X. Из «Критической истории»

Фридрих Энгельс

 

«Критическая история политической экономии» г-на Дюринга

Действительно, Маркс в «Капитале» говорит: «Политическая экономия… как самостоятельная наука возникает лишь в мануфактурный период», а в сочинении «К критике политической экономии»:«Классическая политическая экономия… начинается в Англии с Петти, а во Франции с Буагильбера и завершается в Англии Рикардо, а во Франции Сисмонди».

Высказывание А. Дюринга: «Но если это предприятие уже по своему внешнему своеобразию и по новизне значительной части своего содержания совершенно не имеет предшественников, то в ещё гораздо большей степени оно принадлежит мне как собственность по своим внутренним критическим точкам зрения и по своей общей позиции»

Политическая экономия представляет собой научное понимание экономики периода капиталистического производства.

1)!!!Поскольку греки делают иногда случайные экскурсы в эту область(известные явления, как товарное производство, торговля, деньги, капитал, приносящий проценты, и т. д.), они обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки.

Высказывание А. Дюринга к этому: «Таким образом, что касается научной теории хозяйства в древности, мы, собственно говоря» (!), «не имели бы сообщить ровно ничего положительного, а совершенно чуждое науке средневековье даёт ещё гораздо меньше поводов к этому» (к тому, чтобы ничего не сообщать!). «Но так как манера, тщеславно выставляющая напоказ видимость учёности… исказила чистый характер современной науки, то для принятия к сведению должны быть приведены, по крайней мере, некоторые примеры».

2) Положение Аристотеля, что

«каждое благо имеет двоякое употребление: первое присуще вещи как таковой, второе — нет; так, сандалия может служить для обувания ноги и для обмена; то и другое суть способы употребления сандалии, ибо даже тот, кто обменивает сандалию на что-либо, в чём он нуждается, например на деньги или пищу, пользуется сандалией как сандалией; но это не есть естественный способ её употребления, ибо она существует не для обмена». Потребительная и меновая стоимость.

Высказывание А. Дюринга к этому: «высказано в весьма тривиальной и школьной форме»

«В сочинении Платона о государстве… тоже стремились отыскать современную главу о народнохозяйственном разделении труда».

Высказывание А. Дюринга: «границе, которую данные размеры рынка полагают для дальнейшего разветвления профессий и технического разделения специальных операций. Только благодаря представлению об этой границе идея разделения труда, едва ли заслуживающая при ином понимании названия научной, становится значительной экономической истиной».

По мнению г-на Дюринга, идея разделения труда впервые становится «научной», и принадлежит Адаму Смиту. Хотя родоначальником закона разделения труда профессор Рошер, который провел эту "границу".

Энгельс ответ: В обществе, где товарное производство составляет господствующий способ производства, «рынок» всегда был — если уж воспользоваться дюринговской манерой речи — «границей», весьма известной среди «деловых людей». Но требуется нечто большее, чем «знание и инстинкт рутины», для понимания того, что не рынок создал капиталистическое разделение труда, а, наоборот, разложение прежних общественных связей и возникающее отсюда разделение труда создали рынок.

Далее г-на Дюринг: «Роль денег была во все времена первым и главным стимулом для хозяйственных» (!) «мыслей. Но что знал об этой роли некий Аристотель? Его знания, совершенно очевидно, не выходили за пределы представления, что обмен посредством денег последовал за первоначальным натуральным обменом».

По словам Дюрнга, Аристотель вырожает «лишь известную нравственную антипатию», хотя Аристотель доходит до того, что берётся анализировать «роль» денег как меры стоимости имеющую решающее значение для учения о деньгах.

Конечный итог: греческая древность в том отражении, которое она получила в зеркале дюринговского «принятия к сведению», действительно обладает «лишь самыми заурядными идеями».

 

3) Глава г-н Дюринга о меркантилизме:

Меркантилизм — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV—XVII веков, обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и так далее.

Период меркантилизма характеризовался вытеснением натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями. Карл Маркс обозначил меркантилизм периодом "первоначального накопления капитала".

Важнейшие черты:

Истинное богатство — деньги (золото, серебро); они стимулируют развитие торговли и производства.

