Формирование представлений о временах года

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».

Дети в подготовительной группе уже имеют некоторые представлении о временах года. На занятиях дефектолога уточняются и расширяются представления детей о сезонных изменениях в природе.

Необходимо подвести детей к пониманию связей и зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе («Летом дни длинные, а ночи короткие. Не успеешь оглянуться, а ночь прошла, потому что солнышко рано встает»; «Зима наступает, потому что солнце светит меньше и хуже. Зимой ночи длинные, а дни короткие.»).

Детей необходимо подводить к пониманию перехода одного времени года в другое, называть существенные признаки наступающего времени года: изменение цвета листвы, выпадение и таяние снега и др.; рассказать о периодичности развертывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец («В начале осени еще тепло, это золотая осень»; «В середине зимы, в январе, самые большие морозы»).

Работа по формированию временных представлений здесь неразрывно связана с работой по развитию речи. Педагог должен рассказать о времени года, раскрыть лексическое значение новых слов, дать речевые образцы для характеристики каждого сезона.

Детей подготовительной группы необходимо знакомить с названием текущего месяца. Внимание детей обращается на то, что каждое время года делится на три месяца, каждый месяц имеет своё название. Дети постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Запомнить названия месяцев помогает соотнесение месяца и праздника. Дифференциация праздника и даты позволит уточнить представление о месяце и создаст смысловую опору для запоминания названий.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

При формировании представлений о временах года можно использовать графическую модель-круг «Времена года», где каждое время года и его месяцы обозначены разными цветами: осень – желтым цветом, зима – синим цветом, весна – зелёным, лето – красным.

Полученные представления о годе и сезонах обобщаются, дети повторяют, что происходит в течении года- как изменяется погода, растительный мир, жизнь людей, зверей и птиц. Используются вопросы: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года». Уточняется, что год начинается с праздника, со встречи Нового года, при этом можно использовать плакатный календарь.

Для закрепления знаний о временах года и месяцах проводятся дидактические игры и упражнения:«Повтори, не ошибись», «Назови времена года, месяцы», «Когда это бывает?», «Когда деревья надевают этот наряд?», «В какое время года нужны эти предметы?», «Что сначала, что потом?», «Домики времён года», «Что за чем?» и т.д.

Выводы. Все меры времени (сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности в процессе коррекционно-развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий с дефектологом, с опорой на наглядные пособия, словесный материал (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы), дидактические игры и упражнения.

Знания о времени и умение практически различать и называть время необходимо проводить систематически. Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов: завтра, сегодня, вчера, сутки, утро, день, вечер, ночь, неделя, месяц, год. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: