскольку они недоступны для физиологии. Специфика акта состоит в его направленности на предмет или интенции, поэтому свой психологический подход Брентано назвал интенциональным.

Артур Шопенгауэр (1788-1860).

Немецкий философ, учился на медицинском и философском факультетах. В своих работах стремился соединять восточную философию и западно-европейскую традиции. В своей основной работе «Мир как воля и представление» ввел волю как космический принцип, лежащий в основе мироздания, а понимание мира человеком видел в совокупности двух начал – воли и представления. Особое внимание уделял «воле к жизни», заставляющей жить даже в условиях страдания. Это понятие близко тому понятию, которое Фрейд и Юнг обозначали как либидо. Шопенгауэр исследовал мотивацию как причинность «видимую изнутри», то есть, в сфере его интересов находилась и бессознательная мотивация человеческого поведения.

Фридрих Ницше (1844-1889 – ушел из дома).

Человек от природы склонен убивать и насиловать, он эгоцентричен. За свою историю, под воздействием морали, религии, закона он превратился в «домашнее животное». Мораль делает нас несвободными, нужно ее отбросить и возвести в принцип иерархию силы. «Бог умер и теперь все позволено» - фраза Ницше провозглашает как его воинственный атеизм, так и принятие принципа силы. Идея Фрейда о содержании Ид во многом созвучна взглядам Ницше.

Теодор Мейнерт (1833-1892).

Австрийский психиатр, анатом, физиолог. В 1883 г. в его лаборатории при городской больнице Вены Фрейд проходил практику, изучая гистологию нервной системы. Разрабатывал анатомо-физиологическую теорию нервный расстройств. Сформулировал представление о «первичном Я» как «телесном сознании».

Школа гипноза.

Гипноз, как метод лечения, известен с глубокой древности. Еще папирусы Древнего Египта сохранили описание способа погружения в гипнотический транс. Долгое время гипноз ассоциировался с мистикой и религией. Практика «чудесных исцелений» была призвана не столько для помощи страждущим, сколько для явления мощи божественной силы или королевского могущества. В храме бога-врачевателя Асклепия в Эпидавре существовало специальное круглое помещение, называвшееся абатоном, в котором жрецы погружали в сон больных. Во время этого сна они внушали им приход Асклепия, котрый обращался к больным, расспрашивал об их страдании и освобождал от него. Храм Асклепия представлял собой одновременно и культовое и лечебное учреждение. В абатоне, посередине зала, находился источник целебной минеральной воды, котрую предлагалось пить до погружения в сон и после, вознося при этом благодарственные молитвы богу здоровья.

Издревле известны приемы, погружающие человека в гипнотическое состояние: это однообразные, монотонные звуки, фиксация взора на блестящем предмете или конвергенция его водной точке. Для этих целей друиды, например, проводили молящихся в священные рощи, где вели с ними усыплящие беседы под шум листвы и журчание ручьев, большое значение придавалось поглаживанию и возложению рук.

Основатель учения о животном магнетизме, австрийский врач Франц Антон Месмер (1734-1815), предполагал, что мир пронизан особой жидкостью – магнетическим флюидом, обладающим целебной силой. Накапливаясь в резервуарах особенно одаренных личностей, он может передаваться больным через прикосновение и излечивать их. Месмер создал специальный чан – «бакэ», вокруг которого, взявшись за руки, ходили больные люди, в то время как он прикасался к металлическому шарику на крышке чана и передавал свой флюид через «бакэ» больным. Многие больные чувствовали в это время как их пронизывают живительные токи, впадали в экстаз или демонстрировали другие истерические симптомы. Часто это лечение приводило к избавлению от истерической слепоты или глухоты.

Предшественником научной гипнологии можно считать и португальского аббата Фариа, который еще в 1813 г. впервые ввел методику словесного погружения в гипноз.

Последователь Месмера – Шастенэ де Пьюнсегюр в 1784 г., занимаясь магнетическими пассами, открыл наиболее глубокую стадию искусственного гипноза – искусственный сомнамбулизм. Не будучи врачом, он однако, успешно использовал это состояние в лечебных целях и добивался хороших результатов.

В 1841 г. на сеансе магнетизера Лафонтена с гипнозом знакомится английский хирург Braid. Наблюдения за тем, что фиксация взгляда на определенном предмете дает гипнотический эффект, наводят его на мысль, что здесь имеет место сноподобное состояние, которое он впервые предлагает назвать «гипнозом» от греческого «hypnos» - сон. В своей книге «Нейрогипнология или трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцеления болезней». Книга вышла в Лондоне в 1843 г. В ней предлагалось физиологическое объяснение гипноза (в отличие от Месмеровского, связанного в эфиром) и примеры применения гипноза в медицине, в частности, для обезболивания при проведении хирургического вмешательства.

В 1866 г. сельский врач из Нанси Амвросий Август Льебо (1823-194) издает книгу «Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые прежде всего с точки зрения влияния разума на тело». В ней он привел итоги своих пятилетних наблюдений за применением гипноза в лечебной практике при различных невротических заболеваниях. Льебо разделяет физиологическую концепцию Braid'а и тоже считает гипноз разновидностью сна, однако называет это состояние внушенным сном. Эта работа послужила отправной точкой к созданию т.н. Нансийской школы гипноза. С 1866 г. начинает выходить журнал «Обозрение гипнотизма». Льебо всячески подчеркивал большой терапевтический потенциал гипноза.

С конца 70-х годов 19 в. Известный невопатолог Жан Мартен Шарко (1825-1893) начинает изучать явления гипноза на больных, страдающих истерией. Гипнотическое состояние у них вызывается путем однообразных, монотонных или внезапных и резких раздражителей, действующих на органы слуха и зрения. В полной темноте пациентам бросают яркие вспышки света или воздействуют на слух монотонным звучанием гонга. Больные впадают в различные по своим проявлениям стадии гипноза. Шарко дает им наименования: стадия каталепсии, летаргии и сомнамбулизма. У некоторых больных третья фаза (сомнамбулическая) возникает сразу под воздействием гонга или вспышки света (он назывался драммоновым). Иногда в нее больные переходили из первых двух фаз если им терли кожу на темени. Шарко был действительным членом французской медицинской академии, учителем Жане, Фрейда и Бехтерева. Исследовал наследственные психические болезни и неосознаваемые феномены при истерии. Разработал травматическую теории истерии. Выявил особую гипнабельность истериков. Исследовал психологию творчества и психотерапевтическое воздействие художественных произведений.

Сальпетриерская или Парижская школа Шарко впервые объяснила феномены «чудесного исцеления» с помощью феномена гипноза. Шарко использовал физиологические методы исследования состояния человека в гипнозе. Шарко отождествлял гипноз и истерию и тем самым рассматривал его как патологическое явление.

70-80-е годы 19 в. Вошли в историю как «золотой век» гипноза. После смерти Шарко гипноз во Франции перестал быть популярным и многие врачи отвернулись от этой техники.

Конкурировала с Сальпетриерской школой в изучении гипноза Нансийская, самыми яркими представителями которой были Льебо и Бонн. Фактически главой этой школы стал Ипполит Бернгейм (1840-1919), профессор терапевтической клиники Нансийского университета. Он высказал мысль о том, что наблюдаемые Шарко различные стадии гипнотического состояния связаны исключительно с внушением, а не с патологической, истерической природой самого гипноза. Бернгейм понимал гипноз как внушение одного человека другому, при этом гипнотик (внушаемый) не обнаруживает критики к получаемому внушению. «Гипноза нет, есть только внушение» - известное выражение нансийцев. Однако такое отождествление нельзя рассматривать как правомерное, поскольку в гипнотическое состояние можно погружать и животных, так что гипнотический транс и внушение необходимо рассматривать как различные феномены. Под руководством Бернгейма Фрейд совершенствавал свою технику гипноза в 1889 г., познакомился с бессознательными психическими феноменами. Приходит к выводу о том, что многие психические процессы скрыты от сознания пациента и часто являются причиной видимых симптомов.

Исторически в этом споре победили Нансийцы.

Из немецких исследователей можно назвать Гейденгайна (1834-1897), который рассматривал гипноз как сон разума, во время которого подавлено сознание и вызванный утомлением корковых клеток монотонным раздражителем. Крафт-Эбинг также занимался гипнозом и подчеркивал его лечебное значение.

Из российских врачей, практиковавших и исследовавших гипноз можно назвать А.А.Токарского, В.М.Бехтерева, который уделял особое внимание практическому применению внушения и гипноза в медицине. Он подразделял гипноз на три стадии: малый гипноз, средний и глубокий, что соответствует трем общепринятым стадиям гипноза, выделенным швейцарским врачом Форелем – сонливость, гипотаксия, сомнамбулизм.

Обычно гипнотический сеанс длится 15-20 минут, а сама продолжительность лечения составляет 12-15 сеансов и регулируется индивидуально, частота сеансов от двух до трех в неделю. Однако первые сеансы проводят каждый день или через день и по мере улучшения состояния частота снижается. Иногда курс гипнотерапии повторяют через несколько месяцев.

Обобщая период, предшествующий появлению психоанализа, можно выделить следующие этапы в развитии глубинной психологии:

1. Магические практики древности, ритуалы примитивных человеческих сообществ.

2. Обряды жреческого посвящения, мистерии средиземноморья (8-6 вв. до н.э.).

3. Мудрецы и философы античного мира (6 в. д.н.э. – 0 н.э.)

4. Религиозная эпоха (0 г. н.э. – 16-17 в.в.)

5. Медико-научный (естественно-научный) период (18, 19 в.в.)

6. Возникновение психоанализа, разные варианты отсчета начала эры психоанализа: 1856, 1882, 1894, 1896, 1900…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: