Б.С. Гершунский предлагает рассматривать образование в разных аспектах: ценность, система, процесс, результат (грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет).
В федеральном законе «Об образовании» раскрыто понятие образования – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[5];
Процесс воспитания и обучения представляет собой педагогическую систему, может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют 4 взаимосвязанных компонента: а) педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), б) содержание образования, в) материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике.
|
|
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов иобучающихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Другие подходы к определению структуры педагогического процесса:
1) целевой – включает цели и задачи, реализуемые в определенных условиях;
2) содержательный – определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения;
3) деятельностный – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания;
4) результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса обеспечивает управление качеством педагогической деятельности;
5) ресурсный – отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
Главными этапами педагогического процесса можно назвать:
1) подготовку педагогического процесса;
2) осуществление педагогического процесса;
3) анализ результатов.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия его для протекания в заданном направлении и с заданной эффективностью. В ходе него решаются следующие важные задачи:
|
|
1) целеполагание;
2) диагностика возможностей педагогического процесса;
3) прогнозирование результатов процесса;
4) проектирование и планирование. Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:
- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагога и обучаемых;
- использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса;
- создание благоприятных условий;
- осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств. Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия (Схема 1).
Схема 1
В целом, качество образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»[6].
Закономерности педагогического процесса. Их определение в большой степени зависит от уровня развития антропологических, гуманитарных наук.
I группа закономерностей – действует на макро- и микросоциальном уровнях. Это общие, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества (страны, региона, отдельных групп людей, семьи) и педагогическим процессом:
1. Зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности, то есть цель, характер, содержание, средства, методы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.
2. Зависимость педагогического процесса от региональных условий, факторов микросреды, природных факторов, условий конкретной школы и класса, особенностей педагогического коллектива, внутреннего состояния самого ребенка и др.
II группа закономерностей – действует на межличностном и личностном уровнях.
1. Единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности: с одной стороны, уровень развития личности определяет характер, содержание и результативность педагогического процесса, с другой стороны, педагогический процесс нацелен на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры общества и духовных ценностей.
2. Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями педагогического процесса: между деятельностью педагога, деятельностью ученика и содержанием педагогического процесса, между целями, содержанием, методами, средствами, формами, условиями педагогического взаимодействия, с одной стороны, и его результатами – с другой, между обучением и воспитанием как составляющими педагогического процесса: воспитание невозможно без обучения и наоборот.
|
|
3. Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности развивающейся личности, особенностями её взаимодействия с окружающим миром и результатами ее развития: результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться, их интересу к учебной деятельности, отношению к учебному труду, своим учебным обязанностям. Эффективность воспитания зависит от степени активности самой личности, от содержания и способов организации ее деятельности, мотивов этой деятельности, от характера педагогического руководства деятельностью данной личности.
Принципы педагогического процесса. В системе принципов педагогического процесса ряд принципов носит методологический характер:
1) целостный подход к педагогическому процессу
- необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности;
- взаимодействие школы, семьи и внешкольных учреждений;
- единый стиль и тон отношений к ребенку;
гармоничное сочетание применяемых методов, средств, форм педагогического процесса;
2) принцип природосообразности
- опираться на природу ребенка, на законы его развития,
- создавать условия для самопознания и самореализации,
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в педагогическом процессе;
3) Принцип культуросообразности педагогического процесса
- учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса,
- решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры;
4) Принцип личностного подхода
- при конструировании и осуществлении педагогического процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности;
- признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение;
|
|
- опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия
- располагать материал по ступеням возраста;
5) Принцип деятельностного подхода
- опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать педагогический процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения;
6) Принцип полисубъектного (диалогического) подхода
- учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции учителя и учащихся; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности.
В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса
1) Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе)
- оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы педагогического процесса, использовать воспитательные возможности детского коллектива в педагогическом процессе;
2) Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся призван:
- формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям);
- формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий;
-опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень;
3) Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся
- стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению;
- способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала;
4) Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему
- исходить их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения ребенка;
5) Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности
-подходить к ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко);
6) Принцип научности
- отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией;
-включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук;
- знакомить школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы, формировать у них исследовательские умения;
7) Принцип гражданственности
- формировать гражданское самосознание, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости;
8) Принцип наглядности
- применять в процессе обучения и воспитания разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся
9) Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании
- согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью;
- обеспечивать преемственность учебных и воспитательных программ на всех ступенях образования;
- использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала;
- обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету;
10) Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности – обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения
11) Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов – целенаправленная организация педагогического процесса, обеспечивающая достижение целей образования Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания.
Особенности задач педагогического процесса определяют содержание составляющих этого многофункционального процесса – воспитание (самовоспитание), обучения (самообразования) и развития. Каждый из элементов функционально-содержательной структуры педагогического процесса является относительно самостоятельных подсистемой.
Контрольные вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте понятие «образовательный процесс».
2. Раскройте сущность образовательного процесса как целостной системы
3. Назовите основные задачи образовательного процесса в высшем учебном заведении.
4. Назовите основные компоненты образовательного процесса?
5. Раскройте сущность понятия "педагогическое взаимодействие"
6. Назовите основные закономерности педагогического процесса?
7. Опишите основные принципы образовательного процесса