Общий подход: всякий экспорт дает выгоду; всякий импорт — потерю.

Меньше покупать, больше вывозить. Развивать собственное ремесленное и манифактурное производство.

Современные экономисты считают, что меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний.

Дюринг делит на ранжирует и выставляет вперед Сееру:

«Италия шла впереди всех новейших наций как на практике, так и в области теории политической экономии», из «Краткого трактата» Серры, «как своего рода надпись над входом в новейшую предысторию экономической науки»

В действительности уже в 1609 г., т. е. за четыре года до «Краткого трактата», появилось сочинение Томаса Мана «Рассуждение о торговле». Это сочинение уже в первом своём издании имело то специфическое значение, что было направлено против первоначальной монетарной системы, которую тогда ещё защищали в Англии в качестве государственной практики; оно представляло, следовательно, сознательное самоотмежевание меркантилистской системы от системы, явившейся её родоначальницей. Уже в первоначальном своём виде сочинение Мана выдержало несколько изданий и оказало прямое влияние на законодательство. Совершенно переработанное автором и вышедшее в свет в 1664 г., уже после его смерти, под заглавием «Богатство Англии» и т. д., сочинение это оставалось ещё в течение ста лет евангелием меркантилизма.

 

Критика Дурингом Петти «Трактата о налогах и сборах» 1662 г.:

Петти даёт вполне ясный и правильный анализ величины стоимости товаров. Наглядно пояснив её сначала на примере равной стоимости благородных металлов и зерна, потребовавших одинакового количества труда, Петти говорит первое и вместе с тем последнее «теоретическое» слово о стоимости благородных металлов. Но, кроме того, Петти высказывает в определённой и всеобщей форме мысль о том, что стоимости товаров измеряются равным трудом (equal labour). Он применяет своё открытие к решению разных проблем, иногда весьма запутанных, и местами — по разным случаям и в разных сочинениях, даже там, где он не повторяет этого основного положения, — он делает из него важные выводы. Но уже в своём первом сочинении он говорит:

«Я утверждаю, что это» (т. е. оценка посредством равного труда) «является основой для уравнивания и взвешивания стоимостей *; однако я должен сознаться, что в надстройках, возвышающихся на этой основе, и в практических её применениях имеет место большое разнообразие и большая сложность».

Следовательно, Петти одинаково сознаёт и важность своего открытия, и трудность применения его в конкретных случаях. Поэтому для некоторых частных случаев он пытается испробовать также и иной путь.

Нужно, — говорит Петти, — найти естественное отношение равенства (a natural Par) между землёй и трудом так, чтобы стоимость можно было, по желанию, выражать «как в земле, так и в труде или, ещё лучше, в них обоих».

Об основателе современной политической экономии, Петти, г-н Дюринг сообщает нам, что он отличался «довольно легковесным способом мышления», далее — «отсутствием понимания внутренних и более тонких различений понятий»… «изворотливостью, которая много знает, но легко перескакивает с предмета на предмет, не имея корней в какой-либо более глубокой мысли»… он «рассуждает о народном хозяйстве ещё очень грубо» и «приходит к наивностям, контраст которых… может иной раз и позабавить более серьёзного мыслителя».

Положения Петти, касающиеся «труда и даже рабочего времени как меры стоимости, — о чём у него встречаются неясные следы»

По поводу теории стоимости Петти г-н Дюринг делает следующее, отличающееся большой остротой мысли, замечание: «Если бы он сам отличался большей остротой мысли, то было бы совершенно невозможным, чтобы у него в других местах оказались следы противоположной концепции, о которых упоминалось уже раньше»;

История с Буагильбером и Ло: Буагильбер утверждает, что благородные металлы — в нормальных денежных функциях, которые они выполняют в товарном обращении, — могли бы быть заменены кредитными деньгами. Ло, напротив, воображает, что любое «увеличение количества» этих «клочков бумаги» увеличивает богатство нации. Отсюда для г-на Дюринга вытекает заключение, что «ход мысли Буагильбера уже таил в себе новый поворот в развитии меркантилизма», другими словами — Буагильбер уже таил в себе Ло.

 

В 1691г. Джон Локк «Соображения о снижении процента и повышении стоимости денег государством»;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: