Свойство ремонтопригодности и его показатели

Основы теории надежности ТС

Основные состояния и события в надежности машин: работоспособность, исправность, отказ.

Работоспособность - это состояние изделия, при кот. оно способно нормально выполнять заданные функции (с требованиями, установлен. в нормативной технической документации).

Исправность - это состояние изделия, при кот. оно удовлетворяет требованиям нормативно- технической документации по всем показателям.

Неисправность- состояние системы (изделия) при кт она в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, установленных как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций системы (изделия), так и в отношении второстепенных параметров, характеризующих удобства эксплуатации, внешний вид.

Отказ – нарушение работоспособности технического объекта в следствии недопустимого изменения его параметров или св-в под влиянием внутренних процессов и внешних воздействий. (заключающееся в полной или частичной утрате работоспособности).

Отказы функционирования - это событие, при кот. выполнение своих функций изделия прекращается.

Параметрические отказы - событие, при кот. некоторые параметры изделия изменяются в недопустимых пределах.

Причины отказов делятся на случайные и систематические.

Случайные - это непредусмотренные перегрузки, дефекты материала, погрешности изготовления ошибки обслуживаемого персонала или сбоя в системе управления.

Систематические - это закономерные явления, вызывающие постепенное накопление повреждений: влияние окр. среды, время, температура, усталостность, износ и т.д.

В соответствии с этими причинами и характером проявления и развития отказы делят на внезапные и постепенные (износ, старение, коррозия). 

По причинам возникновения отказы делят на: конструкционные, технологические, эксплуатационные.

По своим последствиям отказы легкие (легко устранимые), средние (не вызывающие разрушение других узлов) и тяжелые (вызывающие вторичные разрушения).

По сложности устранения: отказы устранимые в порядке ТО, в порядке текущего и капитального ремонта.

По месту устранения: отказы устранимые в эксплуатац. и стационарных условиях.

По времени возникновения отказа: приработочные, при нормальной эксплуатации и износливые.

Надежность явл. сложным комплексным свойством, которое в зависимости от назначения изделия и условий его применения включает в себя не только безотказность, долговечность и сохраняемость, но и ремонтопригодность.

 

Свойство безотказности и его показатели.

Безотказность - это свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега.

 Для оценки безотказности применяют следующие основные показатели:

1) вероятность безотказной работы - это вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ не возникнет. Под наработкой понимают продолжительность или обьем выполненной работы.

2) средняя наработка до отказа (tнв) - это математическое ожидание наработки до отказа не восстанавливаемого изделия.

3) средняя наработка на отказ - это отношение наработки восстанавливаемого изделия к математическому ожиданию числа его отказов в течении этой наработки.

4) интенсивность отказов для невосстанавливаемых изделий - это отношение среднего числа отказавших в единицу времени изделий к числу изделий, оставшихся работоспособными.

5) параметр потока отказов для восстанавливаемых изделий - это отношение среднего числа отказов изделий за произвольную малую его наработку к значению этой наработки.

Применительно к автомобилю обычно рассматривают безотказность в течение смены (она особенно важна), в течение заданного пробега(междугородные перевозки) или между очередными видами ТО. В последнем случае показатели безотказности характеризуют эффективность и качество ТО. Оценка безотказности по интервалам пробега в течение всего срока работы автомобиля характеризует темп его старения.

Свойство долговечности и его показатели.

Долговечность - свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе проведения работ ТО и ремонта.

К основным показателям долговечности относятся:

1) средний ресурс (технический) - это наработка изделия от начала его эксплуатации или возобновление эксплуатации после ремонта до предельного состояния.

Ресурс выражается в единицах времени работы изделия(часах) или длины пути(км). Для невосстанавливаемых изделий понятие тех. ресурса и наработки совпадает.

2) средний срок службы - календарная наработка изделия до предельного состояния.

3) гамма-процентный ресурс - явл. основным расчетным показателем подшипников качения, подлежащем распространению на другие детали. Достоинством этого показателя относится возможность его определения до завершения испытания всех образцов, хорошая количественная характеристика в случаях крайних разрушений.

4) гамма-процентный срок службы

5) вероятность достижения предельного состояния.

При определении надежности эти показатели обычно рассматриваются как для отдельных деталей, так и для агрегатов и автомобилей в целом. Для деталей указанные показатели определяются при проведении их ремонта или реже - при списании деталей. Для агрегатов определяются ресурсы до ремонта и между ремонтами. Для автомобилей, кроме ресурсов до ремонта, определяются и нормируются, как правило, сроки службы до их списания.

Свойство ремонтопригодности и его показатели.

Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) - свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта.

 Основными показателями ремонтопригодности явл.:

1) средние продолжительность и трудоемкость выполнения операций ТО и ремонта, которые применяются при нормировании и сравнении различных автомобилей.

2) определяются также вероятность выполнения операций (вида) ТО и ремонта в заданное время и гамма-процентное время выполнения операции (вида) ТО или ремонта.

Эти показатели необходимы для определения возможности проведения операций в заданное (или лимитированное) время. Для характеристики ремонтопригодности используется ряд частных показателей, определяющих влияние конструктивных особенностей автомобиля на трудоемкость и продолжительность его обслуживания или ремонта. К ним относятся, например, абсолютное или относительное количество мест(точек) обслуживания на автомобиле(агрегате и т.д.) и их доступность, а также трудоемкость снятия узлов, агрегатов и деталей, число марок применяемых эксплуатационных материалов, номенклатура необходимого оборудования и инструмента и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: