Тема 2. Образование как ценность, система, процесс, результат

Б.С. Гершунский предлагает рассматривать образование в разных аспектах: ценность, система, процесс, результат (грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет).

В федеральном законе «Об образовании» раскрыто понятие образования – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[5];

Процесс воспитания и обучения представляет собой педагогическую систему, может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют 4 взаимосвязанных компонента: а) педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), б) содержание образования, в) материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов иобучающихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Другие подходы к определению структуры педагогического процесса:

1) целевой – включает цели и задачи, реализуемые в определенных условиях;

2) содержательный – определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения;

3) деятельностный – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания;

4) результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса обеспечивает управление качеством педагогической деятельности;

5) ресурсный – отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Главными этапами педагогического процесса можно назвать:

1) подготовку педагогического процесса;

2) осуществление педагогического процесса;

3) анализ результатов.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия его для протекания в заданном направлении и с заданной эффективностью. В ходе него решаются следующие важные задачи:

1) целеполагание;

2) диагностика возможностей педагогического процесса;

3) прогнозирование результатов процесса;

4) проектирование и планирование. Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:

- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаимодействие педагога и обучаемых;

- использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса;

- создание благоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;

- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств. Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия (Схема 1).

Схема 1

В целом, качество образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»[6].

Закономерности педагогического процесса. Их определение в большой степени зависит от уровня развития антропологических, гуманитарных наук.

I группа закономерностей – действует на макро- и микросоциальном уровнях. Это общие, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества (страны, региона, отдельных групп людей, семьи) и педагогическим процессом:

1. Зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности, то есть цель, характер, содержание, средства, методы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.

2. Зависимость педагогического процесса от региональных условий, факторов микросреды, природных факторов, условий конкретной школы и класса, особенностей педагогического коллектива, внутреннего состояния самого ребенка и др.

II группа закономерностей – действует на межличностном и личностном уровнях.

1. Единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности: с одной стороны, уровень развития личности определяет характер, содержание и результативность педагогического процесса, с другой стороны, педагогический процесс нацелен на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры общества и духовных ценностей.

2. Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями педагогического процесса: между деятельностью педагога, деятельностью ученика и содержанием педагогического процесса, между целями, содержанием, методами, средствами, формами, условиями педагогического взаимодействия, с одной стороны, и его результатами – с другой, между обучением и воспитанием как составляющими педагогического процесса: воспитание невозможно без обучения и наоборот.

3. Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности развивающейся личности, особенностями её взаимодействия с окружающим миром и результатами ее развития: результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться, их интересу к учебной деятельности, отношению к учебному труду, своим учебным обязанностям. Эффективность воспитания зависит от степени активности самой личности, от содержания и способов организации ее деятельности, мотивов этой деятельности, от характера педагогического руководства деятельностью данной личности.

Принципы педагогического процесса. В системе принципов педагогического процесса ряд принципов носит методологический характер:

1) целостный подход к педагогическому процессу

- необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности;

- взаимодействие школы, семьи и внешкольных учреждений;

- единый стиль и тон отношений к ребенку;

 гармоничное сочетание применяемых методов, средств, форм педагогического процесса;

2) принцип природосообразности

- опираться на природу ребенка, на законы его развития,

- создавать условия для самопознания и самореализации,

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в педагогическом процессе;

3) Принцип культуросообразности педагогического процесса

- учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса,

- решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры;

4) Принцип личностного подхода

- при конструировании и осуществлении педагогического процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности;

- признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение;

- опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия

- располагать материал по ступеням возраста;

5) Принцип деятельностного подхода

- опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать педагогический процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения;

6) Принцип полисубъектного (диалогического) подхода

- учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции учителя и учащихся; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности.

В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса

1) Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе)

- оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы педагогического процесса, использовать воспитательные возможности детского коллектива в педагогическом процессе;

2) Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся призван:

- формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям);

- формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий;

-опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень;

3) Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся

- стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению;

- способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала;

4) Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

- исходить их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения ребенка;

5) Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

-подходить к ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко);

6) Принцип научности

- отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией;

-включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук;

- знакомить школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы, формировать у них исследовательские умения;

7) Принцип гражданственности

 - формировать гражданское самосознание, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости;

8) Принцип наглядности

- применять в процессе обучения и воспитания разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся

9) Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании

- согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью;

- обеспечивать преемственность учебных и воспитательных программ на всех ступенях образования;

- использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала;

- обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету;

10) Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности – обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения

11) Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов – целенаправленная организация педагогического процесса, обеспечивающая достижение целей образования Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания.

Особенности задач педагогического процесса определяют содержание составляющих этого многофункционального процесса – воспитание (самовоспитание), обучения (самообразования) и развития. Каждый из элементов функционально-содержательной структуры педагогического процесса является относительно самостоятельных подсистемой.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте понятие «образовательный процесс».

2. Раскройте сущность образовательного процесса как целостной системы

3. Назовите основные задачи образовательного процесса в высшем учебном заведении.

4. Назовите основные компоненты образовательного процесса?

5. Раскройте сущность понятия "педагогическое взаимодействие"

6. Назовите основные закономерности педагогического процесса?

7. Опишите основные принципы образовательного  процесса

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: